Брянщина. Погосты исчезнувших деревень

14.07.2022
Брянщина. Погосты исчезнувших деревень

DARKER. №10 октябрь 2021  Тьма над миром

Алекс Лоренц

Русская деревня вымирает. Урбанизация неуклонно делает свое черное дело. Только с начала нового века тысячи малых населенных пунктов европейской России исчезли без следа.

У каждой деревеньки — даже самой крошечной — своя история. Своя история смерти, покрытая мраком забвения. Вместе с последними обитателями — доживающими свой век глубокими стариками — умирает деревня и последние воспоминания о том, какой она была в годы расцвета и что происходило на ее улочках.

Однако у нас все же есть свидетели былых времен. Это деревенские кладбища, или погосты. Очевидцы эти не очень-то разговорчивы, а отыскать их бывает непросто: они хорошо прячутся среди полей, болот и лесов.

Мы расскажем о десяти кладбищах исчезнувших селений Брянщины. Это захолустные, а порой совсем брошенные места. Некоторые селения давно не числятся в реестрах, другие умерли сравнительно недавно — но кладбища остались.

Справедливости ради стоит сказать: далеко не всем деревушкам в этом плане повезло. В статье об Орменском треугольнике мы рассказывали о деревне Пашичи (Почепский район, Дмитровский сельсовет), что в четырех с небольшим километрах от железнодорожной станции Красный Рог (Выгоничский район, Хмелевский сельсовет). Деревня не считается вымершей и не является таковой: там есть одно большое, крепкое хозяйство. Его охраняет собака в ошейнике, которая бегает вокруг и доблестно облаивает непрошеных гостей. Однако кладбище не сохранилось. Только благодаря благословенному мобильному приложению «Советские военные карты» (Генштаб, 1989 год, с поддержкой функции трекинга) можно узнать, что собственное кладбище у этой деревни было. Причем всего-то тридцать лет назад. Выходит, не станет единственного в Пашичах хозяйства — и от деревни не останется ни единого видимого напоминания.

Чтобы добраться до погоста, придется лезть через заросли и топи: он располагался примерно в полукилометре от лесной дороги, проходящей через Пашичи. Ни одной тропинки к нему не сохранилось. Неудивительно: на кладбище, судя по всему, были лишь деревянные кресты, которые не то сгорели, не то сгнили. Сейчас это небольшая сухая возвышенность среди болот, на которой можно различить лишь пару невысоких бугорков-могил — и то лишь при сильном желании.


Все фото с сайта https://darkermagazine.ru/page/strashnaja-brjanshhina-pogosty-ischeznuvshih-dereven


Похожая участь постигла погост деревеньки Дуброславичи, что в паре километров полями от знаменитого Овстуга — родины поэта Федора Ивановича Тютчева. От деревни остался один заброшенный домишко в непролазных кустах, а от кладбища — видная издалека роща без следов захоронений. На автобусной остановке в Овстуге автору удалось разговорить двух рыбаков пенсионного возраста. Как выяснилось, один из них родом из Дуброславич и провел там первые три-четыре года своей жизни. Выяснилось, что было это большое, процветающее село: сто с лишним дворов, магазин, школа. Последний житель — ветеран войны — умер в 2006 году, и похоронили его не в родной деревне. Выходит, кладбище не действует уже очень давно.



Несколько иная ситуация с погостом двух бывших крупных поселков Выгоничского района — Новоархангельского (упразднен в 1970 году) и Львовского (1977). Судя по всему, у них было общее кладбище. Оно обозначено на картах Генштаба 1940 года (приложение «Vetus Maps») и на современных Яндекс.Картах. Самый очевидный маршрут — от Титовки Брянского района по топкой просеке для опор ЛЭП, а затем пару километров по диким буеракам. От погоста осталось много бугорков, до сих пор местами просматриваются аккуратные ряды.



Не все кладбища долго «живут». Причин тому три. Две мы уже назвали: это лесные пожары и гниение дерева. Металлический памятник долговечнее, но и он без регулярной покраски за несколько десятилетий превратится в ржавую труху. Да и каменные надгробия тоже не вечны: без ухода они деформируются, падают, раскалываются, рассыпаются. Третья и главная причина «смерти» погоста — забвение. Как только его перестают посещать родственники усопших, он быстро дичает: вездесущая природа решительно отвоевывает то, что у нее когда-то отобрали.

Приводя исторические данные о селениях Брянщины, мы будем опираться на энциклопедию уважаемого краеведа О. Р. Вязьмитина «Населенные пункты Брянского края» (2012).

Свинцы (Брянский район, Глинищевский сельсовет)

Деревня находилась в семи километрах к югу от крупного села Госома. Основана была в XVIII веке. К 1987 году Свинцы обезлюдели и были исключены из учетных данных.

Добраться до кладбища нетрудно и пешком, и на машине. Дорога лежит через поля. Роща с погостом видна издалека — уже за четыре километра. Все подходы к погосту заросли, на ближних подступах приходится продираться сквозь высокую траву. На кладбище много змеиных нор, да и само по себе место неуютное, так что задерживаться там совсем не хочется.

Километром дальше протянулось вдоль речки Свинц маленькое урочище — бывшая деревня.



Ленинский (Выгоничский район, Орменский сельсовет)

Если перейти вброд речку Свинц и прошагать еще километров пять на юго-запад, попадете в поселок Ленинский. Но лучше, конечно, не ломиться напрямик, а с брянского автовокзала доехать автобусом до Евтиховского (два рейса в четные дни). От него до места назначения около четырех километров по грунтовке. Однако и это не так уж просто: в кукурузных полях даже с навигатором легко промахнуться мимо нужного поворота. Непосредственно к поселку ведет почти заросшая тропка, которую трудно заметить с наезженной дороги. В Ленинском осталось несколько построек, но расположены они в лощине поодаль от дороги. Если наперед не знать, что в этом месте поселок, разглядеть его сквозь заросли невозможно.

Основан Ленинский в 1920-х годах. Судя по всему, до 1980-х это было оживленное место, а сейчас там лишь одно полуживое хозяйство да много руин. Забытое, запустелое, заросшее высокой травой кладбище расположено в паре километров к западу, в живописной рощице посреди луга.



Михайловский (Выгоничский район, Выгоничское городское поселение)

Другое название — Михайловские Выселки. Читатели, вероятно, помнят эпическое путешествие автора и его супруги в Залядку с риском для жизни. Это тоже Выгоничский район, но от Ленинского очень далеко. Залядка и Михайловский расположены на левобережье Десны. Связи с Выгоничами они не имеют, хотя приписаны к этому району и подчиняются непосредственно главному поселку. В 2013 году весеннее половодье разрушило мост между правобережным райцентром и левобережными селениями. Теперь, чтобы добраться оттуда до Выгонич, нужно ехать несколько десятков километров по лесу, а потом по трассе через Брянск и Брянский район. Другой вариант — по мосту через лес, Малиновку, Никольск и Переторги — тоже огромное расстояние. Полный абсурд. Михайловский и Залядка обезлюдели, когда стало понятно, что власти не намерены восстанавливать мост. Действительно, зачем?..

Увы, летом 2020 года в Михайловском сгорел последний обитаемый дом. По словам повстречавшегося нам дедушки-велосипедиста, «и мужик тот тоже сгорел». Имелся в виду хозяин. В бывшем поселке осталась пара домов, но они явно давно обезлюдели. Поселок, где до войны насчитывалось около двух сотен жителей, теперь мертв. К юго-западу, по пути в Малиновку, в буреломе затерялось михайловское кладбище. «Тот мужик» похоронен там. Это одна из трех свежих могил, а в основном захоронения очень старые.



Павловский (Выгоничский район, Хмелевский сельсовет)

Чтобы добраться до этого поселка, нужно выйти из автобуса в Алексеевском, затем полями и грязными дорогами добраться до Гукалинского, а оттуда до Павловского рукой подать. Пока идешь по Гукалинскому, по пути встретится немало интересного. Поселок пока жилой, хотя и на последнем издыхании.



Павловский — небольшая полоска земли, улица Партизанская. На ней почти ничего не осталось. Лишь одна стена последнего дома да выглядывающие из травы столбики заборов — почему-то именно они всегда умирают последними.



В Павловском нет своего кладбища, но есть одинокое захоронение героев войны — местных партизан, вероятнее всего отца и дочери. Расположена могила чуть в стороне от поселка, в поле под деревом.


Михайловский (Выгоничский район, Хмелевский сельсовет)


Примерно в пяти километрах от Павловского, если немного пройти по бетонке, а затем углубиться далеко в лес, расположен еще один поселок Михайловский. Без навигатора заметить поворот в лес трудновато. Поселок — одна улица, длинная, хорошо сохранившаяся, но вся безлюдная. По ней даже днем ходить боязно — как-то не по себе становится.



Кладбище приютилось в лесу к северо-западу от поселка. Последнее захоронение — 2016 года.



Богдановка (Выгоничский район, Хмелевский сельсовет)

Есть в Брянском крае большие деревни, полностью отрезанные от мира. Одна из таких — Сосновое Болото Выгоничского района. Там пара сотен жителей, раньше было автобусное сообщение, о чем свидетельствует сохранившаяся автобусная остановка. От трассы в деревню ведет асфальтированная боковая дорога (порядка десяти километров), которая там и заканчивается. Хотя Сосновое Болото по-прежнему живет, царит в нем унылая атмосфера, а брошенные дома есть даже на главной улице.



Из Соснового Болота через овражек и поле можно попасть в бывшую деревеньку Богдановку (другое название — Емельяновка), что на самой границе с Почепским районом. Упоминается она аж с 1790 года. Существовала долго, но в реалии современной России не вписалась — окончательно лишилась населения в 2009 году, а позже попросту выгорела. Осталось зеленое дикое урочище, зажатое между полями.



Богдановское кладбище — по пути из Соснового Болота, недалеко. Рощица среди полей. В основном могилы старые, но одна — 2020 года. Очевидно, усопшего привезли из другого населенного пункта и подхоронили к родственникам.


Москали (Почепский район, Краснорогский сельсовет)

Сразу за Богдановкой — Почепский район. Через пару-тройку километров — две деревни: Куклы (историческое название до 1964 года, ныне Красномайская) и Москали. Первая упоминается с 1920-х годов, в ней остались асфальтированная дорога, несколько домов (жилых или нет — трудно сказать), много яблоневых садов да грустный таксофон, который все еще работает.



Километром южнее Кукол — полностью вымершая деревня Москали. В энциклопедии 2012 года указано небольшое количество жителей и почтовый индекс, но сейчас в этом месте лесополоса с остатками деревянных столбов ЛЭП. Пейзаж мало чем отличается от богдановского и свинцевского. Рядом — кладбище, можно предположить, что на две деревни — Куклы и Москали. Или только на Москали, поскольку рядом с Куклами — с другой стороны, с севера — есть погост вполне живого села Тарасики.

Одно из позднейших захоронений на кладбище Москалей — 2002 года. Похоронен младенец, проживший несколько месяцев. На погосте много старых могил и просто полустершихся бугорков. Последнее позволяет предположить: кладбище очень старое, довоенное.



Малаховский (Почепский район, Краснорогский сельсовет)

На погост поселка Малаховского, что чуть южнее по той же дороге, легла печать многолетнего запустения. Это селение во многом повторяет судьбу Свинцев: исключено из учетных данных в 1986 году, кладбище видно издалека, а от поселка осталось урочище в полях — одичалые сады, заросшие дурниной. Там есть лишь одна могила недавних лет. Судя по всему, пожилой уроженец Малаховского пожелал, чтобы его похоронили рядом с родителями. Самое старое захоронение — 1933 года. На памятнике указано, что человек погиб. Вероятно, трагическое событие было связано с коллективизацией, но не будем утверждать наверняка. Во всяком случае, могила говорит о том, что кладбище появилось задолго до Второй мировой войны.



Байтичи (Жирятинский район, Жирятинский сельсовет)

Жирятино — место со своеобразными пейзажами и необычным дворово-гаражным ландшафтным дизайном.



От него рукой подать до деревни Байтичи (другая вариация названия — Бойтичи). Она возникла не позднее XV или XVI века. В XIX веке там действовали церковь, земская школа и кирпичный завод. По современному виду деревни об этом никак не догадаться. Улица Заречная до сих пор обозначена на актуальных картах, но давно превратилась в канаву, заросшую травой. Заречная она потому, что находится за речкой Добротовкой, отделяющей Байтичи от другой деревеньки — Горбачи, от которой ныне остался один полуразрушенный сарай. В Байтичах есть один видавший виды дом и, как водится, таксофон.



Пара фактов из истории села. Во-первых, именно здесь родился в 1859 году в семье сельского священника Афанасий Иванович Булгаков — отец того самого автора «Мастера и Маргариты», «Роковых яиц» и прочих эпохальных литературных произведений. Афанасий Иванович стал выдающимся богословом своего времени. Мама Михаила Афанасьевича, Варвара Михайловна, к слову, тоже из брянского захолустья — из славного городка Карачева, так что корни у выдающегося литератора сугубо брянские…

Во-вторых, около 2012 года был издан трехтомник американского предпринимателя В. П. Афонина «От Бойтич до самого Нью-Йорка». Тираж был крошечный, книга быстро разошлась, теперь это раритет. Судя по имеющейся скудной информации, в ней собраны документы, фотографии и истории местных уроженцев — в основном рода Афониных. Автор уже в годы издания книги пребывал в преклонном возрасте, хотя регулярно посещал родные места, в том числе для презентации своего творения. О его нынешней жизни никаких сведений нет. Будем надеяться, он здравствует и отдыхает в Катскилльских горах в окружении правнуков… На средства Афонина в Байтичах на крутом склоне построена часовенка.



Кладбище Байтич явно послевоенное: никаких Булгаковых среди похороненных нет. Пройдет немного времени — и этот погост останется единственным напоминанием о большом селении, которое некогда процветало. И нет таким селениям числа...



Статьи цикла «Страшная Брянщина»:

Страшная Брянщина

Путешествие по вурдалачьим местам А. К. Толстого

Страшная Брянщина: Левобережье

Страшная Брянщина. Житная Поляна: в поисках деревни-призрака

Страшная Брянщина: Орменский треугольник


darkermagazine.ru

                                                Darker Magazine - Home | Facebook


Прогулки по кладбищам № 09. Антоновка. Брянский район.
https://www.youtube.com/watch?v=iflXjgdeMNs


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика