Кирпичный конкурс проходит второй год подряд, его проводят среди молодых архитекторов до 30 лет. Победителей выбирали в четырёх номинациях: «Кирпичный городской дом», «Кирпичный загородный дом», «Кирпичное общественное пространство» и «Кирпичный интерьер». Итоги соревнования объявили 2 декабря в Казани на Первом Всероссийском архитектурно-строительном форуме «Казаныш».
Гран-при конкурса получил проект архитекторов из Санкт-Петербурга — студентки Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Елизаветы Дворщенко и выпускника СПбГАСУ Бориса Гусева. Они разработали концепцию кирпичного крематория, который мог бы появиться в самом центре Санкт-Петербурга — на территории бывшего Ватного острова. Авторы назвали свой проект «Лимб».
Крематорий представляет собой узкое сооружение, вытянутое вдоль берега Малой Невы подобно коридору. Все технические и служебные помещения — администрация, зал ожидания, комната сотрудников, хранилище гробов и печь — находятся в подземной части комплекса. На поверхности виден только сам «коридор»: здесь расположены вход, колумбарий и мост через небольшой канал. Согласно проекту, вокруг комплекса должен появиться парк.
«Жизнь человека — это длинный путь. Потеряв близкого, он ощущает пустоту и утрату. Сбежав от всех, он остаётся один. Перед ним портал. Заходит внутрь. Его направляют. Свет просачивается между кирпичами. Он осознаёт, куда ведёт этот путь. Он остаётся один на один. Прощание. Он отпускает его в последний путь. Шум в ушах. Когда огонь потухает, в его руках оказывается кирпич, единственный материальный след.
Он поднимается и видит свет. Шум воды заполняет пространство. Света всё больше. Перед ним лес и стена, состоящая из сотни таких же кирпичей. Он оставляет здесь кирпич — след и память ушедшего человека. Он был в лимбе и прошёл этот путь. Вокруг свежий запах деревьев, звук города вдалеке», — так архитекторы видят путь человека, который оказывается в их крематории на прощании с близким.
Авторы «Лимба» считают, что их проект переосмысливает смерть и отношение к ней.
«С чем обычно ассоциируется кладбище? Что-то страшное и отталкивающее. В современном городе можно менять консервативные и закрытые территории кладбища, интегрировав их в ткань города, превратив эти места в парки и добавив смысла», — говорится в описании концепции.
Жюри конкурса отметило, что работа Дворщенко и Гусева «передаёт веяние времени в поэтичной художественной форме».
Проект колумбария
Интерьер внутри моста
«В проекте ощущается реакция архитекторов на драматичность последних двух лет, и такой ответ кажется очень убедительным для жюри», — цитируют организаторы главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова. По его мнению, проект «Лимб» относится к критическому жанру архитектуры, к которому принадлежат работы итальянских архитекторов Superstudio или Archizoom 1960–1970-х годов. Технические аспекты устройства крематория на Тучковом буяне жюри не комментировало.
За победу в конкурсе архитекторы Елизавета Дворщенко и Борис Гусев получили денежное вознаграждение — 100 тысяч рублей. В «Проекте Балтия» подчёркивают, что соревнование проходило в «бумажном» формате и реализация лучших концепций его условиями не предусматривалась.
Соорганизаторы Второго Кирпичного конкурса — издание об архитектуре и урбанистике «Проект Балтия» и компания «Архитайл», которая занимается продажей кирпича и плитки «под кирпич» в России.
Ознакомиться с концепциями других победителей премии можно на сайтах журнала «Проект Балтия» и фестиваля «Мир архитектуры и дизайна». В 2020 году Гран-при конкурса получил проект ЖК «Стена» Анны Ягубской и Ольги Штырковой.
Тучков буян — это территория на берегу Малой Невы на Петроградской стороне Санкт-Петербурга. Strelka Mag подробно рассказывал её историю.