Артем Филатов о смерти и бессмертии, пути художника и отношении нижегородцев к уличному искусству

17.10.2020
Артем Филатов о смерти и бессмертии, пути художника и отношении нижегородцев к уличному искусству





Все фото с сайта  https://politbook.ru/articles/analitika/artem-filatov-o-smerti-i-bessmertii-puti-khudozhnika-i-otnos...



29-летний нижегородец Артем Филатов вошел в топ-50 самых перспективных художников России. Рейтинг составило международное издание The Art Newspaper Russia.

По мнению жюри, он стал одной из самых заметных фигур современной арт-сцены Нижнего Новгорода. Художник рассказал «PolitBook» о главном человеческом страхе, терапевтической роли искусства и о том, как преображается город, приближаясь к своему главному юбилею.


                    Дизайн без названия (9).jpg                             



- Артем, в соавторстве с Алексеем Корси  Вы создали общественный мемориальный комплекс при крематории. Расскажите, как вы пришли к этой идее и ее реализации?

- Если начинать с того, почему я пришел к теме смерти - можно отшутиться и сказать, что все виды искусства посвящены трем темам - свобода, любовь и смерть. Так или иначе, художники интересуется такими территориями, которые сложные, болезненные. Художники часто интересуются военными конфликтами, преступлениями, социальным неравенством, перераспределением капитала. Тема смерти травматична и содержит в себе много компонентов, которые сильно меняют нашу человеческую жизнь. Смерть – это территория, где встречается экономика, политика и традиции: культурные и религиозные. Мне кажется, что с помощью искусства можно создать другой вид отношений между человеком и смертью, другое восприятие утраты близкого человека, памяти и даже собственной смерти.

Один из главных страхов - страх смерти. Зачастую все меркнет перед осознанием того факта, что в конце нас ждет смерть. Но есть и те, кто, наоборот переосмысливают ценности, когда понимают, что все конечно и он сам не вечен. Мы называем живым то, что может умереть. В психологии есть такое понятие - парадоксальная интенция, когда - когда ты сближаешься с объектом страха для того, чтобы перестать его бояться, познакомится с этим, получить информацию. Мы пытаемся не столько одомашнить смерть, сколько выстроить с ней интимный и самостоятельный тип отношений.

По нашей задумке посетители нашего проекта - совершенно разные люди. От людей, которые приезжают туда, потому что знают, что это - произведение искусства и, заканчивая теми людьми, которые приезжают сюда, когда прощаются со своими близкими. Это территория, где люди могут сами справляться со своими страхами, со своей утратой. Даже будучи атеистом я не перестаю интересоваться темой смерти. Атеисты точно так же умирают, бояться смерти. В данном случае атеизм ничем ни хуже или не лучше любой другой конфессиональной принадлежности

- В целом этот проект основан на личном опыте? Вы сами хотели что-то пережить и сблизиться со своим страхом ? Или же вы собрали мнения друзей, окружения и решили, что это будет полезно?

- Да это скорее не личное, а элемент исследования. Я много исследовал эту тему, работал с фольклором, традициями на территории России, Азии, Америки, потом я стал интересоваться и работать с антропологами. Общался с Сергеем Моховым, который является главным популяризатором темы смерти и антропологии смерти -deathStudiesв России.

Я специально ездил в Швейцарию, где около 75 % людей подлежат кремации, потому что это протестантская страна. И там я тоже исследовал крематории, общался с людьми, которые там работают, посещал разные музеи. Это был целый экскурс для меня, прежде чем я придумал этот проект.

- Ваш арт - объект можно причислить к современному искусству. Мы наблюдаем тенденцию, что современное искусство- это скорее инсталляции, перформансы, и все меньше классической живописи. Почему мы отходим от традиционного похода в музей, чтоб посмотреть картины?

- С профессиональной точки зрения нельзя сказать, что картины ушли на второй план. Живопись остается и существует на рынке. Можете последить за аукционами - живопись продается и намного дороже чем арт объекты.  Современное искусство работает с визуальными кодами, с какой-то «красивостью» с определенным заполнением цветом, формой, динамикой. Людям нравится интересоваться и влюбляться в то, что резонирует с ними на эстетическом уровне. Мне кажется, тут история цикличная - мы то хороним живопись, то к ней возвращаемся. Надо помнить, что у искусства нет прогресса. Да, сейчас мы видим 3 D проекции на зданиях, но мы не понимаем, о чем это, кроме того, что это просто красиво. И вряд ли это придет на смену живописи. Потому что искусство пытается говорить о вневременных вещах. Любая реакция искусства на то, что происходит в мире - увековечивает это во времени. Искусство вытягивает из современных событий метафоры и идеи, которые по своей сути существуют вне времени.

Я скорее говорю о том, что современность диктует новые реалии для воплощения искусства, заставляет находить новые подходы. Например, картину Бэнксинесколько лет назад сразу поле покупки пустили в шредер. Такие элементы хайпа присущи современному искусству.

Но то, что вы говорите, это то, что доходит до масс медиа. Это дешевая работа. Можете посмотреть любой аукцион Phillipsили Sotheby’s, смотрите искусство, которое продают: Пикассо, Кокни, даже современные художники - стоят гораздо гораздо больше, чем эта картина, которая прошла через шредер.

- Сейчас мир достаточно демократично относится к попыткам людей «делать искусство». Можно сказать даже многие дилетанты пытаются это делать. Например, в фильме «Великая красота» Соррентино был показан перформанс, когда обнаженная девушка с разбегу разбивает голову до крови о каменную стену. Публика разделяется на тех, кто аплодирует и тех, кто недоумевает. Это искусство, как по-вашему? И должен ли объект искусства быть понятен зрителю.

- Здесь 2 части вопроса. Во-первых, искусство никому ничего не должно. Нет никаких законов, какое искусство должно быть, какие требования к нему предъявлять. Так же не существует и правил, как определить, что является искусством, а что нет. Чаще всего эта оценка зиждется на мнении профессионалов, экспертов, музеев. Тем не менее, искусством считается то, что сам автор считает искусством. Дальше уже аудитория и публика и критики смогут подтвердить это сужения июли опровергнуть.

Не каждый объект - шедевр. Искусство может быть плохим, плохо сделанным, не техничным, недоработанным, недосказанным, неудачным, проходным, коммерческим. Салонная выставка «Нижегородские просторы» это искусство. И пусть я не люблю пейзаж и живопись, я пойму, что это искусство, потому что базовые принципы там сохранены. Но возможно в будущем это уйдет из обихода, потому что такое искусство не фиксирует реалии, «не смотрит вокруг себя». Можно ответить так - время рассудит.

- Вы принимали участие в написании «Краткой истории нижегородского уличного искусства», расскажите об этом подробнее/

- Эта книга написана в соавторстве с Алисой Савицкой, куратором, Государственного центра современного искусства Арсенал. В какой-то момент она поняла, что уличное искусство в Нижнем Новгороде стало исчезать. Дома разрушаются, художники перестают создавать новые работы. Поэтому это был самый лучший момент, чтобы увековечить то, что было создано. Так же это первая книга в Росси, которая рассказывает об истории уличного искусства одного города. Для того, чтобы уличное искусство не мыслилось как часть субкультуры, книга написана искусствоведческим языком.

Я и сам изначально занимался уличным искусством. Занимался созданием произведений в публичном пространстве. Большинство художников, которые описаны в данной книге, это мои коллеги, которые работаю в мастерской «Тихая». Сейчас многие авторы, которые работали на улице, предпочитают работать в графике, перформанс, акционизме, музеях, галереях.

Уличное искусство — это отношения художника и города. Для многих людей эта книга проводник к тому, чтоб понять, что такое Нижний Новгород. Объекты уличного искусства можно найти на интерактивной карте www.streetartnn.ru/streetart-map или по хэштегу#streetartnn

- Как вы считаете, полномасштабное преображение города уже началось (к 800-летию наблюдается много активностей, как пример - фестиваль «Место»)? Насколько поменялось отношение нижегородцев к «уличному искусству»?

- Я не из тех людей, кто живет от праздника к празднику. У меня нет никакого пиетета к тому, исполняется 800 или 801 год Нижнему Новгороду. Тем не менее, я вижу, что проекты приходят. В сфере культуры однозначно существуют подвижки, точки развития, которых при предыдущем губернаторе 100% не было. Надо смотреть, как это будет развиваться и предъявлять к этому требование долгосрочнности. Надеюсь, что те проекты, которые будут начаты в 2021 году, продолжат существовать и дальше.

Мне нравится, что вокруг этого события собирается команда  неравнодушных людей. Хотя я пока не понимаю, что именно будет готова к этому событию, но стараюсь активно следить. Нужно понимать, что пандемия сильно изменила планы любого проекта, который существует на территории проекта земля. Мне определенно нравится, что такие события заставляют людей приезжать в наш город. Мне хочется, что б люди ехали за искусством не только в Москву и Питер, но и в Нижний Новгород. Это прекрасно, что культурные триггеры появляются тут, привлекают сюда поток людей. Их надо мотивировать оставаться.

- Исходя из нашего общения я бы сказала, что вам нравится общаться с людьми, видеть отклик о своих работах. Это является для вас мотиватором творить? И как вы относитесь к славе, которая к вам постепенно приходит?

- Да, общение с людьми - одна из главных движущих сил. Я очень сильно доверяю мнению людей. Обычно, когда я делаю проекты, я привлекаю большое количество специалистов, стараюсь доверять их млению. Одна голова хорошо, две лучше. Когда мы делали проект, я собрал очень много мыслей от посетителей, которые подсказали мне как сделать его лучше.

Что касается славы - мы находимся на территории искусства и моя слава – это не слава Андрея Малахова. Было открытие фрески Эрика Булатова в Выксе, приехало много людей в том числе Малахов. С ним невозможно было гулять по Выксе, все выбегали на улицы, на балконы, из магазинов выбегали бабушки кричали «Андрей Малахов, давайте фотографироваться!».

Слава художника она более эксклюзивная - она не сильно затрагивает мою жизнь. Иногда бывает, что люди узнают в магазинах, но это редко. В целом я могу сказать, что определенное признание в профессиональном круге уже существует, остается только дальше работать. Пока рано загадывать, как это будет развиваться. У меня есть задача: если есть интерес к моему искусству, чтоб этот интерес распространялся на город и на других художников. Мне важно, чтобы наше комьюнити развивалось.

Артем, благодарим за интересное интервью. У Вас на самом деле очень амбициозная задача: если уж не сделать Нижний Новгород «культурной столицей», то как минимум сильно преобразить имидж нашего города в контексте культуры и искусства.

Желаем Вам удачи!

Беседовала Анастасия Комарова


                                                                                                          PolitBook.ru - Home | Facebook

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика