Во все времена идея о бессмертии была одной из главных движущих сил прогресса. Лекарство от смерти искали врачи, философы, алхимики.
Последние считали, что корень вечной жизни можно найти в самом благородном из металлов — нестареющем золоте, поэтому их «философский камень» служил сразу двум целям: с его помощью можно было не только любой металл в никогда нержавеющее золото, но и победить смерть. Логика налицо: если этот ценный «реактив» может «обессмертить» железо, медь, ртуть и так далее, то уж наверняка у него это получится и с таким податливым материалом, как наше тело. Но многовековые исследования в этой области к обнадёживающим результатам не привели, и алхимический проект был закрыт. Вместе со всей алхимией.
Но сама тема продолжала волновать человечество, и в последние десятилетия получила неожиданное новое развитие. Связанное со взрывным ростом компьютерных мощностей.
Раздвоение личности
В том, что компьютер уже в недалёком будущем достигнет уровня разумности человека, сегодня почти никто не сомневается. Кто-то, как например известнейший американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвайль, прогнозы которого почти все сбываются, считают, что это произойдет в конце 2020-х годов. Кто-то, как технический директор корпорации Intel Джастин Ратнер, относят событие на рубеж 2040-2050-хх, но все соглашаются с тем, что машину можно научить мыслить по-человечески. И для этого ей совсем не надо иметь человеческий образ и быть нам подобной. Достаточно создать в ее оперативной памяти цифровую человеческую модель, его компьютерное воплощение, своеобразный «аватар». А теперь представьте, что в компьютере моделируется не какой-то абстрактный, а вполне конкретный человек. Он думает, как его первообраз, имеет те же привычки и наклонности, что и его прародитель, он общается так же, и даже имеет те же воспоминания. И кто он после этого, как не тот же человек, только в новом, бессмертном облике?
Поборники «цифрового бессмертия» утверждают, что такая компьютерная модель и есть настоящая победа над смертью. Живет человек, потом умирает, а сознание его, заранее смоделированное и загруженное в компьютерную память, напротив — активируется и человек, вернее — его сознание, личность, продолжает существовать, будто бы очнувшаяся после сна или вышедшая из комы. Только существование продолжается уже в новом мире — в недрах компьютера и компьютерных сетях. И такие аватары, пусть пока еще не вполне разумные, уже создаются. На западе существует несколько компаний, работающих именно в этом направлении. «Если вы можете загрузить себя, свою личность, в цифровой форме в компьютер, она сможет жить там вечно, - говорит Ник Майер, один из руководителей американской компании Lifenaut, занимающейся созданием реалистичных аватар. - Это действительно реальный способ избежать смерти».
На сайте компании вас встречает виртуальная девушка, внешне слабо отличимая от настоящей. Зовут девушку, как она утверждает, Майя. С ней можно немного поговорить, причем, хотя вопросы пока приходится задавать только в письменной форме и только по-английски, отвечает она вполне устно. На сайте можно зарегистрироваться, загрузить свое фото, видео, пройти систему тестов и на выходе получить аватару, которая будет выглядеть как вы, отвечать на вопросы как вы (или почти как вы) и даже кое-что помнить о вашей прошлой жизни. Словом, это будет ваш упрощенный онлайн вариант, эдакий, усовершенствованный автоответчик. Конечно, это пока еще далеко не личность, но это уже движение в сторону ее компьютерного воплощения. Нет никакого сомнения в том, что со временем такие аватары будут становиться все умнее, пока, наконец, не станут полноправным и полноценным заместителем хозяина в виртуальном пространстве. Они смогут вести за него переписку, встречать гостей на личном сайте, выполнять какие-то задания. Рано или поздно, реальный хозяин умрет, а его виртуальное эго будет существовать до тех пор, пока его не сотрут. Внуки будут воспринимать его как дедушку (или бабушку), дети – советоваться с ним по важным вопросам, правнуки – расспрашивать о том, как жилось в дремучем XX веке...
Уже больше 20 лет в США существует Общество по защите прав роботов (American Society for the Prevention of Cruelty to Robots), девиз которого «Роботы — тоже люди! По крайней мере, когда-нибудь они ими станут». Безусловно, права возникнут и у аватар. Со временем они будут расширяться. Если сейчас эксцентричные миллионеры завещают свои состояния собакам и кошкам, ничто не помешает им определять в качестве наследников своих компьютерных преемников. Возможно, аватары начнут руководить фирмами и корпорациями, может даже их станут нанимать на работу. А что? Представьте, умер великолепный юрист или прекрасный экономист, а в компьютере осталось его воплощение. Почему не воспользоваться его способностями?
