Череп, скелет, кости- символ смерти и физической, и духовной, а также суетности всего мирского.
Смерть до новейших времен была делом обычным, эпидемии и болезни уничтожали целые города.
Поэтому и отношение к ней было другое, хоть ее и боялись, но верили в загробную жизнь и напоминали себе о ней в суете жизни реальной.
Как в изобразительном, так и в декоративном искусстве, бытовой утвари- было множество предметов и неожиданных для нас вещей с символами смерти. Ими украшали интерьеры и себя, все это считалось абсолютно нормальным и даже модным, с 16-го вплоть до 20-го века.
---------------“Memento mori”---------------------
==================================================
"Memento Mori" переводится с латинского, как "Помните, что вы должны умереть".
------------------Древний Рим----------------
==============================================
“Memento mori”.
Mosaic from Pompeii (House cum workshop I, 5, 2, triclinium).
30 B.C. — 14 A.D.
Inv. No. 109982.
Naples, National Archaeological Museum.
-----------------------------------
Древний Рим
Memento mori, Roman, 199 BCE-500 CE
Даже тогда, когда римляне веселись, они напоминали себе о собственной смертности. Высота этого бронзового скелета составляет чуть более 110 мм. Это крайне редкий пример.
------------------ЖИВОПИСЬ-----------
=============================================
--------------------Черепа------------------------
Panneau funéraire à décor peint d'une vanité, de chutes de fleurs, quartefeuilles, d'un voile, des initiales D. O. M. et d'une épitaphe. Flandres, XVIIIe siècle
-----------------
Rattenberg (Tyrol). Augustine museum - Memento-mori-painting ( 1694 ) from Kitzbühl - detail with inscription: "All skulls are signed but one; write your name on it, it is yours."
---------------------------
Ворота
Имеют разные значения. Открытые могут символизировать вход в рай и, напротив, смерть и отбытие из земной жизни, а также изгнание из рая Адама и Евы.
Еще символы:
Жаба
Символ дьявола; на картине означает омерзительность греха, лягушка- символ перерождения.
Змея
Олицетворение сатаны; в то же время именно в змею превращался жезл, с помощью которого Моисей отправился в пустыню.
Ecole allemande fin du XVIème siècle, “Allégorie de la Vanité”
-----------------
Bartholomaeus Bruyn the Elder (Niederrhein 1493 - 1555 Cologne ). Portrait diptych of a middle class man and wife
------------------Натюрморт-------
=========================================
Игральные кости и хитон:
Символ страстей Христовых. Воины, распявшие его, поделили одежды Христа на четыре части, а хитон решили разыграть, бросив кости.
---------------------------
PREVITALI, Andrea
Memento Mori (verso)
c. 1502
Panel, 24 x 18 cm
Museo Poldi Pezzoli, Milan
École française du XVIIe siècle, Nature morte aux crânes
---------------------------------------
German master c. 1620, Vanitas Still Life with Skull, Wax Jack and Pocket Sundial, Städel Museum, Frankfurt am Main
-------------------------------
Attribué à Charles-Emmanuel BIZET (Malines, 1633 - Breda, 1691), Nature morte aux livres et au crâne
-------------------
Vanitas Still-life with Portrait / Still-life with Negro
Memento mori (1879)
William Michael Harnett
------------------Живопись----------------
==========================================
---------------Сюжеты--------------------
Francisco de Zurbaran, San Francisco arrodillado (Saint François agenouillé), vers 1635. Crédit : Collection Adolfo Nobili, Milan
Memento Mori (Death comes to the dinner table), de Giovanni Martinelli (vers 1635). Huile sur toile (114,2 x 158 cm). Galerie G. Sarti, Paris.
--------------------------
GUERCINO
Et in Arcadia Ego
1618-22
Oil on canvas, 82 x 91 cm
Galleria Nazionale d'Arte Antica, Rome
--------------------
Memento Mori
Pieter Gysels
Oil Painting Reproduction on Canvas
----------------------
Olivier Lorquin, president of the Fondation Dina Vierny – Musée Maillol, in October 2009 appointed Patrizia Nitti as art director of the institution.
--------------Скульптура-----------
======================================
Memento mori supported by sirens. Renaissance relief. Santa Maria dei Miracoli, Brescia. Stefano Bolognini
=======================================
----------------СКЕЛЕТЫ-----------------
St.Zeno monastery church in Bad Reichenhall. Tomb of prior Wolfgang Lueger ( 1515 ) as memento mori.
--------------------------
Memento mori. Skeleton in a shroud sitting on a tomb. Western Europe, France, 1547, Ivory. Musée des Arts décoratifs, Paris
=========================================
Item in Schloss Ambras, Innsbruck, Austria. Attributed to Hans Leinberger; in the inventory of
1596.
----------------------
Неизвестный немецкий мастер
The Walters Art Museum, Baltimore
------------------------------------------
-----------------Скульптура----------------
=========================================
-----------------------------
Monument funéraire de Jean de Sachy (1er échevin d'Amiens, mort en 1644) et de Marie de Revelois (morte en 1662), oeuvre de Nicolas Blasset, dans la cathédrale d'Amiens.Détail: la Mort
----------------Срубленное дерево-----
============================================
Тоже один из символов смерти:
gnacio de Ries, El Arbol de la Vida, Catedral de Segovia, 1653
Надгробие
Gravestone of Abigail Goble (with "Memento Mori" inscribed at top), Morristown, New Jersey, 1742
----------------------
Tübingen Stiftskirche Grab 5.jpg
Stiftskirche St. Georg, Tübingen
Detail von einem der Grabmonumente: Memento mori
----------------------------
Kronborg castle. Allegory of "Memento mori" at the main gate of the castle.
Deutsch: Kronborg. Allegorie des "Memento mori"( 1576 ) am Hauptportal des Schlosses.
------------------------------
La Morte di Ruginello pannello di sinistra, sec. XVIII.
--------------------Черепа--------------
===========================================
Double crâne janiforme en bois sculpté et laqué. XVII-XVIIIème siècle.
----------------------------
Mémento mori, squelette et vanité dans le goût du XVIIe siècle
Crâne d'étude, à machoires articulée et calotte cranienne découpée.
Gravé de deux croix, daté 1644 - H: 17 cm. (manque des dents)
-------------------------------
Exceptionnel Memento mori en ivoire patiné, très réaliste. Travail européen du XVIIe siècle.
Memento mori en ivoire à patine ambrée et translucide. Travail européen, XVIIIe siècle
les os du crâne finement sculptés. Hauteur du crâne : 8 cm.
Memento mori en ivoire à belle patine translucide. Europe, fin du XVIIIe siècle - début du XIXe siècle.
-----------------СЛОНОВАЯ КОСТЬ----------
=================================================
-----------------Двуликие-------
=======================================
Memento Mori
France, Paris, late 15th century
Ivory
----------------------------
Mémento mori Vanité ou grain de remède à trois faces. France ou Flandres vers 1600.
H. 5 cm
-------------------------------
-----------------ПОЛОВИНКИ------------------
Vanité en ivoire sculpté. Ancien travail (Allemagne?). photo courtesy Pierre Bergé & associés
--------------------------
Grain terminal de chapelet en ivoire sculpté. Probablement XVIIIe siècle
--------------Предметы обихода--------------------
=================================
Tête d'écorché en plâtre sur un piédouche à base carrée. France, XIXème siècle. photo Artcurial - Briest-Poulain-F.Tajan - Paris
----------------Чаши и кубки------------------
==============================================
Copy of silver Roman cup
The metal cup on the left is decorated with skeletons, both adult and infant, representing the ‘Dance of Death’. As a memento mori, this cup reminds drinkers of the shortness of life and the inevitability of death. This cup is a copy of the original silver version, which is in the Louvre in Paris, France
-----------------Трости------------
=================================
Belle canne à pommeau en ivoire sculpté représentant un crâne humain primitif.
-----------------Cтатуэтки---------------
================================================
---------------------------
Statue representing Death, Germany, 1750-1870
------------------УКРАШЕНИЯ------
===========================================
Memento mori, Europe, 1601-1700
dated 1659.
------------------------
dating from 1714
c.1680-1700 Memento Mori Mourning Ring
------------------------------
----------------------------------
Memento mori, c. 1700-1800
Memento mori ring, Europe, 1801-1900
--------------------------------
Marc Gassier, bague et anneau en ronde de squelettes. Crédit : Jean-Alex Brunelle / Galerie Yves Gastou
------------Табакерки и трубки---------------
==============================================
Wooden snuff box, France 1801-1830
Wooden and tortoiseshell snuff box, France, 1801-1830
------------------------------
Clay tobacco pipe, Paris, France, 1840-1910
--------------------ЧАСЫ---------------
=======================================
Uhr am Colmarer Münster mit der Unterschrift "memento mori"
--------------------------------
Memento_Mori_Skull_Mary_Queen_Of_Scots
-------------------------------------
Pocket watch, 1700-1930 (A103905, Science Museum, London)
The engraved Latin phrase ”Tempus fugit” on this small model means ‘time flies’. The object was probably a memento mori, meaning a reminder of death. The tiny silver model of a human skull opens to reveal a pocket watch. This is intricately engraved with multiple skull and crossbones motifs. Such designs were associated with memento mori in the 1800s. The watch is a symbol of escaping time.
-----------------------------------
Alarm clock, mounted on model of coffin, probably English, 1840-1900
--------------------------------------
The Memento Mori Death Watch is constructed from 18K gold, enamel, and (ladies will love this) diamonds, which explains the heart-attack inducing $16,000 price tag.
----------------ГРОБИКИ-----------------------
==============================================
Гробики сначала делали как "memento mori"- напоминание о смерти, а с 1600 годов такие модели делали уже, как анатомические пособия.
---------------------------------
Figure of a man in a coffin, Italy, 1501-1600
-------------------------------
Memento mori showing a decomposing corpse, Europe
---------------------------
Wax model of a decomposing body in a walnut coffin, Italy, 1774-1800
Скелет в окружении трех лягушек. Лягушки здесь- символ возрождения и регенерации.
Воск использовался в Европе для создания религиозных статуй и статуэток.
С 1600-х годов, такие фигурки также используются для преподавания анатомии, создания восковых анатомических моделей, основанных на наблюдении реальных трупов.
Такие восковые модели делали в Италии, во Флоренции есть музей восковых фигур "Ла Specola", фантастически похоже исполненные восковые скульптуры из него я уже показывала.
------------Броши и подвески-гробики-------------
==================================================
Silver gilt pendant, ‘memento mori’, Europe, 1701-1900
Остались "неохваченными" еще те мелкие предметы, которые вчера были в посте "загадки".
Ответы и еще много таких штучек будут завтра.
Также будет продолжение темы "Memento mori",
"Половинки" в графике и фигурках:
===================================
Еще по теме:
-------------------------