Продолжаем цикл материалов о современном мраке в России под общим названием «Русская готика». Новая статья будет посвящена некрореализму, самобытному направлению в отечественном кинематографе и живописи, исследующему процессы биологической смерти с эстетической точки зрения.
Самые интересные явления в русском искусстве пришлись, конечно же, на время агонии и смерти СССР. Московский концептуализм, писатель Сорокин, маниакально-депрессивный русский панк, кино про расстрельные подвалы, войну и психушки – мы умирали как могли. Тогда же на подгнивающем теле идеологии зацвёл некрореализм, художественное течение, наиболее полно представившее царившую во всём смертную и иррациональную эстетику.
Некроистория
Всё начиналось с не слишком сознательных экспериментов под руководством Евгения Юфита, папы некрореализма и единственного человека, по сей день продолжающего работать в этом направлении. Юфит с товарищами, многие из которых имели отношение к ленинградской панк-тусовке (в частности, вместе с ними частенько веселился небезызвестный Андрей Свин), напивались, устраивали диковатые перфомансы в виде имитаций драк и погонь в лесах, пригородных электричках или на улицах, периодически избивали на глазах у прохожих манекен, используемый для судмедэкспертизы. Позже Юфит начал делать первые некрофотографии, на которых его персонажи появлялись исключительно в «зомби-гриме» – бинты, томатная паста и всевозможные средства и уловки для деформации лиц; потом начал снимать вышеописанные перфомансы на любительскую камеру.
Родилось словечко «некрореализм», прямо отсылающее к уже сошедшему на нет соцреализму. В 1984 году создаётся независимая студия «Мжалалафильм» (слово «мжа» обозначает дрёму, беспамятство, «лала» – детский лепет), объединившая художников из Москвы и Ленинграда. Кроме Юфита, в составе первых некрореалистов были Евгений Дебил, Алексей Трупырь, Юрий Циркуль, Олег Котельников и Андрей Мёртвый. С появлением первых фильмов люди со звучными псевдонимами начали серьёзно разрабатывать основные приёмы и принципы некрореализма. Были, в частности, эпизоды сотрудничества с курёхинской «Поп-механикой» — некрореалисты просто идиотничали на сцене: это они топили в тазу Ванессу Редгрейв и душили петлёй Нани Брегвазде, пока та усердно пела. Так родился «Мжалала-оркестр».
Изначально искусство некрореализма, как несложно понять по вышеописанным действиям, было намеренно бессознательным. Фильмы создавались практически в считанные часы, в качестве актёров художники использовали исключительно друг друга, снимали на шестнадцатимиллиметровые камеры. «Тупость, бодрость и матёрость» – так они сами выражали избранную ими генеральную линию. Со временем общая припанкованность и декларируемая народность творчества сменилась возделыванием куда более обширного культурного поля.
Несмотря на видимое совпадение некрореалистических работ с тем, что творилось в те годы в мировом искусстве, Юфит и компания не стремились вести диалог с современной им культурой. Главные объекты их нападок и вдохновения – артефакты 20-60х гг. Методы кино, например, были выдраны чуть ли не напрямую из «Андалузского пса», первого сюрреалистического опуса Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля: рваный монтаж, вычурная визуальность и много, много, очень много бессмысленного движения. Некрореалисты вообще очень внимательно смотрели киноклассику, а Евгений Юфит не раз признавался в большой любви к немому кино, с которым пытался экспериментировать и в собственных фильмах. Вылилось это, в частности, в примечательные игры с искажением речи, которых в некрокино очень много. Так, одна из сцен «Рыцарей поднебесья» озвучивалась стоящим на голове актёром, а находящийся в этот момент в кадре Юрий Циркуль просто шевелил губами. Любили разнообразные рассинхроны: всё, что попадало под их внимание, всеми средствами обессмыливалось. В первую очередь, это касалось героев прошлой советской мифологии и быта: лётчики-самоубийцы, санитары-оборотни, полумёртвые моряки, гомосексуальные любители полежать на рельсах и ещё целый калейдоскоп чудовищ, в которых мутировали соцреалистические персонажи, всегда заключённые в движение замкнутого круга – главной композиционной фигуры некрореализма.
Их мощный художественный расцвет пришёлся на то время, когда один за другим умирали вожди, а с ними разваливалась и советская утопия бессмертия. Смерть и без того является одной из вечных магистральных тем искусства, но некрореалисты занялись изучением её конкретной стороны – собственно, биологической смерти, но не случившейся, а бесконечно длящейся. Они буквально по расхожему афоризму Кокто «снимали смерть за работой». Это искусство, застрявшее в чистилище: мёртвое «некро» и действительное «реализм» образовывали пограничное состояние. В некрореализме очень мало от канонической «чернухи», потому что его мало интересуют несчастливые концы и печальные социальные наблюдения.
Методы кино, например, были выдраны чуть ли не напрямую из «Андалузского пса», первого сюрреалистического опуса Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля: рваный монтаж, вычурная визуальность и много, много, очень много бессмысленного движения
Но у некрореалистов всё существовало эстетически, ради себя самого. Ходячие мертвецы и суицидальные сюжеты были вдохновлены справочниками по судебной медицине: в начале 80-х Юфит откопал в «Букинисте» пособие Эдуарда фон Гофмана, изданное в конце XIX века, в котором изучаемые мертвецы располагались не горизонтально, как им положено, а вертикально – это несоответствие нормальному положению дел и стало основой для разработки главных образов некрореализма. Никакой проблематики и пропаганды, только чистая красота разложения, которое в ранних работах отдавало парадоксальной витальностью. Когда некрореализм распался как движение (случилось это к концу 90-х годов), Юфит с его более-менее постоянным партнёром Владимиром Масловым вообще перестали называть человека какими-либо словами, кроме Homo sapiens, окончательно сузив все возможные антропологические интересы до чистой биологии. Вероятно, из-за того, что советский миф, с которым боролись ранние некрореалисты, тихо ушёл сам, оставив художников без питательного контекста.
В 1988 году в некрореализм приходят новые люди – это, в первую очередь, Владимир Маслов, Сергей Серп и Владимир Кустов, сформулировавший принципы «некростатики» и «некродинамики». Начались бурные гастроли по фестивалям и выставкам, в основном зарубежным – Монреаль, Торонто, Роттердам, Амстердам, Нью-Йорк. В 1992 году «Папа, умер Дед Мороз» получил Гран-при на МКФ в Римини, что окончательно сдвинуло некрореализм в раздел элитарного искусства и вызвало предсказания его скорого конца. Так оно и произошло: Юфит, последний полнометражный фильм которого вышел в 2005 году, остался в одиночестве, зато не потерял верность изобретённому им самим феномену. Жив, здравствует, до сих пор творит и читает ностальгические лекции.
Интерес к некрореализму не проходит по сей день: последняя масштабная выставка некроработ состоялась в ММСИ в 2011 году, и своего идиотического обаяния они точно не потеряли, несмотря на весь разведённый вокруг этого течения искусствоведческий пафос. Смерть, как любовь, всегда витает в воздухе. Смотрите и разлагайтесь.
Это искусство, застрявшее в чистилище: мёртвое «некро» и действительное «реализм» образовывали пограничное состояние
Некролюди
Евгений Юфит
Отец-основатель и последний некрорыцарь. Окончил ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе, в 1988-1989 учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». Автор первых и главных некрофильмов: «Лесоруб», «Весна», «Вепри суицыда», «Папа, умер Дед Мороз», «Серебряные головы».
Андрей Мёртвый (Курмаярцев)
Присоединился к некрореалистам в середине 1980-х. Автор некросказки «Девочка и медведь»(1985), инсценированной в 2009 году. Совместно с Евгением Дебилом написал исследование «Флора и фауна могил»(1986) для журнала «Синефантом». В 1987 году снял некрофильм «Мочебуйцы-труполовы».
Юрий Циркуль (Красев)
Руководитель некрореалистического оркестра «Мжалала». Участвовал в выступлениях «Популярной механики» Сергея Курёхина; первым в СССР додумался использовать военную форму в качестве сценического костюма. Автор инсталляции «Русский лес» (1991, Музей этнографии народов СССР).
Евгений Дебил (Кондратьев)
Создавал экспериментальное кино, которое называл «новое дикое». Изначально художник, позже работал в технике скрэтч-анимации, при которой киноплёнка раскрашивается и расцарапывается от руки. Соавтор анимационных фрагментов «Ассы» Сергея Соловьёва. Снял фильмы «Некрореализм Юфита», «Работа и голод» (совместно с Олегом Котельниковым), «НАНАЙНАНА», «Вертикальное кино».
Леонид Трупырь (Константинов)
Сначала играл в панк-группах, и в некрореализме тоже проявил себя на музыкальном поприще – аккомпанировал ранним короткометражкам Юфита, выступая, таким образом, в роли тапёра. Написал самую, пожалуй, известную некрокартину – «В камышах».
Игорь Безруков
Как и Юфит, учился в мастерской Сокурова на «Ленфильме». На «Мжалалафильме» снял две картины – «Гость из Африки» и «Человек как последнее убежище города». Участвовал в выступлениях «Поп-механики»; бросив некрореализм в середине 90-х, делал документальные фильмы и телепрограммы.
Валерий Морозов
Бывший участник «Автоматических Удовлетворителей», играл в оркестре «Мжалала» и снимался в фильмах Юфита. Единственный некроскульптор. Создал цикл деревянных идолов «Истукан».
Владимир Кустов
Познакомился с Юфитом в 1984 году. Больше всего его прославили инсталляции, вдохновлённые наукой, в частности, судебной медициной («Кома», «Эпилептический статус Голема»). Вместе с Виктором Мазиным создал Музей сновидений Фрейда; участвовал в создании Центра танатологии при Музее судебной медицины СПбГМА им. И. И. Мечникова.
Сергей Серп
Начинал с участия в спонтанных акциях Юфита. Рисовал масштабные картины с уклоном в фольклорную тему, создавал коллажированные орнаменты из расчленёнки, писал некросказки. С 2000-х занимался инсталляциями, основным элементом которых был деревенский дом – символ мёртвого русского быта («Письмо с острова», «Остров лесоруба»).
Владимир Маслов
Окончил ЛГИТМиК в 1964, после этого работал в кукольном театре, ставил Беккета, Ионеско, Мрожека. Был соавтором полнометражных фильмов Юфита – «Серебряные головы», «Деревянная комната», «Папа, умер Дед Мороз».
Евгений Юфит
Андрей Мертвый и Владимир Кустов
Евгений Дебил
Юрий Циркуль
Владимир Кустов
Сергей Серп
Владимир Маслов
Некрофильмы - http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/177315-nekrorealizm
Некроживопись
«В камышах», Леонид Трупырь, холст, масло, 1987. Самая известная некрокартина, на которой выползают из камышей полуразложившиеся моряки. Заставка студии «Мжалалафильм»
«Фекал», Валерий Морозов, холст, масло, 1987. На нечто человекоподобное, деформированное и насаженное на кол Морозова вдохновило окаменение фекальных масс.
«Русский лес», Юрий Циркуль, инсталляция, 1991. Под богоугодным названием «Русский лес» выступает мрачный конструктивистский бурелом, который Циркуль собрал из берёзовых стволов. В продолжение темы одноимённого гимна, исполненный на выступлениях «Поп-механики»: «Волосы на моей голове встали как дубы! Шумит могучий русский лес!»
«Эйнштейн», Владимир Кустов, кожа кабана, масло, 1989. Серию портретов Кустов посвятил учёным – разумеется, писал он их в трупных тонах. Если Мечников, Корсаков, Сербский и Сеченов ещё держатся в рамках академизма, то Эйнштейн и Мариотт гниют во всей абстрактной красе.
«Утро в лесу», Сергей Серп, холст, масло, 1988. Серия картин, передразнивающих лирическую сторону российской живописной традиции. Утро смерти в серой грязи угрюмого леса.
«Прозрачная роща», Евгений Юфит, ч/б фото, 1992. Из серий фотографий Юфита можно складывать фильмы. Атрибутика всё та же: марширующие зомби, трупный грим, искажённые контрастом пейзажи и угрожающие тени.
«Наши умеют», Андрей Мёртвый, холст, масло, 1987. Весёлый наскальный рисунок, на котором Мёртвый изобразил животных, среди которых практикуется каннибализм. И человек по центру.
Подробно читайте по ссылке http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/177315-nekrorealizm
furfur.me
Советский некрореализм: твои, мои и ничьи 80-е
https://darkermagazine.ru/page/sovetskij-nekrorealizm-tvoi-moi-i-nichi-80-e
Ленинградская кинохроника 1988 https://youtu.be/PeNf3Ghn_xo
Вепри суицида (1988) https://youtu.be/nvFoc9Aiqm8
Некрокинематограф как жанр автопатографии – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
https://cyberleninka.ru/article/n/nekrokinematograf-kak-zhanr-avtopatografii