В искусстве всегда было место смерти. На протяжении веков художники использовали краски, карандаш, холст и глину, чтобы раскрыть свои самые глубокие мысли о смерти и вдохновить человека, рассматривающего произведение искусства, задать свои собственные вопросы о жизни и потере.
Эти 10 шедевров показывают, как художники, некоторые всемирно известные, другие менее известные, исследовали горе и смерть в искусстве, запечатлевая глубокую связь, которую мы все имеем с нашей смертностью.
1. "Безутешное горе" Ивана Крамского, 1884 год.
русский художник 19 века Иван Крамской стремился передать реализм человеческих эмоций через свои портреты. На снимке изображена вдова, одетая в черное, прижимающая ко рту носовой платок. Крамской запечатлел усталость в ее глазах, когда она выглядит погруженной в мысли и горько-сладкие воспоминания.
Сцена семейного дома с возложенными цветами сочувствия и похоронными венками сегодня так же узнаваема для скорбящих семей, как и в 1800-е годы.
2. "Прежде чем я умру" Кэнди Чанг, 2011 год.
Фото Элверта Барнса через Flickr
В этом продолжающемся "совместном искусстве" представителям общественности предлагается записать, чего они хотят достичь, прежде чем умрут, на гигантской доске на стене. Современная художница Кэнди Чанг построила первую стену "Прежде, чем я умру" в Новом Орлеане после того, как смерть любимого человека заставила ее задуматься о том, что важно в жизни.
С тех пор в более чем 70 странах появилось более 2000 стен, каждая из которых была создана местным сообществом и прохожими, разделяющими их самые сокровенные желания и амбиции. Чанг также создал веб-сайт Before I Die, где вы можете узнать больше и посмотреть, что написали люди.
3. "Дуб, разбитый молнией" Максима Воробьева, 1842 год.
Российский художник Максим Воробьев специализировался на пейзажной живописи. Большая часть его работ изображает живописные морские пейзажи и мирные виды сельской местности, но эта картина заметно отличается.
Аллегория смерти его жены, эта эмоционально заряженная картина отражает шок и боль от потери любимого человека. Яркая вспышка молнии падает с грозового неба, разламывая старый дуб надвое – пожалуй, это идеальная метафора для внезапной смерти того, кого вы любите.
4. "Смерть в комнате больного" Эдварда Мунка, 1893 год.
Работы Эдварда Мунка затрагивают множество разных тем и эмоций, но он особенно известен тем, что запечатлел интенсивность и боль грубых человеческих эмоций, например, в своей самой известной работе ‘Крик’.
‘Смерть в комнате больного’ изображает смерть его любимой сестры Софи. Фигуры на картине кажутся оторванными друг от друга, ни один из них не смотрит в глаза или не касается, каждый погружен в свое горе.
5. "Возвращение к морю: солеварня" Мотои Ямамото, 2012
Этот японский художник кропотливо создает инсталляции из соли в честь своей сестры, которая умерла в возрасте 24 лет от рака мозга. В его замысловатых работах используется от 400 фунтов до семи тонн поваренной соли в каждой, расположенных различными узорами, напоминающими кружево, морскую пену или кровеносные сосуды.
В конце каждой выставки Ямамото приглашает людей зачерпнуть пригоршню соли и отнести ее обратно в море, вернув туда, откуда она взялась. Весь художественный процесс помог исцелить его горе, говорит он, объясняя: “Это возрождение. Речь идет о соединении людей и океана и продолжении процесса исцеления ”.
6. Пинакс без названия работы Гелы Пейнтера, 6 век до н.э.
Пинакс - это мемориальная доска, обычно изготовленная из терракоты, дерева или камня. Эти произведения искусства, популярные в Древней Греции, вешали на стены в местах поклонения в качестве подношений. Эта картина написана художником, известным как Гела Пейнтер, настоящее имя которого неизвестно, и показывает сцену похорон, в которой скорбящие собираются вокруг умершего человека.
Несмотря на относительную простоту изображенных фигур, их скорбь все еще очевидна. Склонившись над своим любимым, они вырывают волосы и закрывают лица в отчаянии.
7. "Натюрморт с черепом, луком-пореем и кувшином", Пабло Пикассо, 1945 год.
Фото Шарон Моллерус через Flickr
Написанный в характерном кубистическом стиле Пикассо, этот натюрморт опирается на многовековые художественные традиции memento mori и vanitas - картин, которые показали быстротечность жизни и неизбежность смерти, поместив обычные, повседневные предметы рядом с символом смертности, таким как череп.
Критики считают, что Пикассо был особенно озабочен этим видом искусства после Второй мировой войны, во время которой погибло так много людей. Подобно картинам Ванитаса 17-го века, работы Пикассо приглашают зрителей задуматься о том, как смерть вписывается в наше повседневное существование.
8. "Монастырское кладбище в снегу" Каспара Давида Фридриха, 1819 год
Немецкий художник-романтик Фридрих писал огромные, впечатляющие пейзажи, от бескрайних океанов до высоких горных хребтов, населенных маленькими, незначительными человеческими фигурами. Почти все эти работы посвящены месту человека в природе и нашей беспомощности перед лицом ее силы, но эта картина особенно затрагивает темы времени и смертности, через разрушенное аббатство и разбросанные надгробия, резко выделяющиеся на фоне белого снега.
Как ни печально, "Монастырское кладбище в снегу", как и могучее аббатство, которое оно изображает, было потеряно во времени и разрушениях. Оригинальная картина была утеряна во время воздушных налетов Второй мировой войны, и от нее осталась только черно-белая фотография.
9. "Скорбящий старик (у врат вечности)" Винсента Ван Гога, 1890
Ван Гог несколько раз в своей жизни переделывал этот образ, основываясь на серии набросков, которые он сделал с ветераном войны Адрианом Якобусом Зюйдерландом. Ван Гог сказал, что вид старика заставил его задуматься о жизни, смерти и о том, есть ли какая-то высшая сила.
Записывая в своем дневнике, он описал вид скорбящего старика как доказательство существования “чего-то высшего”, назвав “невыразимо трогательным” видеть, как он согнулся пополам от печали и горя.
10. "Остров мертвых" Арнольда Беклина, 1883
Беклин был швейцарским художником-символистом, который сочетал мифические истории с реальным вдохновением для создания поразительных фантастических картин.
‘Остров мертвых" основан на Английском кладбище во Флоренции, Италия, недалеко от того места, где у него была художественная студия. Именно там он упокоил свою маленькую дочь Марию. Поэтому неудивительно, что "Остров мертвых" - это мрачное, пустынное место, в тени которого бредет одинокая белая фигура.