Узбекистан. Заброшенные могилы Ташкента

23.12.2019
Узбекистан. Заброшенные могилы Ташкента
Фото: UzNews.uz. Все фото с сайта  https://uznews.uz/ru/article/18084


Корреспондент UzNews.uz Михаил Герасимов побывал на трех крупных христианских и еврейских кладбищах Ташкента и осветил проблему заброшенных могил.

В глубины веков уходит традиция бережного отношения к местам захоронений родных и близких людей. Мы приходим на кладбище, как бы для встречи с ушедшими, чтобы вспомнить какими они были. Однако сегодня посетители кладбищ Ташкента с сожалением отмечают, что многие могилы, в основном на христианских кладбищах - заброшены. Мы побывали на трех самых крупных кладбищах столицы: Боткинском, Домрабадском и на Урта-Сарайском, что под Ташкентом. Картина действительно печальная: много покосившихся крестов, поваленных надгробий, просто рассыпавшихся памятников.



 

Боткинское – старейшее русское кладбище Ташкента, открытое в 1872 году. Отправились туда утром. Вошли через центральные ворота, кирпичная кладка которых сохранилась еще с конца 19 века. Тут же за воротами – здание администрации. Заведующий Хикмат Карабаев рассказал о работе их служб.

«Сегодня на «Боткина» трудятся 50 рабочих, пару лет назад их было всего 18. Каждый день из кладбища вывозят два трактора с прицепами, забитых под завязку мусором, и еще два мусоровоза. Осенью нагрузка возрастает – начинается листопад. Летом тоже надо успеть скосить сухую траву, чтобы избежать возгораний. Территория кладбища – 43 гектара.

Рабочие не в состоянии ухаживать за каждой могилой – территория очень большая, – говорит Хикмат Карабаев. – Мы чистим все дорожки, по возможности убираемся в глубине карт, которых здесь 28».


Основная проблема Боткинского кладбища – оградки вокруг могил. Они превратили его в сложнейший лабиринт из металлических заборчиков и заборов с множеством тупиков и узких троп. Порой, чтобы добраться до могилы родственника, нужно ходить зигзагами, колесить вокруг. Еще труднее приходится могильщикам, которым нужно похоронить человека в глубине территории. А хоронят здесь ежедневно по два-три человека, летом и зимой - до пяти человек в день.


Старейший работник кладбища Петр Сухоплясов, его здесь называют просто дядя Петя, поделился с нами своим мнением о причинах массового «озаборивания» могил.




По его словам, данная традиция пошла с момента основания кладбища – с самого 19 века. Вначале людей хоронили вдоль местной церкви – Собора Александра Невского. Могилы ограждали заборчиками. В то время хоронили не упорядоченно, а там, где удобнее. Этот беспорядок, заложенный больше 170 лет назад, до сих пор создает довольно большие трудности. Чтобы решить проблему с заброшенными могилами, нужно демонтировать все заборы на территории кладбища. Кстати, в мировой практике больше идут по этому пути – хоронят без оград.




«Мы не имеем права трогать могилы без разрешения родственников, даже если за ними не ухаживают годами, – говорит Хикмат Карабаев. – Подобные действия могут привести к межнациональному конфликту. Люди неправильно поймут…Однако лишь двое из десяти готовы отказаться от заборов, остальные – нет. Мы обращались за помощью к православной церкви. С прихожанами проводили беседы. Но несмотря на это, ситуация никак не меняется».


Одна из причин, почему родственники не соглашаются сносить заборы – боязнь того, что участок отберут под другую могилу. Все-таки Боткинское кладбище находится в самом центре Ташкента…

Во время беседы с заведующим, в кабинет вошли две пожилые женщины. Одна с букетом цветов в руках. Оказалось, вдова приехала из Москвы навестить мужа, похороненного здесь в 1983 году. За это время все настолько изменилось, что она не смогла найти его могилу. Попросила посмотреть в архиве. Выяснилось, что карты кладбища появились только в конце 1987-го. До этого момента записывались только личные данные без локации. Женщина припомнила только то, что могила супруга расположена рядом с могилой цыганского барона. Руководство кладбища пообещало, что найдет место захоронения и сообщит ей.




Но, таких потерянных могил здесь на «Боткина» много. В том числе и на еврейском кладбище, расположенном внутри «Боткина». На карте оно изображено как самостоятельное кладбище. Сотни могил рассыпаны на местности в несколько гектаров. Большинство захоронений – 1930-1940-х годов. Эти могилы, как, впрочем, и другие, заброшены в основном по одной причине – в связи с эмиграцией людей после распада бывшего Союза. Мне довелось быть здесь еще раньше с экскурсией, где были и иностранные туристы. Все 30 человек – столько было в группе – купили по букетику гвоздик. И это были единственные цветы на выжженной солнцем траве.  


       


Домбрабад – Ташкентское городское кладбище № 2. Его территория 104.5 гектаров. У ворот несколько охранников. Рядом шумит «болгарка» - шлифуют мрамор. Вдоль главной дороги могилы в чистоте, мы же пошли вглубь леса.





Домбрабадское кладбище плотно засажено деревьями. Но на фоне деревьев еще виднее изъеденные ржавчиной металлические кресты, поваленные надгробья. Видно было, что некоторые могилы брошены навсегда. Таблички с именами стерлись, опознать, кто здесь похоронен можно только по портрету, которые здесь не на каждой могиле. Другими словами – мы в прямом смысле теряем память о людях, которые здесь похоронены. Идем дальше. Казалось бы, вечный мрамор, стоять ему веками, а нет…Прогнившее дерево рухнуло на мраморную плиту, разломило ее на части. Сдул листву с камня, а там портреты мужчины и женщины. Если ничего не делать, могила зарастет травой.

Мы не выбирали какие-то отдельные карты кладбища, просто шли прямо, квадрат за квадратом. И опять пришли к еврейским могилам. Прямо скажем, на «Боткина» таких разрушений не видели. Здесь же несколько памятников просто разбиты вдребезги, а остатки надгробий сложены в горки из камней. Вот на могиле от плиты – лишь арматура без имени и портрета…Подобные могилы автоматически становятся безымянными.

Мы должны тут оговориться: есть на этих кладбищах и немало могил с памятниками, которые можно даже назвать произведениями искусства. Трехметровые мраморные обелиски с высеченными на них картинами и гравюрами. Очень ухоженные, в отличном состоянии. Но это - уже больше заслуга родственников тех, кто здесь погребен.

Позитивное, в основном, впечатление осталось от посещения Урта-Сарайского кладбища. Главное, что здесь замечаешь буквально с первых шагов – это стремление местных работников тебе помочь. Они тут же подходят, спрашивают, что нужно сделать. И надо сказать, мы не увидели там откровенно заброшенных могил, как на двух других кладбищах.

Но мы вновь и вновь будем возвращаться к этой теме. Которую, кстати сказать, уже поднимает и наша православная церковь. Особое внимание будет уделено также могилам павших во Вторую мировую войну солдат, которых мы просто не имеем права забывать. А также детские могилы.





Не секрет ведь, что в Узбекистан везли под бомбежками тысячи детей с территорий, где шла война, многие умерли от ран и болезней. И закончить этот материал, наверное, будет правильно словами митрополита Викентия: «Проблема заброшенных могил, тем более могил участников и ветеранов Великой Отечественной и эвакуированных с передовой в годы войны маленьких детей – очень важная тема для обсуждения с обществом. Только придание этой темы широкой огласке поможет решить проблему».

























Фото: UzNews.uz


Автор Михаил ГерасимовМИХАИЛ ГЕРАСИМОВ.  Независимый эксперт  Все статьи автора


                                                                                                    Картинки по запросу uznews.uz
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика