Взгляд на смерть

04.03.2016
Взгляд на смерть
В этой статье речь пойдет о разных взглядах на смерть.
В зависимости от возраста, профессии, жизненной философии мы по-разному воспринимаем это явление.
Мы попробуем взглянуть на смерть глазами ребенка, глазами взрослого обывателя, человека преклонного возраста, врача, солдата, журналиста, философа, человека, занимающегося похоронной деятельностью.

Смерть глазами ребенка

Когда ребенок впервые задумывается о смерти? У разных детей это происходит по-разному. Чаще всего маленький человек начинает задумываться об этом явлении, когда впервые с ним соприкасается. Скорее всего, когда уходит кто-то из близких. Как правило, первое соприкосновение со смертью связано со страхом. Маленьким детям свойственно бояться неизвестности, а смерть – это, прежде всего, неизвестность и необъяснимость. Как объяснить ребенку, что вчера дедушка был жив и играл с ним, а сегодня его уже нет?
Наиболее распространенное и логичное объяснение в этом случае заключается в том, что близкий человек ушел на небеса, но оттуда он все видит, и. несмотря на то, что маленький человек с ним больше не общается, он рядом с ним.
Возможно, ребенок и примет это объяснение, но сделать это ему будет достаточно сложно. Ведь что такое наша скорбь по умершему? Сожаление о том, что жизнь человека прервалась? В общем-то, да. Но больше мы горюем не по умершему, а по себе, потому что больше не можем общаться с ушедшим человеком, теряем того, кто нам дорог.
У детей это проявляется намного острее, чем у взрослых. В отличие от взрослого, ребенок не может контролировать свои эмоции, поэтому проявление горя у него сильнее и откровеннее.
Child.jpg
Ребенок и смерть

О формировании концепции смерти в детстве в свое время написала английский исследователь Сильвия Энтони. Согласно ее исследованиям, в зависимости от возраста понимание того, что такое смерть делится на пять категорий:
Категория первая: ребенок не понимает значения слова «мертвый».
Главная характеристика этой категории – неведение. Однако, это не означает отсутствия интереса по отношению к ситуациям, включающим смерть. Он может проявляться невербально.
Категория вторая: интерес к слову или факту; определение ошибочное или ограниченное.
Главная характеристика – интерес, сочетающийся с ограниченным пониманием, которое может быть ошибочным (а может и не быть).
Однако неспособность определить слово в словаре еще не означает, что мышление ребенка непременно находится на этом уровне.
Категория третья: признаков непонимания значения слова «мертвый» нет, но определение смерти дается только по отношению к человеку.
Главная характеристика – ребенок, говоря о смерти, упоминает только о людях.
Категория четвертая: ребенок использует существенные признаки и дает правильное, но ограниченное определение.
Главная характеристика: показывает частичное понимание слова или события.
Категория пятая: ребенок дает достаточно правильное логическое или биологическое определение или описание.
Главная характеристика – ребенок дает определение или описание через логические или биологические существенные феномены.
Мы пока говорили о реакции ребенка на смерть близких. Но уже в достаточно раннем возрасте формируется отношение и к собственной смерти. Как правило, вне зависимости, испытал ли малыш чувство утраты или же нет, это отношение начинает формироваться к 5-6 годам.
Это опять же, страх неизвестности. Ребенок начинает задумываться: что там, за гранью жизни? Конечно же, он не ставит перед собой таких философских вопросов. Его вопрос более прост: что будет, когда меня не станет?
Ответ зависит, прежде всего, от общества, в котором он воспитывается. Если это общество религиозно, то это представления о рае и аде (примитивно говоря, будешь вести себя хорошо – попадешь в рай, плохо – в ад). В атеистическом обществе страх неизвестности больше. Как же так: солнышко будет продолжать светить, цветы расти, люди жить… а меня уже не будет? Вопросы эти, опять же не столь философски, но смысл их именно в этом.
Заканчивая этот раздел статьи, хотелось бы сказать еще об одном феномене детского восприятия смерти – феномене неверия. Для иллюстрации приведу следующий пример: бабушка Кати умерла, когда девочке было 9 лет. Поначалу ребенок поверил, но потом начались сложности. Катя отказалась принимать смерть близкого человека. Ей казалось, что бабушка просто не хочет общаться со всеми, кроме нее, и, если она придет домой, когда там не будет родителей, она обязательно встретится с бабушкой (девочку воспитывали в духе атеизма, а потому ни про небеса, ни про что-то иное, чтобы объяснить смерть, ей не рассказывали). Девочка начала прогуливать школу и группу продленного дня… Все могло закончиться достаточно печально, но, придя несколько раз домой и не застав бабушку, Катя наконец-то поверила, что ее нет.
Потом бабушка приходила к Кате… во сне. Они гуляли вместе – бабушка держала Катю за руку. Но каждый раз прогулка заканчивалась водной преградой: ручейком, небольшой речкой с перекинутым мостиком. Перед мостиком бабушка всегда останавливалась, и, как бы внучка не просила – пойти дальше вместе с ней, твердо говорила, что дальше она пойдет одна.
Остается только удивляться: откуда у девятилетнего ребенка понятие о мифологической водной преграде, разделяющей тот и этот свет. Об этом феномене чуть ниже.
С Катей все закончилось хорошо, но эта ситуация могла привести и к серьезным нарушениям в психике ребенка. Поэтому родителям стоит помнить о феномене неверия, чтобы не нанести психологической травмы своим детям.
Но вернемся к вопросу о знании устройства потустороннего мира ребенком.
Наверняка 97% жителей нашей планеты, оказываясь в незнакомом городе или даже в незнакомой стране, общаясь с людьми, которых они до этого ни разу не видели, хоть раз в жизни испытывали чувство, что это с ними уже происходило. Часто это случается наяву, часто – во сне.
Некоторые внезапно обнаруживают в себе способности, которыми до этого не обладали (например, знание совершенно незнакомого до этого языка). Чаще всего такое случается после каких-либо потрясений.
Подобные явления медики называют дежа-вю (уже виденное – авт.). Точные объяснения этому феномену до сих пор не найдены. Многие называют это «памятью предков». А многие объясняют это тем, что человек проживает на Земле не одну жизнь, и «уже виденное» (пребывание в каком-то городе, знание какого-то языка и т. п.) происходило с ним в прежних жизнях. Возможно это и объясняет феномен знания девятилетним ребенком потустороннего мира.

Смерть глазами обывателя

Став взрослее, мы, конечно же меняем свое отношение к смерти. Но у большинства, детский (или первобытный) страх остается. Все те же размышления на тему – как это: все будет, а меня не будет. Все те же горевания по себе любимым, по потерянным близким. Правда, теперь, в отличие от детских гореваний, наша боль гораздо осознаннее, чем у детей. Мы переживаем о том, что не смогли вовремя попросить прощения за нанесенные обиды, о том, что вовремя не сказали, как нам дорог близкий человек и как мы его любим, о не отданных вовремя долгах…
У взрослого, в отличие от ребенка, нет и не может быть феномена неверия. Взрослый человек отлично понимает, что все в этом мире (включая и его самого) конечно.
Страх смерти некоторым образом уменьшается, когда человек получает на земле свое продолжение – становится родителем. Теперь он бессмертен генетически. Причем, чем человек старше на момент рождения у него ребенка, тем меньше он боится смерти в философском смысле, и тем больше – в человеческом, поскольку для него важным становится вырастить ребенка, успеть дать ему все необходимые жизненные навыки, подготовить к самостоятельной жизни.

Смерть глазами человека преклонного возраста

Идет время, и взгляд человека на смерть опять меняется. Дети выросли. Уже есть внуки. Нет боязни, что «на тебе все закончится».
Есть такой анекдот: «Один приятель жалуется другому:
- От меня жена ушла. Я жутко одинок.
- Подумаешь, одиночество, - отвечает другой. – Одиночество – это когда тебя некому забрать из морга».
Уже есть кому забрать из морга, есть кому прийти поклониться могиле… Вот оно – полное генетическое бессмертие. Но, чем старше становится человек, чем ближе к нему становится смерть, тем больше он ее боится.
Я знаю многих людей, которые, перешагнув 80-летний порог, в разных интерпретациях говорили примерно одно и то же: «И здесь уже надоело (устал, замучился), и туда не хочется (страшно)». И тогда человек начинает искать причины, по которым ему необходимо задержаться на этом свете: вырастить внуков, погулять на свадьбе у правнуков, дождаться праправнуков… И как ни странно, несмотря на преклонный возраст и не слишком хорошее здоровье, это срабатывает. Люди, у которых большие семьи, живут долго. Яркий пример тому – кавказские долгожители, а также люди мусульманской веры, у которых по нескольку жен, а значит – по многу детей, внуков… и т. д. Исключение составляют тяжелобольные люди, испытывающие сильную физическую боль, для которых смерть – избавление от боли.
Особняком в категории людей преклонного возраста стоят, пожалуй, люди творческих профессий, а также врачи, ученые, изобретатели, для которых долгая жизнь означает длительное служение людям или искусству, для которых важно не только генетическое, но и творческое, профессиональное бессмертие.
Таких примеров множество, как в российской, так и в зарубежной истории. Приведем несколько.
Балерина Тамара Карсавина (9 марта 1885 – 26 мая 1978)
Скончалась в возрасте 93 лет. До преклонного возраста преподавала технику актерского мастерства. Автор нескольких книг о балете. Перевела с французского на английский (уехала в Англию в 1918 году вместе с мужем начальником канцелярии посольства Великобритании в Петербурге Генри Дж. Брюсом) книгу французского хореографа и теоретика балета Жана-Жоржа Новерра «Письма о танце».
Karsavina.jpg
Карсавина Тамара Платоновна

Композитор Тихон Хренников (10 июня 1913 – 14 августа 2007)
Скончался в возрасте 94 лет. До преклонного возраста занимался активной общественной и преподавательской деятельностью.
Khrennikov.jpg
Хренников Тихон Николаевич

Поэт Сергей Михалков (13 марта 1913 - 27 августа 2009)
Умер в возрасте 96 лет. Практически до последних дней занимался творчеством и активной общественной деятельностью.
Mihalkov.jpg
Михалков Сергей Владимирович

Режиссер Юрий Любимов (30 сентября 1917 – 5 октября 2014)
Ушел из жизни в возрaсте 97 лет. Ставил спектакли до мая 2014 года.
Lubimov.jpg
Любимов Юрий Петрович

Кинорежиссер и кинооператор Семен Школьников (14 января 1918 – 27 июля 2015)
Ушел из жизни в возрасте 97 лет. До преклонных лет занимался активной политической деятельностью. В 2008 году вышла его книга «Сквозь огонь и стужу» с подзаголовком «Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней».
Shkolnikov.jpg
Школьников Семен Семенович

Балерина Матильда Кшесинская (31 августа 1872 – 6 декабря 1971)
Скончалась в возрасте 99 лет. До преклонных лет преподавала хореографию в собственной балетной студии в Париже).
Kshsinsraya.jpeg
Кшесинская Матильда Феликсовна

Хореограф Игорь Моисеев (21 января 1906 – 2 ноября 2007)
Умер в возрасте 101 года. Практически до самой смерти руководил Государственным академическим ансамблем народного танца, который сам и создал, и который ныне носит его имя. Среди его постановок более сотни танцев народов мира.
Moiseev.jpg
Моисеев Игорь Александрович

Актер и педагог Владимир Этуш
94 года. Художественный руководитель театрального училища имени Б. В. Щукина.
Etush.jpg
Владимир Абрамович Э́туш

Актер Владимир Зельдин
Недавно отпраздновал 101-й день рождения. До сих пор играет на сцене Центрального академического театра Российской армии. Он старейший из ныне живущих народных артистов СССР и старейший «действующий» актер.
Zeldin.jpg
Владмир Михайлович Зельдин

Академик, торакальный хирург (хирургия органов грудной клетки – авт.) Николай Амосов (6 декабря 1913 – 12 декабря 2002)
Ушел из жизни в возрасте 89 лет. Закончил оперировать за 4 года до смерти.
Amosov.jpg
Амосов Николай Михайлович

Конструктор стрелкового оружия, создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК) Михаил Калашников (10 ноября 1919 – 23 декабря 2013)
Умер в возрасте 94 лет. До 2012 года руководил разработкой опытных образцов автоматического стрелкового оружия на базе АК на Ижевском машиностроительном заводе.
Kalashikov.jpg
Калашников Михаил Тимофеевич

Пожалуй, особняком в этой «обойме» стоит разведчик Михаил Мукасей (13 августа 1907 – 19 августа 2008).
Его профессию вряд ли можно назвать творческой. Однако он прожил долгую и плодотворную жизнь (101 год), служа Родине за рубежом, а позже – готовя молодых разведчиков в Светском Союзе и России. За 4 года до смерти они вместе с супругой, Елизаветой Ивановной, – также разведчицей и, кстати, также долгожительницей (умерла в возрасте 97 лет) - издали книгу своих воспоминаний «Зефир и Эльза» (их оперативные псевдонимы – авт.), в которой рассказали о работе и жизни за рубежом в течение 30 лет.
Mukasej.jpg
Мукасей Михаил Исаакович и
Мукасей Елизавета Ивановна


Продолжение следует

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика