Известия. От сурьмы до тюрьмы: история медицины в отравах и истязаниях

15.04.2019
Известия. От сурьмы до тюрьмы: история медицины в отравах и истязаниях
Фото: пресс-служба издательства «Livebook» с сайта https://iz.ru/867421/lidiia-maslova/ot-surmy-do-tiurmy-istoriia-meditciny-v-otravakh-i-istiazaniiakh


Даже лучшие доктора порой бывают слишком самонадеянными 


Врачевание — штука мистическая, в чем-то сродни шаманству. Во всяком случае именно таковым оно представлялось на протяжении тысяч лет людям непосвященным. Таковой представляется и сегодня. Иначе трудно объяснить тот факт, что даже в XXI веке в своем стремлении избавиться от многих недугов и болезней люди склонны верить в целительную силу самых странных, абсурдных, а порой и попросту опасных методов лечения. О некоторых из них речь идет в книге, которую внимательно изучила критик Лидия Маслова, — специально для «Известий».

Канг Л., Педерсен Н.

История шарлатанства / пер. с англ. А. Кащеева.

Москва: Livebook, 2019. – 400 с.

Элегантно оформленное издание «Истории шарлатанства» в напоминающей дорогой гроб черной обложке, с желтым обрезом и остроумными иллюстрациями в виде старинных гравюр, фотографий и рекламы патентованных средств (на самом деле лишь умножающих страдания и сеющих смерть) можно порекомендовать в качестве отличного подарка любимому доктору. Оценят такой презент не только медицинские работники с их циничным чувством юмора, но и те простые смертные пациенты, что не любят лечиться и оттягивают поход к врачу до последнего, интуитивно чувствуя, что люди в белых халатах не боги, и умение выписать рецепт на латыни вовсе не гарантия эффективности (или хотя бы безвредности) лекарства: как говорится, errare humanum est.

Однако, как следует из «Истории шарлатанства», дело не в конкретных ошибках, недобросовестности или некомпетентности отдельно взятого доктора, просто медицина как таковая — занятие вообще рискованное и ненадежное, где нельзя ни в чем быть уверенным на 100%, и поход к врачу, который может оказаться хорошим или не очень, остается лотереей даже в ХXI веке.

О том, что и лучшим докторам не стоит быть слишком самонадеянными, пишет в предисловии переводчик — нейрохирург, кандидат медицинских наук Алексей Кащеев: «Давайте не будем заблуждаться относительно абсолютности наших знаний и гарантированной эффективности наших врачебных методов, ибо ежегодно доказательная медицина находит в них бессмысленное или опасное, элиминирует это бессмысленное или опасное, заменяя его чем-то новым, что когда-то тоже может оказаться бессмысленным или опасным».

Обстоятельный труд, иллюстрирующий пословицу «Тяжело в леченье— легко в гробу», хорошо структурирован и разделен на пять глав, отражающих широкий спектр снадобий, приемов и приспособлений, когда-либо находивших применение в медицине: «Элементы», «Растения и почвы», «Процедуры и манипуляции», «Живые существа» и «Таинственные силы». Каждая из глав разбита на подглавки, названия которых иногда весьма игривы и отражают готовность отчаявшихся больных решительно на всё ради иллюзорного шанса на излечение: «Дым в задницу» «На посошок! Питьевой кокаин», «Поешьте землицы», «Кровопускание дарит безмятежность», «Чемпионы по анальным видам спорта», «Гной и гордость».

Красной нитью прослеживается в «Истории шарлатанства» такой принципиальный и часто губительный компонент медицины, как бизнес. В подглавке «Кадуцей: сюрприз со змеями», снабженной рисунком с подписью «Меркурий, держащий кадуцей и туго набитый кошелек, правит миром», рассказывается, как в 1902 году американские военные медики немного перепутали посох бога врачевания Асклепия (с одной змеей) и жезл Меркурия (с двумя змеями), сделав кадуцей одним из популярных символов врачевания.

Но, в сущности, нет никакой ошибки в том, что предприимчивый Меркурий прижился в медицинской сфере, учитывая, как легко и по сей день напороться на врача, сидящего на контракте с фармацевтическими компаниями и впаривающего свои «любимые» лекарства всем подряд.

История шарлатанства — по сути, история человеческого ужаса перед неминуемыми болезнями, немощью, старостью и смертью, парализующего умственные способности. Разумеется, конца этой истории не предвидится («Эта книга — лишь краткий обзор самых плохих методов лечения в истории человечества, однако мы убеждены: впереди нас ждут еще худшие», — реалистично замечает переводчик).

Страх смерти — неисчерпаемый «клондайк» для тех, кто обещает если не отменить, то хотя бы оттянуть неизбежное увядание и конец: об этом думаешь всякий раз, выкладывая солидную сумму за очередной крем с золотом или черной икрой, гарантирующий «юный овал» лица. Примерно об этом же говорят Канг и Петерсен в разделе «Золото», напоминая о том, что aurum сам по себе в контакт с человеческим организмом вступать не склонен («При приеме золота внутрь оно выходит в неизмененном виде, разве что делая ваш кал более блестящим и дорогостоящим»).

Зато Au хорошо проникает в мозг, где формирует убедительную связь между драгметаллами и всяческим благополучием, в том числе и физическим («Конечно, лечение золотом — это медицинское изобретение, основанное на тяге к жадности» — в этой фразе слово «тяга» создает небольшую тавтологию, но других замечаний к переводчику нет). Поэтому не исключено, что дальнейший технический прогресс однажды приведет к появлению молодильных кремиков с биткоинами.

А прогресс все-таки существует, не устают напоминать авторы книги, завершая каждую главу отчетом о том, что в наши просвещенные дни то или иное абсурдное средство или способ все-таки удалось изъять из врачебной практики или свести его использование к минимуму. Впрочем, в главе про кровопускание авторы рановато радуются, что этот метод в наше время удается держать в рамках разумного, и не упоминают такое модное приспособление, как мезороллер, который для пущего омолаживающего эффекта рекомендуется катать по скукожившемуся от старости личику «до кровавой росы».

Отнюдь не только доверчивые пациенты в выборе лечения порой мало что соображают на уровне хотя бы обыденного здравого смысла и гимназического курса анатомии с биологией. В «Истории шарлатанства» подмочена репутация практически всех древнейших медицинских авторитетов, включая Авиценну, который сам пал жертвой опиума, и отца-основателя всей медицины Гиппократа, чью клятву вспоминают, когда надо строго призвать медиков к этике, чувству долга и ответственности, не представляя себе, чего только чудовищного не советовало светило пациентам, например, раскаленное железо от геморроя: «Во время прижигания голову и руки больного надо крепко держать… Нужно, чтобы он кричал, ибо при крике прямая кишка сильнее выбухает из заднего прохода».

А прочтя золотые слова из «Гиппократова корпуса»: «Что не излечивает лекарство, то излечивает нож, чего не излечивает нож, излечивает огонь, чего не излечивает огонь, то надо считать неизлечимым», начинаешь не только уважать стойкость, но и понимать логику тех людей, которые принципиально избегают любого лечения (лишь изредка соглашаясь на прикладывание капустного листа, от которого точно вреда не будет) и, даже выписавшись из реанимации, продолжают свой путь самурая, со здоровым фатализмом полагаясь на возможности собственного организма: либо он сам справится, либо, как говорится, все там будем.


Автор Лидия Маслова 



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика