Диалектика жизни и смерти

24.08.2016
Диалектика жизни и смерти
Тема смерти играет важную роль в религии, мифологии и философии культур, которые не относятся к западной цивилизации. На западе же этой теме не уделяется столь пристальное внимание. Однако, как из всех правил, из этого тоже есть исключения.
Наиболее серьезное и интересное из этих исключений – Зигмунд Фрейд. Его взгляды на психологические аспекты смерти претерпевали резкие изменения на разных этапах его работы над теорией психоанализа.
Страх смерти изначально рассматривался им как производное от тревожности, связанной с сексуальными комплексами.
Однако между 1913 и 1920 годами эта концепция меняется. Он отказывается от своего тезиса о том, что «смерть как таковая» не присутствует в человеческом сознании. В 1920 году он пишет о существовании двух типов инстинкта:
- первый из них служит сохранению жизни;
- второй стремится вернуть ее туда, откуда она произошла.
Согласно этой концепции, эти инстинкты действуют в человеке с самого рождения и постепенно превращают его из органической в неорганическую систему.
Более позднее его исследование (1938 г.) говорят о том, что в человеке борются два инстинкта: инстинкт любви (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
Многие его последователи не были согласны с этой концепцией, считая, что подобное видение коренится в его собственной озабоченности смертью, в его неожиданно начавшемся онкологическом заболевании, в его реакции на Первую Мировую войну.
С Фрейдом, в частности, не был согласен и Карл Густав Юнг, который не считал Эрос эквивалентом жизни, а потому и противоположностью Танатосу.
Юнг внес особый вклад в танатологию тем, что был глубоко уверен, что мотивы смерти сильнейшим образом представлены в нашем подсознании. Они оказывают большое влияние на психологию развития индивидуальности. Так, с его точки зрения, проблема смерти должна волновать человека во второй половине жизни. Если же это происходит в первой, то напрямую связано с психопатологией.
В теориях экзистенциалистов , особенно в философии Мартина Хайдегера, вопрос смерти также занимает важное место.

Для справки
Экзистенциализм (лат. existentia – существование) – особое направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
Принципы экзистенциализма
1. Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.
2. Существование человека – это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.
3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.
4. Временное и конечное существование. Человеческое существование – это бытие, обращенное в смерть.

Согласно Хайдегеру, осознание собственной бренности постоянно присутствует в каждом человеке еще до фактического наступления биологического конца. Четвертый принцип экзистенциализма: жизнь – бытие, обращенное в смерть.
Можно соглашаться и не соглашаться с различными концепциями психиатров, психологов и философов, одно несомненно – изучение смерти имеет ключевое значение для осознания психологических процессов.
Понятие психологии смерти не должно сопровождаться негативными ассоциациями.
Чаще всего мы привыкли рассматривать жизнь и смерть как несовместимые противоположности. Однако, они не только совместимы, но и взаимозависимы. Полноценная жизнь ведет к примирению со смертью.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика