КЛАДБИЩЕНСКОЕ КОЛЬЦО
Кладбище — не меньшая городская туристическая достопримечательность, чем музеи, старые здания и другие места «с историей». Пространство кладбища способно рассказать о городе и его жителях очень много. Прежде всего заметна наглядная социальная стратификация горожан, и не только здесь и сейчас, но и в прошлом — могилы бедных обычно не живут больше нескольких десятилетий. Кладбища также, как и музеи способны, если не познакомить, то напомнить об исторических событиях. Но в отличие от логичной строгости музейных залов кладбище хаотично: рядом с могилой жертвы терактов может находиться могила известного дореволюционного поэта, а еще в нескольких шагах будет бандитское захоронение из 1990-х годов. Кладбище — это и пространство для художественного эксперимента. Россиянин, смотря американские фильмы, удивляются пустоте и однообразию показываемых некрополей, — в России надгробия известны причудливыми формами. Про знаменитые оградки из арматуры даже не стоит упоминать.
Начало истории современных городских некрополей в Москве нужно отсчитывать с 1771 года. В то время Москву захлестнула эпидемия чумы. Ее распространению способствовала страшная городская антисанитария. В то время в Москве хоронили покойников у ближайшей церкви. Любая оттепель поднимала смрад и останки на поверхность. В ходе эпидемии хоронить людей в черте города стало невозможно. И тогда императрица Екатерина II пошла на решительные перемены: она обязала открыть за чертой города несколько кладбищ. Шаг сделанный в целях борьбы с эпидемией чумы создал «кладбищенское кольцо», в которое сегодня входят Ваганьковское, Миусское, Пятницкое, Преображенское, Введенское и Рогожское, Калитниковское и Даниловское кладбище. В конце XIX века к ним прибавились Новодевичье и Донское.
Немецкое надгробие на Введенском кладбище • Фото: Сергей Простаков
Три из них являются самыми «туристическими» в Москве: Новодевичье, Ваганьковское и Введенское. Первое — это главное официальное кладбище, ставшее таковым в советское время. Именно здесь хоронят наиболее отличившихся перед государством граждан. Ваганьковское кладбище еще в XIX веке превратилось в место, где предпочитали хоронить писателей, артистов, художников и других представителей богемы. Кстати, название «Ваганьково» происходит от слова вагант: в допетровской Москве там останавливались гастролировавшие европейские бродячие музыканты. А Введенское в городском фольклоре называется иначе «немецким»: там хоронили католиков и протестантов. Как результат, на кладбище много надгробий, сделанных в традициях западноевропейских стран.
Остальные московские кладбища редко привлекают к себе внимание гостей столицы. Однако на них тоже есть, что посмотреть.
ХОВАНСКОЕ — САМОЕ КРУПНОЕ ИЗ МОСКОВСКИХ КЛАДБИЩ
Когда у столицы появился Новомосковский административный округ, город приобрел заодно и самый крупный из своих некрополей — Хованское кладбище. Оно было открыто на юго-западе рядом со МКАДом в 1972 году для целей обеспечения растущего города местами для захоронений. Сегодня оно разрослось до 200 гектаров, и словно город вмещает в себя несколько районов-территорий: Западное, Северное и Центральное. На кладбище проложены широкие автомобильные дороги для удобства передвижения. Отдельно стоит отметить достопримечательность, находящуюся поблизости — кладбище лежит у подножия огромного террикона Саларьевского мусоросвалочного полигона.
Могила «Деда Хасана» на Хованском кладбище • Фото: Дмитрий Рожков / wikipedia.org
Хованское известно, прежде всего, как место захоронения многих представителей бандитской верхушки. Именно здесь находятся могилы таких известных воров в законе как, например, Сергея «Сергея» Тимофеева и Аслана «Деда Хасана» Усояна. Там же есть несколько участков, на которых хоронят преимущественно сотрудников спецслужб.
Обойти за один день Хованское кладбище, если и можно, то главными вашими впечатлениями останется усталость от ходьбы.
ТРОЕКУРОВСКОЕ И КУНЦЕВСКОЕ — КЛАДБИЩА-СОСЕДИ
Так же, как и Хованское, Троекуровское кладбище расположено у МКАДа, но внутри «старой Москвы», и гораздо меньше по размеру — всего 16 гектаров. Это одно из самых новых и престижных московских кладбищ — в конце 1970-х годов оно было основано как филиал Новодевичьего кладбища на месте старого деревенского погоста. Естественно, что там нет дореволюционных захоронений, и не очень много советских. Зато на Троекуровском кладбище можно изучать современную надгробную скульптуру. Здесь не только могилы знаменитостей, которым не нашлось места на Новодевичьем — множество богатых людей предпочитают хоронить своих близких именно здесь. Поэтому на Троекуровском кладбище можно встретить надгробия в виде разрушенного византийского храма или старинной армянской церкви, огромного хрустального шара или десантного парашюта. У входа на кладбище построен Троекуровский крематорий, который легко застать работающим: в Москве всего четыре крематория.
На Кунцевском кладбище • Фото: Сергей Простаков
Если вы не устали после прогулки по Троекуровскому кладбищу, то можно зайти на соседнее Кунцевское, находящееся в нескольких сотнях метров. Оно тоже не удивит дореволюционными надгробиями — его основали в конце 1920-х годов, поэтому на кладбище можно проследить как менялась советская культура скорби и траура. В советское время отдаленное окраинное кладбище служило местом захоронения, пользовавшимся популярностью среди представителей контркультуры. Например, там похоронены писатели Венедикт Ерофеев и Варлам Шаламов.
РОГОЖСКОЕ И ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩА
Простые белые кресты на Рогожском кладбище • Фото: Сергей Простаков
Эти старые московские кладбища стоит посетить по тому же принципу, из-за которого пользуется популярностью Введенское кладбище — из-за нестандартных старых надгробий. Это два старообрядческих кладбища: Рогожское основано поповцами, а Преображенское — беспоповцами. В отличие от РПЦ МП эти православные течения веками не допускали значительных изменений в видах надгробий. Поэтому и сейчас вам бросятся в глаза простые белые кресты и саркофаги-алтари.
АРМЯНСКОЕ И ВОСТРЯКОВСКОЕ КЛАДБИЩА
Национальная политика СССР сказалась и на кладбищах города Москвы. После массовой высылки немцев из Москвы во время Второй Мировой войны Введенское кладбище перестало быть преимущественно немецким. А вот еврейское кладбище было полностью разрушено: оно находилось рядом с Дорогомиловским, которое было уничтожено во время строительства Кутузовского проспекта в конце 1940-х годов. Но еще раньше в 1930-х годов в районе деревни Востряково было открыто Новое еврейское кладбище. Позже оно разрослось, а Новое еврейское кладбище превратилось в несколько участков большого Востряковского. Там можно посмотреть современные иудейские надгробия.
Еврейское захоронение на Востяковском кладбище • Фото: Сергей Простаков
Армянское кладбище, наоборот, осталось неприкосновенным. Однако, его коснулась советская культуры скорби и траура. Традиционные армянские надгробия и сейчас там не редкость, однако обычные памятники в виде стел из искусственного камня или гранита явно доминируют в ландшафте.
В этом же списке отдельно стоит отметить Мусульманское кладбище, находящееся рядом с Даниловским. Мусульманская традиция запрещает использование портретов на надгробиях, а в их оформлении часто используется арабская вязь. Контраст с «портретными галереями» обычных «русских» кладбищ разительный и запоминающийся.