Отравления ядохимикатами

27.12.2015
Отравления ядохимикатами
В сельскохозяйственном производстве для борьбы с вредителями и возбудителями болезней культурных растений, а также для уничтожения сорняков широкое применение находят органические и неорганические соединения направленного действия, объединяемые под общим названием — ядохимикаты.
В зависимости от направленного действия среди ядохимикатов различают инсектициды (вещества для уничтожения вредных насекомых), гербициды (средства для уничтожения сорной растительности), фунгициды (средства для борьбы с грибковыми заболеваниями растений) и др.
Тяжесть отравлений ядохимикатами зависит от дозы, токсичности, путей поступления в организм и других условий. В организм они могут поступать через дыхательные пути в виде паров (гексахлоран, этилмеркурхлорид, этилмеркурфосфат, синильная кислота, формалин, сероуглерод и др.), аэрозолей (ядохимикаты), в виде мельчайших капелек (яды в растворах или взвесях). Многие ядохимикаты способны всасываться через неповрежденную кожу и оказывать токсическое воздействие (ртутные фунгициды— этилмеркурфосфат, этилмеркурхлорид), фосфорорга-нические соединения — ФОС (тиофос, метафос, октаметин), хлорорганические соединения (гексахлоран, хлоридан). Большое значение имеет всасывание ядохимикатов через слизистую оболочку глаз, полости рта и носоглотки. Большинство ядохимикатов хорошо всасывается через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.
При попадании в кровь ядохимикаты распределяются в организме неравномерно. Хорошо растворимые в липидах и жирах в больших количествах проникают в нервную ткань и оказывают преимущественное влияние на ЦНС.
В организме ядохимикаты подвергаются различным химическим превращениям, которые сводятся к процессам окисления, гидролитического расщепления, дезаминирования, а в некоторых случаях — восстановлению. В результате этих превращений одни ядохимикаты обезвреживаются (тиофос и др.), в других метаболиты оказываются более токсичными (октаметил, хлоридан). Важную роль в процессе обезвреживания ядохимикатов играет печень. Особое значение в обезвреживании имеет способность печени синтезировать из ядохимикатов конъюгированные соединения с серной и глюкуроновой кислотами. Такая функция печени связана с содержанием в ней гликогена.
Многие тяжелые металлы и металлоиды выделяются через желудочно-кишечный тракт (ртуть, медь, мышьяк). Летучие, газообразные и парообразные ядохимикаты (хлорпикрин, сероводород, мышьяковистый водород) удаляются из организма через легкие. Кожа принимает участие в выведении из организма тяжелых металлов и металлоидов (ртуть, медь, мышьяк), сероводорода, фенола и многих жирорастворимых препаратов. Некоторые жирорастворимые вещества могут выводиться с молоком (гексахлоран, хлоридан и др.). Плохо растворимые химически инертные ядохимикаты (ртуть, мышьяк, свинец, гексахлоран и др.) медленно выводятся из организма и длительно задерживаются в тканях организма.Часть ядохимикатов способна к кумуляции (ртуть и хлорорганические препараты, соединения мышьяка и др.). Большинство ядохимикатов способно вызывать хронические отравления (соединения мышьяка, алкалоиды и др.). Имеются половые и возрастные различия в чувствительности организма к ядохимикатам.
Хлорорганические ядохимикаты плохо растворимы в воде, хорошо — в большинстве органических жидкостей и растворителей. Поступают в организм человека перорально или через дыхательные пути, а также через неповрежденную кожу. Встречаются хронические отравления, особенно при употреблении фруктов и овощей, ранее обработанных этими средствами. Выделяются из организма в основном с калом, частично — с мочой.
Хлорорганические ядохимикаты (гексахлоран, хлоридан, альдин, гептахлор и др.) являются паренхиматозными ядами и поражают ЦНС, печень, почки, миокард, слизистые оболочки желудка и кишечника, надпочечники, яички, щитовидную железу. Выраженность морфологических изменений (от незначительных расстройств кровообращения и обратимых дистрофических изменений до очагов некроза) зависит от дозы, концентрации препарата и других условий. В ЦНС отмечают дегенеративные и не-кробиотические изменения нервных клеток. В развитии морфологических изменений большое значение имеет возникновение гипоксии, снижение активности щелочной фосфатазы, уменьшение и неравномерное распределение РНК в клетках органов.
При поступлении ядохимиката через дыхательные пути отмечается раздражение слизистых оболочек носа, гортани, трахеи, бронхов, может наступить носовое кровотечение. При попадании в желудочно-кишечный тракт появляются боли за грудиной и в подложечной области, тошнота и рвота. Затем присоединяются признаки нарушения функции нервной системы — слабость, головная боль, головокружение, бессонница, боли в конечностях, повышение температуры, в тяжелых случаях — явления токсического энцефалита. Смерть может наступить через несколько часов. На секции и при микроскопии отмечают признаки расстройств кровообращения, расширение и полнокровие сосудов, плазморрагию, периваскулярный отек, очаговые кровоизлияния, стаз.

Фосфорорганические ядохимикаты и медьсодержащие соединения

В основе токсического действия фосфорорганических ядохимикатов (ФОС) лежит их способность избирательно угнетать фермент холинэстеразу и тем самым нарушать процессы передачи нервных импульсов в синапсах. Наиболее часто встречаются отравления тиофосом и хлорофосом. ФОС действуют на центральную и вегетативную нервную систему. Хорошо растворяются в жирах и липидах, ФОС легко всасываются через неповрежденную кожу и проникают в богатые липидами ткани, в частности в ткани ЦНС. Как правило, они не оказывают местного раздражающего действия и попадание их на кожу может остаться незамеченным.
Все ФОС имеют низкую химическую активность, что затрудняет их определение в различных средах химическими способами. Их определяют биохимическими методами. При смертельном отравлении ФОС определение дозы принятого внутрь яда является сложной задачей. При пероральных отравлениях смертельный исход наблюдается от приема 0,24—2 г тиофоса.
В судебно-медицинской практике приходится сталкиваться с отравлениями фосфорорганическими инсектицидами, когда яды поступают перорально в водных растворах, в виде эмульсий, в растворах органических соединений или химически чистом состоянии. Яд очень быстро всасывается из желудка, попадая в кровь. Проникновение ФОС через неповрежденные кожные покровы наблюдается в производственных условиях (размешивание рукой ФОС при приготовлении рабочих растворов). Известны случаи тяжелых отравлений при попадании ФОС на значительную поверхность кожных покровов. Возможны также случаи ингаляционных отравлений ФОС в закрытых помещениях при вдыхании ядов, находящихся в измельченном или парообразном состоянии, в садах, виноградниках, в поле при распылении инсектицидов с самолетов, вертолетов и др. Острые отравления ФОС наблюдаются также при проникновении их через слизистые оболочки глаз.
Тяжесть отравления зависит от дозы яда. Развитие интоксикации начинается как только яд проник в организм. Отмечаются беспокойство, чувство страха, галлюцинации, снижение памяти, затруднение речи. Затем присоединяются затруднения дыхания, нарушения походки, дрожание рук, головы, спутанность сознания. В тяжелых случаях отмечаются приступы судорог. Смерть наступает вследствие паралича дыхательного центра, обычно в первые сутки после отравления.
Различные представители ФОС — тиофос, меркаптофос, октаметил, хлорофос и др. вызывают в основном сходные клинические проявления интоксикации и морфологические изменения в организме. При исследовании трупов лиц, умерших от отравления тиофосом, обычно обнаруживаются отек легких, головного мозга и мозговых оболочек, полнокровие внутренних органов, точечные кровоизлияния в веществе головного мозга и другие неспецифические изменения. Лабораторные исследования имеют важнейшее диагностическое значение, позволяют выявить в биосредах сам яд или продукты его окисления, а также установить степень угнетения холинэстеразы.
Медьсодержащие соединения (бордосская жидкость, сульфат меди, хлорокись меди и др.) при непосредственном контакте с тканями образуют альбуминаты меди, которые оказывают вяжущее и прижигающее действие.
В организм яды поступают через дыхательные пути и перорально. При ингаляционном отравлении наблюдаются приступы меднопротравной лихорадки, повышение температуры тела до 39 °С, проливной пот, носовое кровотечение, кашель, поражения желудочно-кишечного тракта. При пероральном отравлении появляется металлический вкус во рту, наступают потеря аппетита, слюнотечение, повышенная жажда, боли в подложечной области, рвота массами сине-зеленого цвета, кровавый понос, синяя окраска языка, понижение температуры тела. Для отравления характерны развитие гемолитической анемии, гепатита с желтухой, уремии, нарушения дыхания и сердечной деятельности. Тяжелые отравления сопровождаются развитием коллапса, судорог, комы, смерть наступает на 3—4-е сутки.
На секции умерших от острого отравления медьсодержащими ядохимикатами устанавливают острое малокровие, резкие дистрофические изменения печени и почек, гнойный бронхит, перикардит, жировую инфильтрацию миокарда, токсический гепатит.
Среди ядохимикатов растительного происхождения из алкалоидов наибольшее значение для судебной медицины (применяемых в сельском хозяйстве) имеют производные пиридина — анабазин и никотин. Указанные вещества являются очень сильными ядами, относятся к веществам н-холиномиметического действия.
Поражают центральную и периферическую нервную систему. Вначале возбуждают, а затем парализуют вегетативные ганглии. В организм оба яда легко проникают через незначительные повреждения кожи (ссадины, изъязвления). При отравлении возникают головные боли, одышка, понос, расстройство слуха, затем потеря сознания, судорожная остановка дыхания. При судебно-химическом исследовании производится качественное и количественное определение ядов в органах.


Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика