Взгляд на смерть (часть вторая)

30.04.2016
Взгляд на смерть (часть вторая)
Немного ранее на нашем портале был опубликован материал, в котором речь шла о взглядах на смерть разных людей. В частности, ребенка, обывателя и человека преклонного возраста.
Как выяснилось, точка зрения на сакральное явление смерти меняется с течением возраста и сильно зависит от этого аспекта.
В данной публикации мы продолжим исследования на эту тему. И речь пойдет о зависимости отношения к смерти от профессиональной принадлежности.

Взгляд врача

Медицинские работники начинают соприкасаться со смертью еще на стадии обучения профессии. Походы в морг, практические занятия в патологоанатомическом отделении – все это заставляет людей этой профессии оценивать явление смерти с чисто профессиональной точки зрения: от чего наступает, как предотвратить или оттянуть – вот основные вопросы, на которые отвечает медицинский работник.
Конечно же, врачи – тоже люди, и им присущи сочувствие, жалость, сострадание… Но, как профессионалам в области жизни и смерти им, как правило, свойственен некоторый цинизм при взгляде на человеческий уход.
Кстати, если обращали внимание, медики избегают употребления слова «смерть». Для них более характерно выражение «летальный исход».
Наиболее «близки» к смерти врачи, которые последними исследуют даже не пациента, а лишь его тело, устанавливают причину смерти, - патологоанатомы.
Для этих врачей, ежедневно имеющих дело с мертвыми телами, эти тела не воспринимаются как люди (даже бывшие). Это просто работа. Именно поэтому у патологоанатомов существует неписанный закон-табу: никогда не вскрывать тело того, кого знал при жизни.
Кроме того, как и представители многих профессий, патологоанатомы подвержены «профессиональным» суевериям. Вот некоторые из них:
- не ложиться в гроб, ни под каким предлогом;
- не переходить дорогу похоронному кортежу;
- не брать себе вещи покойного;
- не говорить родственникам покойного «до свидания»;
- не говорить врачам-клиницистам (то есть, кто имеет дело с живыми пациентами): «давненько вас не видел!»

Взгляд солдата

Сразу оговорюсь: под понятием солдат в данной статье подразумевается не только человек в погонах. Это и военные врачи, и военные журналисты – в общем, все те, кто имеет отношение к войне.
Взгляд таких людей весьма специфичен. Важнейшая его особенность – значимость выполнения воинского долга перед Родиной. Готовность к самопожертвованию – нормальное состояние для солдата. период выполнения боевой задачи – это реализация жизненного смысла. Гибель за Родину – это духовное бессмертие. И это не означает, что солдат не испытывает страха перед смертью. Просто выживание любой ценой противоречит на тот момент самому смыслу жизни. А утрата смысла жизни – тоже смерть, только не физическая, а духовная. А какая из них страшнее, каждый решает для себя сам.
Интересно в этом смысле высказывание известного религиозного философа Ивана Ильина (1883-1954): «Взявший меч готов убить; но он должен быть готов к тому, что убьют его самого; вот почему приятие меча есть приятие смерти, и тот, кто боится смерти, тот не должен браться за меч. Однако в любви не только отпадает страх смерти, но открываются те основы и побуждения, которые ведут к мечу. Ибо браться за меч имеет смысл только во имя того, за что человеку действительно стоит умереть: во имя дела Божьего на земле». Природа меча не в нем самом, а в человеке, взявшем его. Свят он в руках святых и мерзок в руках разбойничьих. Своей же собственной правды он не имеет».
Особенность взгляда солдата на смерть и бессмертия – приспособление сознания к повседневной реальности смерти.
В плане отношения солдата к смерти весьма показательны положения средневекового бусидо (буквально – «путь воина») – кодекса самураев, предписывающего воину умереть в любой момент. Отголоски этого кодекса нашли свое отражение в японских тейсинтай – солдатах-смертниках, действовавших во время Второй Мировой войны.
Преодоление страха смерти в боевых условиях – следствие доминанты в этих условиях общественного начала над индивидуальным. Готовность принять смерть на поле боя получает высокую нравственную оценку со стороны общества.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: А если человек воюет не за свою Родину? Например, военнослужащий, воюющий в так называемой «горячей точке».
В принципе подход к принятию смерти похожий. Только понятие «Родина» заменяется понятием «боевой товарищ». На войне формируется военное братство, которое гораздо крепче любой крепкой дружбы в мирное время. Гибель боевого товарища воспринимается гораздо острее, нежели смерть близкого человека «на гражданке». Именно поэтому часто вернувшиеся из «горячих точек» берут на себя заботу о семье погибших друзей.
Таким образом, дилемма «погибнуть или предать Родину» трансформируется в дилемму «выжить или «прикрыть» товарища». И эта дилемма решается в сторону «прикрыть».

Взгляд журналиста

Журналисты, наряду с медицинскими работниками, - люди циничные. Поэтому и взгляд журналиста на смерть сродни взгляду медика. По роду своей деятельности журналисты часто вынуждены сообщать о чьей-либо смерти, писать некрологи, рассказывать о покойном.
Так что, если говорить кратко, то внешне это выглядит так: «без эмоций». Хотя внутри себя журналист переживает самые разные эмоции: боль утраты, страдание, гнев, жалость, внешне он должен выглядеть бесстрастно. Если у тех же патологоанатомов существует неписанное правило – не вскрывать тех, кого они знали при жизни, то журналистам частенько приходится «препарировать» жизнь тех, с кем они хорошо были знакомы.
В принципе, вне профессии взгляд журналиста на смерть сродни взгляду простого обывателя. Но его профессионализм заключается в том, чтобы быть выше чувств и эмоций, хотя бы внешне.

Взгляд философа

Во все времена философов интересовала проблема смерти, проблема жизни после смерти. Таким образом на сегодняшний день сформировалась система философских взглядов на смерть, подразделяющихся на четыре типа.
- первый тип: смерть есть продолжение земной жизни. Этот взгляд наглядно отражен в тех типах захоронений, которые предполагают захоронение вместе с умершим тех вещей, которыми он пользовался при жизни;
- второе тип: жизнь после смерти проходит в другом мире – либо под землей (ад), либо над землей (рай). Кто куда попадет после смерти зависит от того, какую (праведную или неправедную) жизнь человек вел на земле;
- третий тип: после смерти душа человека переселяется в другое существо. Возможно, в другого человека, возможно – в животное. Идея реинкарнации;
- четвертый тип (взгляд философов-материалистов): после смерти ничего нет.
В любом случае, философы никогда не оставляли без внимания феномен смерти и умирания, как итог человеческого существования в этом мире.
Древние философы говорили о бессмертии человеческой души.
Философы Средневековья полностью находились под влиянием церкви, поэтому средневековая философия по своей природе эсхатологична.
Философия эпохи Возрождения, прежде всего, была ориентирована на индивидуальную эсхатологию – учение о судьбе личности.
Большинство восточных философий рассматривает смерть как часть бесконечного цикла жизни.
В последние годы ученые активно заинтересовались опытом переживания клинической смерти. Это, своего рода, современная интерпретация древней веры в загробное существование человека.

Взгляд психолога

С точки зрения психологии существуют пять «моделей смерти»: «прирученная смерть»; «смерть своя»; «смерть перевернутая»; «смерть твоя»; «смерть далекая и близкая».
Модель первая. «Прирученная смерть»
«Прирученность», как считают психологи, заключается в том, что физическая смерть и конец жизни – не одно и то же. Жизнь (пусть и в ином качестве) продолжается и после смерти.
Эта модель наиболее характерна для первобытного общества и истоков цивилизации, когда практически все, включая и саму жизнь, было обобществлено, а не являлось чем-то сугубо индивидуальным.
Модель вторая. «Смерть своя»
Ближе, примерно, к XI веку человек начинает ощущать себя не столько частью группы (общества), сколько индивидуальностью. Потому и жизнь, и смерть также воспринимаются сугубо индивидуально. Человек начинает ощущать свои душу и тело как нечто единое, а не существующее отдельно друг от друга, поэтому приходи понимание того факта, что если я и буду существовать после смерти, то это буду уже не я, а совершенно другая сущность, совершенно другая индивидуальность. Именно поэтому человек для людей того времени уже свойственна любовь ко всему земному (кто знает, что будет потом). Человек интересуется, прежде всего жизнью и окружающими его живыми (земными) людьми. Мертвое же тело стараются «запрятать» как можно дальше, как можно надежнее.
Модель третья. «Смерть перевернутая»
Эта модель появляется в XVI веке. Выражается это в боязни самой смерти, боязни быть похороненным заживо.
Модель четвертая. «Смерть твоя»
В XIX веке страх собственной смерти сменяется страхом потерять близкого человека. Появляется четвертая модель смерти «Смерть твоя».
Модель пятая. «Смерть далекая и близкая»
Это сегодняшняя модель смерти определяется сильно выраженным чувством ее приватности, индивидуальной принадлежности. Общество старается вести себя так, как будто смерти не существует и всячески пытается отодвинуть ее приход. Этому в немалой степени способствует развитие медицины.



Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика