Посмертный путь души в мифологии и искусстве

22.07.2016
Посмертный путь души в мифологии и искусстве
В большинстве книг о смерти, написанных в первой половине XX века, концепция загробного существования и посмертного путешествия души рассматривалась как проявление примитивного магического мышления и неспособность принимать факт смерти как конца. Однако в последнее время приходит осознание того, что эсхатологические мифологии различных народов представляют собой реальные описания состояний сознания умирающих.
Эсхатология (от др. греч. ἔσχατον – конечный, последний и λόγος – слово, знание) – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и ее переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества (авт.).
В различных культурах концепции загробной жизни различны, но идея одна и та же: смерть – не абсолютный конец человеческой жизни.
Сравнение концепций загробной жизни показывает, что у разных культур, этнических групп, разделенных исторически и географически, они весьма похожи.
Понятие об аде, чистилище и рае во многом вариативны, но концептуально схожи.
Еще одна повторяющаяся тема – суд над мертвыми, призванный праведников отправить в рай, а тех, кто на земле вел жизнь неправедную, - в ад. Самые ранние описания такого суда содержит «Египетская книга мертвых».
Судьба, ожидающая умерших, часто выражается в изображении дороги, пути, какой-то конкретной последовательности событий.
Особое внимание к процессу умирания в истории выказали две культуры: египетская и тибетская. Это нашло отражение в «Египетской книге мертвых» и в «Тибетской книге мертвых».
В средневековой Европе был свой аналог этих книг «Искусство смерти». Такой интерес к смерти появился, благодаря высокому уровню смертности в эти века: эпидемии, войны, казни – все это не способствовало большой продолжительности жизни.
Тема смерти также нашла отражение в многочисленных художественных произведениях: поэзии на тему «Memento more». В этом смысле особенно интересны полемические стихи, которые отражали философские и религиозные вопросы жизни и смерти в виде диалогов между человеком и смертью, миром и человеком, жизнью и смертью, душой и телом, умирающим и дьяволом. В стихах на тему «Я иду к своей смерти» умирающие делились своими переживаниями. Во многих странах распространились также «танцы смерти».
Обучением всему, что человеку следует знать о смерти, занимались, в основном, монахи: доминиканцы и францисканцы.
Так или иначе, все это должно было подготовить человека к принятию смерти.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика