Владимир Высоцкий в медальерном искусстве

14.02.2017
Владимир Высоцкий в медальерном искусстве
По сравнению с живописью и скульптурой, искусство изготовления настольных медалей очень молодо, оно возникло в конце 14 века. Первые медали были изготовлены неизвестным мастером в 1390 г. для герцога Каррары. Подлинным же основателем этого искусства считается живописец Антонио Пизано, вошедший в историю искусства под именем Пизанелло. Свои первые медали он создал в 30-е годы пятнадцатого столетия. Из Италии медальерное искусство распространилось в другие страны Европы. То опускаясь до уровня ремесла, то снова поднимаясь до подлинных вершин, медальерное искусство дожило до наших дней. 

 Первая медаль с изображением Владимира Высоцкого появилась в 1985 г. Её создал известный украинский скульптор, автор первой награды независимой Украины Ефим Харабет (1929–2004), входивший в мировую элиту мастеров медальерного искусства. Его работы экспонировались на выставках в Германии, Венгрии, Финляндии, Франции и многих других стран мира. 

        Медаль называется "Памяти Высоцкого". О ней писал профессор Ю.Барштейн: "Профиль Высоцкого, будто подсмотренный на сцене, полон правды и боли, запечатлён в момент наивысшего эмоционального напряжения. На реверсе медали – гитара, мчащиеся кони и малая планета – астероид, названный в память поэта "Владвысоцкий"".

        Такое впечатление, что Ю.Барштейн видел медаль именно так, как описал, – то есть, аверс и реверс. Однако когда мариупольская почитательница Высоцкого Наталья Потапова отправилась по моей просьбе в музей, чтобы рассмотреть и сфотографировать работы Е.Харабета, то оказалось, что аверс и реверс существуют отдельно. 



         В чём же причина? Можно предположить, что в музее хранятся авторские копии, с которых позднее были сделаны медали, поступившие в продажу. Тираж, видимо, был невелик (что, впрочем, характерно для таких изделий), поэтому до сих пор эти медали мне не попадались. 

        С другой стороны, брат скульптора Виктор Харабет полагает, что медаль никогда не предназначалась для продажи, и сделана в единственном экземпляре для выставки. В этом случае аверс и реверс делается отдельно, чтобы зритель мог увидеть всё произведение целиком, не обходя каждую медаль кругом. 

        В памятнике Высоцкому, открытом в Мариуполе в 1998 году, художник снова использовал в слегка изменённом виде аверс своей памятной медали. Её материал – гипс тонированный, диаметр 120 мм. 

        О второй медали работы Е.Харабета известно меньше, а то, что до сих пор было написано, оказалось не вполне верным. "Осенью минувшего года работа художника "Любовь через годы и расстояния", созданная по мотивам песни Высоцкого "Ноль семь", была отмечена почётной наградой – медалью на конгрессе Всемирной федерации медальерного искусства в Париже", – сообщала в 2003 году киевская газета "День".



      










  Чтобы выяснить обстоятельства получения Е.Харабетом этой награды, я позвонил его вдове, народной артистке Украины Светлане Отченашенко. "Нет, медаль не была отмечена наградой, – сказала мне Светлана Ивановна. – Ефиму была вручена памятная медаль участника международной выставки Всемирной федерации медальерного искусства FIDEM. Путаница, видимо, связана с тем, что отбор работ для участия в подобных выставках, весьма строг, так что тот факт, что медаль там экспонировалась, свидетельствует о её высоком качестве. Ефим очень хотел подарить эту медаль Марине Влади, но в Париже он был всего несколько дней, так что он её просто не нашёл, и подарил кому-то там же, в Париже".

        Эта медаль создана в 2001 г., её диаметр 150 мм. Реверс медали гладкий. Материал – медь, гальванопластика. 

        Таким образом, мы выяснили, что вторая посвящённая Высоцкому работа Е.Харабета существует, вроде бы, в двух экземплярах. Но что если предположить, что вторая медаль была сделана скульптором так же, как первая, – то есть, аверс и реверс отдельно? Тогда получается, что реверс был подарен автором кому-то в Париже, а аверс вернулся домой. Поскольку мы даже не можем предположить, кому была подарена медаль, то вряд ли когда-нибудь узнаем истину... Сегодня обе работы находятся в Мариупольском музее медальерного искусства имени Е. Харабета. 

        В 1987 году медаль памяти Высоцкого создал известный латышский мастер Арнольд Янсон. "Работа А.Янсона покорила своей лаконичностью, – писал журналист рижской газеты. – На лицевой стороне – портрет. Энергичный поворот головы, напряжённые, плотно сжатые губы... На реверсе – символ: гитара и сердце. Это тот мир, в котором жил поэт. Посмотрев только на оборотную сторону, можно догадаться, кому посвящена медаль. Гитара и сердце, рассечённые временем..."

Местонахождение этой медали мне не известно. 

        Позднее образ Высоцкого привлёк ещё одного крупного мастера – народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Геннадия Правоторова. Эта медаль изображена на конвертах самых последних отечественных грампластинок с песнями Высоцкого. (В 1993-1994 гг. были выпущены четыре пластинки из планировавшейся большой серии, после чего выпуск был прекращён из-за повсеместного распространения более удобных для прослушивания компакт-дисков.) На аверсе медали – изображение поющего Высоцкого, указаны даты жизни. Более никакие детали известны не были. Я позвонил скульптору и попросил рассказать поподробнее об этом произведении. 



        "Это авторская медаль, она не была тиражирована, – сказал Геннадий Иванович. – Есть такое понятие – авторская выставочная медаль. Такие медали делаются односторонними, поэтому на реверсе ничего нет. Обычно они большие, 150-200 миллиметров в диаметре. Если они поступают на монетный двор, то там размеры уменьшают. Сделал я её лет пятнадцать, а то и больше назад. С этой медали была сделана художником Сергеем Погорелым фотография в натуральную величину (значит, диаметр её 160 мм, – М.Ц.) и изображение было помещено на конверты пластинок. Где металлическая медаль находится, я уже не помню, а гипсовая модель у меня в мастерской".

        По-своему подошёл к изображению образа Высоцкого известный петербургский медальер Николай Носов. На аверсе медали лицо Владимира Высоцкого, выполненное крупными, решительными мазками. Особенно удались художнику полные напряжения глаза поэта. Конечно, с позиций сегодняшнего дня странным выглядит колючая проволока в правой части аверса, но не забудем, что медаль выпущена Ленинградским монетным двором в 1991 году, то есть, в самый разгар "перестройки", когда вся семидесятилетняя история страны писалась одной лишь чёрной краской. 

        На реверсе медали – изображение семи гитарных струн, двух коней и текст: "...что-то кони мне попались привередливые". 

        Медали Н.Носова, в отличие от предыдущих, поступали в продажу, причём известно две разновидности – из бронзы и тонированного алюминия. Диаметр обеих 60 мм. 

        Заслуживает упоминания и работа художника Мартына Мартиросяна "V.Vysotsky В.Высоцкий", выпущенная в Лос-Анджелесе в 1993 году. В этой работе привлекает, прежде всего, барельефный портрет Высоцкого на аверсе медали. Холодная отточенность барельефа заставляет вспомнить классические древнеримские бюсты. На мой взгляд, менее удачен реверс, поскольку повторяет уже многократно виденное – гитара, факсимиле Высоцкого, даты жизни. К этому довольно банальному набору деталей М.Мартиросян добавил лишь одну новую – гусиное перо. 

        Сообщалось, что было выпущено 500 экземпляров медалей из серебра и 200 из серебра с позолотой. Диаметр медали 38 мм. 

        Очень интересна работа камчатского скульптора Юрия Назарова. Единственная в своём роде иллюстрация к песне Высоцкого. Помните: 

                         Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, 
                         Может, кто-то когда-то поставит свечу...

        Именно это мы видим на аверсе медали Ю.Назарова. В правой части аверса – барельеф Высоцкого. В левой – свеча, а по всему полю изображены идущие люди. Реверс медали гладкий. Эта медаль, как и предыдущая, выпускалась в двух материалах – стали и керамике. Медаль крупная, диаметр 90 мм. 

        А потом искусство кончилось и началось ремесло... Абсолютно не несёт никакой информации работа В.Хоружего, чья керамическая медаль диаметром 70 мм выпущена заводом "Сувенир". Мало похожий на себя Высоцкий, даты жизни, реверс гладкий. Зачем было выпускать такую работу, совершенно непонятно. 

        Но работа В.Хоружего – ещё не худший образец. Есть и такие работы, где только надпись "Владимир Высоцкий" и подсказывает нам, что изображён именно он, а не кто-то другой. Особенно много их вышло в 1988 году к пятидесятилетию поэта. Ни малейшей художественной ценности они не представляют. 

        Венцом непрофессионализма стала работа художника В.Николова. На реверсе большой, двенадцатисантиметровой, медали – неизменные кони и неизменная гитара. Тем не менее, автор сумел привнести и нечто новое: руки, держащие гитару, – четырёхпалые. Как видно, новое не непременно лучше старого...

 

       












 Обидно, что по пути наименьшего сопротивления пошли даже художники, чьи медали выпущены Московским монетным двором. Судя по инициалам, три разных художника делали медали к 60-летию, 65-летию и 70-летию Высоцкого. И при этом реверсы всех трёх медалей абсолютно одинаковы, отличаются только даты! Кажется, мировое медальерное искусство такого ещё не знало... 

        Первая из трёх упомянутых медалей знаменита ещё и тем, что её подделывают и продают на интернет-аукционе eBay. За 160 долларов продаётся эта фальшивка, полностью повторяющая оригинал, но не имеющая значка Московского монетного двора на реверсе. Видимо, подделки пользуются спросом... 

        Мы поговорили о медалях – произведениях искусства, медалях – произведениях ремесла, но наша тема не будет раскрыта полностью без рассказа о наградных медалях с изображением Высоцкого. А их, оказывается, уже не так мало. 

        Открывает этот список медаль "Талнахский киноклуб "Нерв"". Она была выпущена к 50-летию Высоцкого на Норильском комбинате по проекту В.Сахарова и Н.Некраша. На аверсе изображена очень часто тиражируемая в те годы фотография Высоцкого работы В.Мурашко, на реверсе выбито: "Владимир Семёнович Высоцкий. 1938–1980" и цифра "50". Как сообщает известный московский коллекционер Фёдор Безруков, медаль "вручалась людям, пропагандирующим творчество В.Высоцкого, друзьям, коллегам. Вручена: С.Говорухину, В.Золотухину, Г.Полоке, Ю.Любимову, Г.Карюку и др."

Диаметр медали 53 мм, материал – нержавеющая сталь. 

        Видимо, можно отнести к наградным и медаль, сделанную в одном экземпляре в Нарве, где открылся самый первый в стране музей Высоцкого. Открытие музея (ныне несуществующего) состоялось в День рождения Высоцкого. На аверсе медали выгравированы скрипичный ключ, ноты, дата "25.01.87" и слова: "Открытие музея В.Высоцкого г.Нарва". На реверсе – надпись: "Театру на Таганке". Похоже, что организаторы музея решили наградить театр, где шестнадцать лет работал Высоцкий. Местонахождение медали в настоящее время мне не известно. Диаметр её 65 мм, материал – латунь. 



        С 1997 года фондом Владимира Высоцкого вручается премия "Своя колея". Награждённые получают диплом и номерные медали. Медали выпускаются московской ювелирной фабрикой "Золотое созвездие". На аверсе медали помещено изображение автошаржа Высоцкого и факсимиле автографа, на реверсе выбито: "Премия В.Высоцкого "Своя колея"", а также год вручения награды и её номер. 

        Две наградные медали выпущены в Самаре. Автором идеи выступил председатель самарского Центра Высоцкого Михаил Трифонов, а выполнил медали художник Вячеслав Агафонов. Первая из них сделана в 2002-м, вторая – в 2007-м году. Выпуск их был приурочен, соответственно, к 35-и и сорокалетию приездов Высоцкого в Куйбышев. Вторая медаль существует в двух вариантах. На аверсе обоих выбито изображение с фотографии Высоцкого, сделанной на одном из выступлений в городе, а вот реверсы отличаются. На той медали, что стала наградной, указаны даты концертов Высоцкого в Куйбышеве, на другой – копия сделанной им записи: "Спасибо за обе встречи. Высоцкий". Диаметр всех трёх медалей 50 мм, материал – медь. Этими медалями награждались организаторы концертов Высоцкого в Куйбышеве, а также пропагандисты его творчества в России и за рубежом. 



        С 2006 года в Новосибирске вручается Литературно-музыкальная премия "Признание". Как сказано в "Положении" об этой премии, она вручается "наиболее ярким, значительным и самобытным авторам, работающим в особом жанре литературы – песенной поэзии". 

        Помимо денежной премии лауреаты получают и золотой знак "Бард России". Автор идеи и дизайна этой медали – Анатолий Олейников. Медаль овальной формы 50x35 мм. На сегодняшний день медаль существует всего в трёх экземплярах: в 2006 г. она вручена Александру Городницкому, затем Юлию Киму, и в 2008 г. – Юрию Кукину. 

        В центре аверса медали выгравирован памятник Высоцкому в Новосибирске, под которым стоят слова: "Бард России", внизу выбит номер медали, а по окружности – слова: "Сибирский фонд по увековечиванию памяти В.Высоцкого". 



        










22 августа 2014 года исполнилось 40 лет со дня открытия астрономом Людмилой Журавлёвой малой планеты, названной ей Владвысоцкий. К этой дате сама астроном изготовила макет настольной медали, которая была сделана известным латвийским скульптором и медальером Янисом Струпулисом. 

        И в заключение рассказ об одном курьёзе. Некие дельцы решили выпускать медаль "В.Высоцкий". На этот раз не настольную, а на колодке. Причём, подошли к делу со всей серьёзностью и даже изготовили удостоверение к медали. На аверсе – весьма неудачный портрет Высоцкого, на реверсе слова "За преданность" и порядковый номер. 



В удостоверении довольно неуклюже сказано: "Наградной фонд награждает...", а далее оставлено место для фамилии, имени и отчества. В качестве фамилии председателя несуществующего фонда указан некто А.А.Задельский. Видимо, изготовители медали таким образом намекали, что сделан задел на зарабатывание денег. Если так, то они просчитались: на аукционе "Молоток" до сих пор безуспешно продаётся медаль с порядковым номером 18... 

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика