Смерть изменчива

22.07.2016
Смерть изменчива
Смерть – это то явление, через которое рано или поздно проходит каждый живущий. Тем не менее, это самое загадочное явление нашей жизни. С давних времен сам факт ее существования подстегивал человеческую фантазию, которая находила свое выражение в религии, искусстве, мифологии, философии и фольклоре. Многие памятники архитектуры были навеяны тайной смерти.
Различные взгляды на смерть оказывают свое влияние не только на уходящих в мир иной, но и на остающихся в мире этом.
В большинстве незападных культур существуют религиозные и философские системы, помогающие понять и принять смерть, которая не воспринимается как уничтожение абсолютное, а всего лишь как переход в иное качество. Мифология этих культур, как правило, имеет описание географии загробного мира, которое должно помочь душам в их посмертном путешествии.
Вера в существование посмертного пути находит отражение в погребальных обрядах, которые, чаще всего, выражаются в облегчении и ускорении перехода души в мир иной. Часто такие ритуалы направлены на установление связи между живыми и умершими, дабы обеспечить безопасность живущих путем покровительства ушедших.
Многие обряды направлены на то, чтобы помешать ушедшим в мир духов вернуться оттуда.
Особая разновидность веры в существование после смерти – вера в реинкарнацию. Ее особенность в том, что кроме веры в посмертное духовное существование она предполагает уверенность в возвращении к существованию телесному. Подобные верования существуют в Индии, у индейцев Северной Америки, существовали в Древней Греции и раннем христианстве.
Понятно, что такое убеждение меняет и сам взгляд на смерть, который в корне отличается от европейской концепции. Это отличие заключается в том, что процесс умирания воспринимается как более важное событие, нежели сама жизнь.
В некоторых культурах смерть оценивается как переход на более высокую ступень – в мир предков, могучих духов, полубогов или, даже, богов. Чаще всего посмертный мир четко разделен на преисподнюю, чистилище и высшие сферы. Поэтому во многих культурах человека знакомят с опытом смерти еще при жизни.
Существуют ритуалы, в которых люди переживают опыт смерти в символической форме. Такие ритуалы выполняют две важные задачи:
1) Посвященный в тайны смерти открывает новый способ постижения мира;
2) Это подготовка к настоящей физической смерти.
Существуют даже специальные руководства по действиям при соприкосновении со смертью. Примеры подобных руководств: «Тибетская книга мертвых», «Египетская книга мертвых», «Искусство смерти (литературное произведение Средневековой Европы),
В тех культурах, где смерти носит «общинный» характер, она воспринимается гораздо менее болезненно, нежели в тех культурах, где сильно человеческое «эго». Европеец склонен рассматривать веру в посмертное существование как выражение страхов примитивных людей, лишенных научных знаний. Таким образом, преобладание группового сознания над индивидуальным рассматривается как признак психологической незрелости. Для западной культуры характерно восприятие старения, смертельных болезней и умирания не как составных частей жизни, а как ограниченность жизненных возможностей человека. Для европейца характерна философия прагматизма, которая настраивает человека на достижения и успех при жизни, а потому умирающий рассматривается как потерпевший поражение. В западной культуре люди только-только начинают осознавать, что есть нечто, что возможно постичь только через контакты с престарелыми и умирающими.
Сейчас медицина работает над тем, чтобы всевозможными способами продлить физиологическое существование, но мало кто при этом обращает внимание на психологическое состояние умирающего. Очень часто от больного скрывают его безнадежное состояние. Все это усиливает психологическую изоляцию умирающих, большинство из которых инстинктивно чувствует приближение смерти.
В таких случаях для умирающего может стать поддержкой религия. Но для большинства представителей западной цивилизации она утратила свое значение, оставшись лишь набором формальных церемоний. Взгляд на мир с точки зрения материалистической философии усиливает тяжесть положения умирающего, поскольку согласно этой точке зрения, за пределами материального мира ничего не существует.
Поэтому современная действительность ничего не может предложить для облегчения душевных мук умирающих, которые испытывают глубокий кризис. Тем не менее, психиатры, психотерапевты и психологи, разрабатывающие технологии выхода из трудных ситуаций для живых для недавнего времени совершенно не пытались сделать нечто подобное для умирающих.
Работа с умирающими и их семьями крайне трудна. Прежде всего потому, что ведется с людьми, смотрящими в будущее (вернее, в его отсутствие) без всякого оптимизма. Врач попросту не может предложить никакой альтернативы ни самому умирающему, ни его родственникам. Традиционно это было прерогативой церкви.
Важнейшей причиной нежелания специалистов входить в контакт как с уходящими, так и с остающимися – собственный подсознательный страх смерти.
В условиях полного отсутствия социальных, психологических и духовных систем, которые могут быть противопоставлены этому страху, он становится важнейшим препятствием в оказании психологической помощи умирающему.
Еще один немаловажный фактор, способствующий распространению неверной информации о смерти, - средства массовой информации.
Картина смерти стала еще более абстрактной с изобретением ядерного оружия, способного в один миг уничтожить все человечество.
Именно поэтому во второй половине XX века возрастает интерес к проблеме смерти и умирания, появляются целые институты танатологии. Врачами наконец-то осознана важность открытого и честного общения с умирающими и их родными.
Психологи выделяют пять стадий эмоциональных реакций, через которые проходит умирающий:
1) Отторжение и изоляция;
2) Гнев;
3) Попытка что-то выторговать;
4) Депрессия;
5) Признание неизбежного.
Еще один важный шаг в уходе за смертельно больными людьми – создание хосписов.
В последние годы написано множество книг, посвященных смерти и уходу за неизлечимо больными людьми.
Некоторые лечебные учреждения используют для облегчения страданий онкобольных наркотики-галлюциногены, в результате приема которых они переживают смерть и возрождение.



Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика