Мусульманские кладбища Челябинской области могут стать объектами культурного наследия

22.11.2018
Мусульманские кладбища Челябинской области могут стать объектами культурного наследия
 Фото: Юрий Макуров


С 2013 года изучено 125 мусульманских кладбищ в семи районах Челябинской области. Таков итог работы экспедиционного отряда под руководством начальника отдела заповедного режима заповедника «Аркаим» Юрия Макурова.

За эти годы исследователи прошли маршрут длиною более 10 тысяч километров, было обнаружено свыше 1000 камнерезных стел XIX — середины XX веков, которые были изготовлены мастерами в традиционном стиле. За эти годы у археологов накопился большой багаж источников для будущих исследований по погребальной обрядности, камнерезному искусству, каллиграфии, генеалогии.

Об этом сами ученые рассказали журналистам в областном пресс-центре «Гранада Пресс». По словам Юрия Макурова, юг Челябинской области — это многонациональная территория, где исповедуются преимущественно христианство и ислам. И это исторически вполне объяснимо, поскольку степи Зауралья оказались не только пограничной зоной между двумя крупными странами Евразии — Россией и Казахстаном, но и территорией формирования культур многих современных народов России. И погребальные комплексы можно считать неотъемлемой частью культуры этих народов. 

Основные формы мусульманских надмогильных сооружений, следы которых до сих пор сохранились, формируются в Урало-Казахстанском регионе примерно в XIV веке, то есть в период исламизации региона, когда на смену языческому погребальному обряду с его курганами приходят мусульманские традиции с надмогильными конструкциями.

Наиболее ярко архитектурные формы подобных погребальных сооружений проявляются на территории Западного Казахстана. Впрочем, и на территории Челябинской области есть замечательный образчик ранней монументальной архитектуры XV века — мавзолей Кесене в Варненском районе.

По словам Юрия Макурова, уже начиная с 1940-х годов появляются надгробия, изготовленные из бетона, в это же время арабское письмо постепенно сменяет кириллица. В 1960-1980-х годах бетонные надгробия с кириллическими текстами составляют около 90 % всех надгробий. При этом практически полностью утрачивается их архаичный облик. Новые плиты уже ничем не отличаются от христианских надгробий, за исключением наличия коранических формул в текстах и изображений символов ислама — полумесяца или минаретов.

Юрий Макуров обращает внимание на то, что казахское население Челябинской области — это представители среднего и младшего жуза. И именно у мусульман-казахов до сего дня важную роль в социальной жизни играет генеалогическая родословная (шежире). Поэтому тексты надгробий становятся уникальным источником по расселению казахских родов на территории Челябинской области. К настоящему времени уже изучено содержание текстов более тысячи надгробий, относящихся к периоду с 1940-х годов, с текстами, выполненными на кириллице. Проведенный анализ позволил создать генеалогическую схему родов, родовых подразделений и отделений казахов, проживающих на территории юга Челябинской области. Ученые намерены в будущем приступить к переводам более ранних арабографичных надгробий.

Однако многим объектам угрожает хозяйственная деятельность. Уже сегодня на старых заброшенных мусульманских кладбищах ограды зарастают травой и кустарником, надгробия ломаются и уходят под землю. В этой связи Юрий Макуров вместе со своими коллегами выражает опасение, что многие памятники уже в скором времени могут оказаться полностью утраченными. Между тем ученые убеждены, что многие кладбища достойны быть объектами культурного наследия и должны охраняться государством.

Автор:  Айрат Арсланов  

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика