Изображение черепа (Адамовой головы, Мёртвой головы) обычно символизирует преходящий характер жизни, тщету мирского, смерть. К этому перечню можно добавить символику Луны, призраков, смерти Солнца, тени умерших, богов мертвых и подземного мира, быстроту течения времени и жизни.
Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия с античных времён. Особенно часто ассоциируется с Кроносом (Сатурном). Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций является одним из распространённых художественных сюжетов.
Античная мозаика. Помпеи.
![]() Персонификация Смерти с косой и песочными часами предстает в произведениях искусства в виде человеческого скелета, вызывающая представление, выраженное, в картинах плясок смерти. "Среди жизни мы окружены смертью". Такое представление было характерным для времени, когда свирепствовали эпидемии чумы.
В то же время завершение средних веков знаменуется тем, что католическая церковь активно вела сражения с «ересью». Казни стали привычным явлением в Европе, а тела казненных или их останки не предавались земле — для вящего устрашения. Вид мертвых тел и скелетов для европейских народов на долгие годы стал привычным.
Тут-то и появляются первые истории о полчищах скелетов на местах побоищ и массовых казней.
Эта тематика распространяется среди чехов, силезцев и венгров. Пожар Реформации вскоре охватывает Германию, Швейцарию, Фландрию. В фламандском искусстве появляются истории о полчищах скелетов. Гольбейн пишет «Пляску смерти», Брейгель — «Триумф смерти». «Пляска смерти» становится популярным сюжетом не только в искусстве, но и в жизни.
![]() Тридцатилетняя война обернулась для народов Европы огромными потерями человеческих жизней. Непосредственные участники военных действий — Германия, Чехия — потеряли две трети населения. Когда, наконец-то, был заключен мир, люди не верили, что уже можно жить, не ожидая в любой момент прибытия чьих-то войск, грабящих и убивающих всех подряд. Люди вообще отвыкли жить в своих деревнях. «Волки жили в домах, а люди в чащах» — так пишет современник тех событий. На погребение не хватало ни рук, ни гробов, и далеко не всегда его даже пытались совершать.
![]() Рассказы о пляшущих скелетах, подбрасывающих свои черепа, органично вписывались в канву жизни. Итак, изображение скелета, черепа становится привычным в европейском искусстве (да и не только европейском).
С другой стороны, череп - символ жизненной силы, заключенной в голове. Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти.
Череп и кости считались олицетворением воинской доблести, самопожертвования во имя Родины и веры в победу, а также защиту предков. В частности, славянский бог Ярила изображался с колосьями в правой руке и мертвой головой – в левой.
В современной символике Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах. Этот символ также используют некоторых современные неонацистские организации. У мотогонщиков (байкеров) череп считается символом, приносящим победу. А также символизирует защиту от смерти.
Изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока, в фармацевтике и так далее.
![]() Обозначение опасного материала в системе информации о вредных материалах на производстве
![]() Этикетка с надписью «Яд!», применявшаяся в советских аптеках в 1930-х годах
Крест схимнический или “Голгофа”
Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова).
С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе, где и был распят Христос. Христианское богословие связало Голгофу с черепом Адама, оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, чудесным образом омыли его от грехов и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»).
![]() ![]() К XVI-му веку на Руси около изображения Голгофы появляются следующие обозначения: “ М.Л.Р.Б.” — место лобное распят бысть, “ Г.Г.” — гора Голгофа, “ Г.А.” — глава Адамова. Буквы “ К” и “ Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “ IС” “ ХС” — имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” — Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский; написание над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” — Царь Славы. На картинах Страшного суда зачастую изображались восставшие из своих могил скелеты.
![]() Изображение черепа наносится на православную монашескую схиму.
![]() Адамова глава на греческой монашеской схиме.
В христианстве череп символизирует тщету мирскую, смерть. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как апостол Павел, Мария Магдалина, Франциск Ассизский. Отшельники изображаются с черепом, что подчеркивает их размышления о смерти.
История военного использования символа.
Еще скифы и гунны возили у седел своих боевых коней головы убитых врагов. Солдаты многих армий мира могли забросить катапультой в лагерь врага чью-нибудь отрезанную голову: мол, с вами то же самое будет. Из черепа врага спокойно можно было изготовить чашу для вина.
Эмблема «мертвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнеметных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д.
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях Европы одновременно с возникновением моды на романтизм в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке. Причем сначала это была именно мода. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. На похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма I Рыцарский зал его дворца был задрапирован полотнищами с вышитым серебряной нитью черепом без нижней челюсти и скрещенными костями, а затем в память об усопшем были сформированы два полка лейб-гусар, носивших эту же эмблему.
Прусские «гусары смерти» («Todeshusaren»)носили форму, которая состояла из черных доломана и ментика и черной же шапки-мирлитона (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы.
Отметим, что в основе этой воинской символики все тот же страх смерти. Украшая себя черепами, воины как бы берут смерть в союзники: пугают смертью врага, чтобы не бояться самим.
Прусский гусар
![]() Мёртвая голова на германском военном головном уборе.
![]() Прусский генерал-фельдмаршал Август фон Макензен.
![]() Виктория-Луиза принцесса прусская.
![]() Примерно в то же время символика «смерти-бессмертия» появилась в британской армии, а именно – в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 г.
В 1855 г., после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады в Крыму под Балаклавой, истребленной огнем русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных анналах «атакой в долине Смерти»), эмблема «мертвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью: «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА». Через некоторое время пики были с эмблемы удалены.
После слияния 17-го полка с 21-м уланским в 1922 г. эмблема осталась прежней. В 1993 г. 17-й/21-й уланский полк был слит с 16-м/5-м Ея Величества Королевы уланским полком в Королевский Ея Величества Королевы уланский полк. Символика «смерти-бессмертия» сохранилась в полку по сей день.
Брунсвикский (Брауншвейгский) чёрный корпус (Чёрный легион, Чёрные брауншвейгцы) — название добровольческого корпуса в составе войск антинаполеоновской коалиции, сформированного князем Фридрихом Вильгельмом Брауншвейг-Вольфенбюттельским в 1809 году. Солдаты корпуса были одеты в чёрную униформу, а на головных уборах имелась нашивка в виде серебряной мёртвой головы. Добровольцев неофициально прозвали Чёрным легионом, а своим обычным названием корпус обязан успешной операции Фридриха Вильгельма, освободившего от французов в 1809 году Брауншвейг. Чёрный корпус в результате трудностей с восполнением потерь и снабжением был распущен в начале 1820-х годов.
Два наиболее распространенных типа «мертвой головы» - «прусский» (изображение человеческого черепа в пол-оборота и без нижней челюсти, наложенного на две скрещенные кости) и «брауншвейгский» (изображение черепа анфас, с нижней челюстью, над двумя скрещенными костями).
Брауншвейгская Мертвая голова
![]() ![]() Джон Эверт Милле. Чёрный брауншвейгец
История Чёрного корпуса вдохновила английского художника Джона Эверта Милле на создание своей известной картины «Чёрный брауншвейгец» (1860), которой весьма восхищались современники. В качестве модели для картины позировала дочь Чарльза Диккенса.
«Мертвая голова» была эмблемой «гусар смерти» французских роялистов, боровшихся против революционного режима, в т.ч. в рядах российских войск, что, несомненно, повлияло, в частности, и на символику русского 5-го лейб-гвардии гусарского Александрийского полка («черных» или «бессмертных» гусар, как их называли).
![]() В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами.
Известен эпизод, когда прусский фельдмаршал Блюхер, перепутав из-за сходства формы русских «черных» гусар-александрийцев с прусскими «черными» лейб-гусарами подъехал к «александрийцам» и приветствовал их, как «гусар смерти». На это командир «александрийцев» князь Мадатов ответил Блюхеру, что они – не «гусары смерти», а «бессмертные гусары». С тех пор «черепа и кости» использовались «александрийцами» везде, где только было возможно – вплоть до посуды в Офицерском собрании и фонарей в виде черепов на нем же.
Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в. В 1907 году в Российской Императорской Армии были восcтановлены виды кавалерии и исторические названия полков. Также была введена традиционная униформа. 5 марта 1914 года, вместо герба на шапке было приказано носить «Мёртвую Голову». С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на законных основаниях.
![]() ![]() Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка.
Это чёрный Мальтийский крест (в память о царствовании Павла I, когда Полк был переименован в гусарский) с белым ободом по краю. На лучах креста гусарские узлы, в центре "Адамова голова". Для изготовления офицерских знаков могли использовать серебро, "Адамова голова" иногда делалась из кости. Солдатский знак некрашеный, белого металла. "Голова" была или рисованной белой краской, или накладной металлической.
![]() ![]() Униформа Александрийского Гусарского полка в 1914
![]() «Баклановский значок»
Командиру 17-го Донского казачьего полка генералу Бакланову черный шелковый значок с вышитой серебром «адамовой головой» и надписью «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прислали в подарок монахини Новоиерусалимского монастыря. Генерал с удовольствием прикрепил значок к своему мундиру: он понимал, что на незнакомых с христианской символикой горцев Кавказа, которым противостоял его полк, этот значок будет наводить ужас. (Т.Н. Шевяков. «Символика смерти и бессмертия в армиях Европы», «Гербовед» №57/3 за 2002 г., Москва).
В русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.
Разложение армии началось задолго до Февральской революции. Военные неудачи 1915 г. и усиливавшееся недовольство населения продолжавшейся войной привели к массовому дезертирству. Нарастало неповиновение приказам, иногда доходившее до мятежей
Но центром зарождения «ударничества» в мае 1917 года стал Юго-Западный фронт. В армиях фронта начали возникать различные добровольческие отдельные части.
Проходивший съезд солдатских депутатов фронта в мае 1917 года по ходатайству Брусилова принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей».
В безуспешных попытках избежать военной катастрофы начали создаваться «ударные части», «части смерти», «революционные батальоны» и даже «отряды добровольцев из увечных воинов», призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, разлагавшиеся красными агитаторами и тем самым удержать фронт от распада.
Наибольшей известности среди них достигли, пожалуй, Корниловский ударный полк (в ходе гражданской войны выросший до размеров дивизии и послуживший костяком белой Добровольческой Армии – позднее «Вооруженных Сил Юга России») и «Женская боевая команда (позднее – батальон) смерти Марии Бочкаревой», защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 г, но были и многие другие аналогичные части, не менее самоотверженно дравшиеся за историческую Россию на полях гражданской войны.
Первоначально добровольческие формирования не только не имели единой формы, но даже назывались по разному: «ударные батальоны», «дружины смерти», «батальоны смерти». Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа сo скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Эту же эмблему стали изображать на знамёнах этих частей. Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии. Были разработаны проекты наград, в оформлении которых также присутствовала «адамова голова» со скрещёнными костями.
Этот символ использовался и в ударных частях русской армии в период революции 1917 года для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
Заказ на изготовление знаков «адамовых голов» получила московская фабрика металлических изделий Василия Ксенофонтовича Збука. «Адамовы головы» выпускались двух видов — офицерские из меди и солдатские из жести. Заказано было 25 тыс. офицерских значков и 300 тыс. солдатских. Из-за нехватки металла фабрика испытывала трудности с исполнением заказа. В революционную эпоху невозможно было обеспечить части фирменными знаками отличия или даже соблюдать полное единообразие в них. Так что искажения введённых приказом Главковерха знаков отличий были скорее правилами, чем исключениями.
В 9-й армии удалённого от России Румынского фронта чины батальонов смерти носили на руках повязку из красной материи «в знак борьбы за закрепление достигнутой свободы» с нарисованной на ней белой краской адамовой головой с двумя костями «в знак готовности идти на верную смерть за счастье и свободу Родины».
Знак Корниловского ударного полка
На погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах и нагрудных знаках корниловцев, анненковцев, дроздовцев, бойцов Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова-Бермондта, отрядов атамана Булак-Балаховича, донских казаков-гундоровцев, Железной бригады Чехословацкого Корпуса, Сибирской штурмовой бригады и многих других непременно присутствовала «адамова голова» как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и черно-белой цветовой «схимнической» гаммой формы белогвардейских частей (как бы подчеркивая этот свой «крестоносно-монашеский» характер белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «рыцарский» крест.).
Характерно, что белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения родины (на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины»), а нередко —- и с ликом Христа Спасителя (как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой).
![]() Знамёнщик, ассистенты и адъютант Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского») поручик князь Ухтомский, 1917 г. (РГАКФД). На касках — череп со скрещёнными костями; на рукавах — синяя полковая нашивка.
![]() Проект погона рядового Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского»). Разрабатывался капитаном М. О. Неженцевым.
![]() Знамя одной из «частей смерти».
![]() Знаки, установленные Временным правительством:
верхний ряд (слева направо) — нарукавный знак, погоны нарукавные нашивки командиров (с завитком) и их помощников (без завитка) «революционных батальонов волонтёров тыла»;
средний ряд — погон ударного женского батальона смерти Марии Бочкарёвой, погон отряда добровольцев-инвалидов, погон Ревельского отряда добровольцев (из моряков), знак беженцев из австрийского плена, шевроны за пребывание на фронте (каждый за 6 месяцев);
нижний ряд — знаки для «батальонов смерти» — шеврон и «Адамова голова» (данная форма «головы» утверждена Приказом № 578 от 08.07.1917 до этого «голову» не увенчивал венок, а вместо мечей под «головой» располагались скрещённые кости).
В то же время на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»). Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу.
![]() Советский писатель Артем Веселый, описывая революционный разгул в книге «Россия, кровью умытая», писал: «В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова: «СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ».
После выстрелов в Ленина осенью 1918 г. ЧК развернула «красный террор» под знаком черепа с костями (сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и ее прихвостням, да здравствует красный террор!»).
![]() Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчеркивал: »…У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это – знак чрезвычайки».
На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Последними, кто, продолжая традицию Бакланова, носил «череп и кости» на полях боев (правда, уже второй мировой войны, которая, однако, воспринималась ими, прежде всего, как продолжение войны гражданской), были «белые казаки» 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее ХV Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и многих других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта.
Гельмут фон Паннвиц (1898—1947) — германский военный деятель, кавалерист, участник Первойи Второй мировых войн, Верховный Походный АтаманКазачьего Стана, группенфюрерСС, генерал-лейтенант войск СС. Рыцарь иоаннит.
Гельмут фон Паннвиц, произведенный в апреле 1942 г. в полковники, знал, что казаки со времени гражданской войны в России всегда оставались ядром всех антибольшевистских формирований, за что неоднократно подвергаясь репрессиям. Вступление германских войск на казачьи земли по Дону, Кубани и Тереку приветствовалось частью населения как приход освободителей, и что часть казаков были готовы к продолжению вооруженной борьбы с большевиками.
Гельмут фон Паннвиц успешно командовал войсками в ходе отражения советского наступления на Северном Кавказе зимой 1942—1943 г. «Боевая группа фон Паннвица», в которую входили конные и пешие казачьи подразделения, танковый отряд, румынская кавалерийская бригада, румынская батарея моторизованной тяжелой артиллерии, отдельные тыловые и обозные части и несколько зенитных орудий, начиная с 15 ноября 1942 года уничтожила северо-восточнее Котельникова прорвавшую фронт 61-ю советскую дивизию, затем 81-ю советскую кавалерийскую дивизию под Котельниками, и, наконец, советскую стрелковую дивизию (под Пименом Чёрным/Небыковым). За эту операцию Гельмут фон Паннвиц 23 декабря 1942 года получил «Дубовые листья» к Рыцарскому кресту (№ 167) и высший румынский военный орден Михая Храброго.
В марте 1943 года Гельмут фон Паннвиц в местечке Милау (Млаве) возглавляет 1-ю Казачью Кавалерийскую дивизию, сформированную из казачьих подразделений, преданных германским военным частям. Казачья дивизия под его командованием была развёрнута в XV-й Казачий Кавалерийский Корпус СС. В 1945 годабыл избран Всеказачьим Кругом в Вировитице Верховным Походным Атаманом «Казачьего стана».
К концу войны Корпус численностью более 20 00 штыков и сабель занимал позиции на южном берегу р. Дравы. Чтобы не допустить пленения казаков советскими войсками, Фон Паннвиц организует прорыв корпуса в Каринтию, входившую в британскую оккупационную зону. 9 мая 1945 года казачьи части вошли в Каринтии в соприкосновение с британской 11-й танковой дивизией. 11 мая в присутствии британских офицеров, принял парад Донского казачьего полка, после чего казаки сложили оружие.
Выдачи Паннвица как военного преступника требовали СССР и Югославия. После того, как союзники начали передачу СССРтысячи казаков и членов их семей в Лиенце, фон Паннвиц вместе с другими германскими офицерами корпуса был выдан СССР.
В 1947 годувместе с другими генералами Казачьего Стана казнён (повешен) по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР15-16 января 1947на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников».
В 1998 годуфон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Гирею Клычу, Т. Н. Домановуи др. в Москвебыл установлен памятник под названием «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество»[у храма Всех Святых. 8 мая 2007 года, в преддверии Дня Победы, мраморная плита была разбита.
Вот как описывает форму казаков корпуса Паннвица Вольфганг Акунов: « В конном строю застыли лейб-конвойцы в темно-синих черкесках с алыми башлыками, донские, кубанские, терские и сибирские казаки с красными, синими и желтыми лампасами, со знаками Ледяного похода, с Георгиевскими и Железными крестами, золотыми, серебряными и бронзовыми знаками за храбрость на груди, заслуженными отнюдь не за «участие в карательных акциях», а за отвагу в боях с большевизмом, в лихо сдвинутых набекрень папахах и кубанках, с развевающимися на теплом летнем ветру чубами, обнаженными шашками салютуя праху своих атаманов. Трепещут эскадронные значки и казачьи знамена — сине-красно-желтые донские, сине-красные кубанские, черно-голубые терские, желто-синие сибирские а впереди — значок командующего, черное «баклановское» знамя с «адамовой головой» — белым черепом, скрещенными костями и заключительными словами Православного Символа Веры: «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА. АМИНЬ».
Источник : http://vision7.ru
|