Так можно фантазировать и дальше. Но вот вопрос: а действительно ли человек в такой аватаре может обрести бессмертие, или созданная в компьютере личность просто будет его копией? Действительно, мы же не объявляем бессмертными киноактёров на том основании, что у нас есть множество их озвученных, движущихся и даже объёмных изображений. Главная проблема состоит в том, что мы еще не совсем представляем себе, что такое личность и как она функционирует. Философы-трансгуманисты, сторонники цифрового бессмертия, считают, что если, грубо говоря, прямо перед смертью сознание будет скопировано в компьютер и активировано, а настоящее сознание, напротив, отключено, то и личность будет автоматически перенесена на новый, цифровой носитель. Причем, для этого не надо будет даже переносить все сознание. Мелочи можно игнорировать, неприятные моменты – убрать или затушевать, главное — не потерять основные воспоминания и ощущение самосознания. Ведь человек даже после частичной потери памяти не перестает ощущать себя собой. Процесс переноса в этом случае будет напоминать клиническую смерть.
Как живые
Но все это станет возможным не раньше, чем лет через 20-30. Пока же вернемся в сегодняшний день. Созданием человеческих аватар сейчас занимается далеко не только Lifenaut. Гораздо более реалистичные, почти живые физиономии делает, например, американская компания Image Metrics. Заказчиками выступают киностудии и компании, производящие компьютерные игры. Виртуальных персонажей от Image Metrics внешне отличить от фотографий и видео живых людей уже почти невозможно. Правда, услуги компании пока стоят недешево, и далеко не каждый человек может заказать здесь свой виртуальный образ. Но ведь ещё два десятилетия назад и просто фотографию в сеть было загнать совсем не просто, а три десятилетия назад графика на уровне «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» воспринималась как поразительное достижение разума и высочайших технологий.
Технику создания «живых» людей на жестких дисках специалисты из Image Metrics отрабатывали несколько лет. Проведя углубленное компьютерное моделирование, специалистам компании удалось создать аватары, совершенно неотличимые от живых людей. Первым её глобальным прорывом стал созданный ещё в 2008 году виртуальный вариант голливудской актрисы Эмили О'Брайэн. Генеральный директор Image Metrics Майк Старкенберг назвал уже тогда виртуальную Эмили, движением и речью которой можно управлять, «самим совершенством». Набрав в поисковой строке YouTube The Emily Project, нетрудно убедиться, что у него есть основания так говорить. Но надо учесть, что на создание «совершенства» у компании ушло $500 000.
По тому же пути идут и другие «аватворцы». Отпочковавшаяся девять лет назад от Image Metrics компания CounterPunch недавно смоделировала по заказу польского Парка Генрика Йордана, известного большим числом установленных в нём бюстов известных исторических личностей, аватары Леонардо Да Винчи и Альберта Эйнштейна. Как рассказал журналистам основатель компании Эндрю Эджизиано, заказчики попросили «не просто создать похожую голову, но создать в этой голове похожий характер, оживить персонаж». При этом, такие «головы» от CounterPunch стоят значительно дешевле аватар Image Metrics. В зависимости от степени реалистичности они сегодня обходятся заказчикам в сумму от $8000 до $200 000.
Разговор по душам
Но, конечно, внешнее сходство и совершенство движений — это пока не личность. Ещё в 2007 году специалистам из Университета Центральной Флориды в Орландо и Университета Иллинойса в Чикаго удалось в рамках программы Lifelike (грубо можно перевести «как живой») создать аватар Александра Шварцкопфа, бывшего директора Национального научного фонда США. Выглядит компьютерный ученый не так реалистично, как О'Брайен, Да Винчи или Эйнштейн, зато с ним уже можно достаточно осмысленно поговорить. Видеозаписи бесед с ним так же несложно найти в Интернете. Отвечая на вопросы и задавая их, аватар проявляет настоящие эмоции: хмурит брови, морщит лоб, улыбается, сердится, печалится, говоря о чем-то грустном и вообще, ведет себя как настоящий, только несколько утрированный человек. И главное, по утверждению друзей и коллег, он действительно отвечает примерно так, как это мог сделать сам доктор Шварцкопф, даже рассказывает коротенькие истории из почти собственной жизни. Или именно собственной?
Пока ученые не умеют переносить информацию из мозга в компьютер напрямую, аватары приходится «обучать». Создавая собственный виртуальный образ в компании Lifenaut, про которую мы уже говорили, желающему придется ответить на полтысячи вопросов, выполнить 480 тестовых заданий, провести несколько часов в разговорах с другими виртуальными персонажами. И это далеко не предел. Американский социолог Уильям Симс Бейнбридж в рамках проекта CyBeRav составил специальный вопросник, пройдя который можно, по его утверждению, «заархивировать собственный ум», сделать его резервную копию. Одна незадача: на ответы может уйти от 1700 до 2000 часов. От 210 до 250 рабочих дней.
Впрочем, можно поступить и проще. Сотрудник Microsoft Гордон Белл, например, пытаясь построить модель собственного сознания, постоянно носит на себе видеокамеру, которая записывает все его действия. Таких людей, как Белл, называют «лайфлоггеры» (Lifelogger - «регистратор жизни») и их в мире уже немало.
Интересно, что все попытки создания искусственного интеллекта другими путями пока значительно менее успешны. Самые разумные машины, если верить Дэвиду Хансону, главе компании Hanson Robotics, по интеллекту пока находятся на уровне годовалого ребенка: «У нас пока нет доказательств того, что машины могут обладать сознанием, мы вообще до сих пор не понимаем, что такое сознание. Но и утверждать, что машина не может им обладать на сегодня не менее глупо».
Некоторые исследователи считают, что смоделировать нормальную личность именно в компьютере нельзя, поскольку она будет лишена телесных ощущений. Ни потрогать ей, ни понюхать, ни обжечься. Но эти люди вовсе не отрицают идею цифрового бессмертия, а пытаются построить для нужд виртуальных личностей достойные материальные тела. Такую технологию показал в своём фильме «Аватар» Джеймс Кэмерон. Участники проекта Lifelike уже пытаются прикрутить к своему цифровому Шварцкопфу видеокамеры, которые позволили бы ему прозреть. А производящая человекоподобных роботов Hanson Robotics уже ведет переговоры с Lifenaut о подселении какой-нибудь из продвинутых аватар в тело настоящего андроида. «Сочетание имитации разума с настоящим физическим телом позволит этому разуму физически взаимодействовать с нашим миром, исследовать его и спокойно жить среди нас», - считает Дэвид Хансон. Планы у его фирмы поистине наполеоновские: в рамках уже запущенного проекта Apollo Mind («Аполлонов ум») здесь обещают создать не просто умного робота, но машинного гения с интеллектом на уровне Моцарта, не ниже.
Но, поскольку настоящий Моцарт умер еще в 1791 году, обессмертить его таким образом не удастся. Для гениальной аватары надо будет подобрать современного нам, еще живого гения. Выбрать и засадить за вопросник-архиватор. Только согласится ли он променять почти год своей реальной жизни на виртуальную вечность? Мне кажется, что попробовать стоит.
Автор Валерий Чумаков
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Болонкин, доктор технических наук, автор книги «Бессмертие людей и электронная цивилизация»:
- Цифровой или Е-человек имеет огромные преимущества по сравнению со своим биологическим предшественником: он не нуждается ни в пище, ни в воде, ни в жилище, может иметь огромную силу, путешествовать по дну океанов, жить в космосе, быть вечно юным, выбирать любой внешний вид. Думая, как человек и чувствуя, как человек, он сможет моментально усвоить огромные массивы информации, просто загрузив их в свою память, как загружают данные в компьютер. Постепенно все человеческое (биологическое) общество трансформируется в Электронное общество, поскольку биологический человек не сможет состязаться с Е-существом. Последние будут в основном заняты техническим прогрессом, который многократно ускорится, и создадут Высший Разум, который сможет создавать новые Вселенные и управлять законами Природы. Такова природная цель человечества. Человечество, хочет оно этого или нет, участвует во Вселенской гонке к Высшему Разуму и, если оно не победит в ней, то рано или поздно будет уничтожено или сведено к роли животных, а позднее и муравьев или насекомых у более высокоразвитых разумных существ.
Другие новости
Собака.ru. На курорте «Первая Линия» запустили новую инновационную программу «Клеточное Обновление» https://www.sobaka.ru/health/health/115858Интерфакс – Россия. Эксперимент по замедлению старения проведут петербургские геронтологи
https://www.interfax-russia.ru/kaleidoscope/eksperiment-po-zamedleniyu-stareniya-provedut-peterburgs...