Вместе с тем имеется определенная группа токсических веществ, действующих избирательно на кровь. Из этой группы ядов наибольшее значение для судебной медицины имеют так называемые гемоглобинотропные, т. е. яды, образующие метгемоглобин, и яды, связывающие гемоглобин крови.
Отравления ядами, образующими метгемоглобин.
К этим ядам относятся хлорноватокислый калий (бертолетова соль), азотистокислые соли натрия (нитриты), анилин, динитробензол и некоторые другие вещества. Отравление этими ядами сравнительно невелико.
Метгемоглобинобразующие вещества довольно широко используются в промышленности (например, нитриты калия и натрия применяются в резиновой промышленности, для консервирования мяса и др.), в медицинской практике (в качестве сосудорасширяющих средств и др.). Анилин используется в качестве сырья для получения красителей и производства ряда медикаментов, искусственных смол, цветных карандашей и для других целей.
Под воздействием указанных ядов происходит окисление двухвалентного железа, содержащегося в оксигемоглобине и гемоглобине, в трехвалентное с образованием из гемоглобина метгемоглобина. При этом кислород соединен с железом в составе гидроксильной группы (ОН). Метгемоглобин весьма стойкое соединение, поэтому кислород не транспортируется к тканям, в результате чего возникает ацидоз. Образование в крови метгемоглобина обнаруживается по ее цвету. Кровь становится буровато-коричневой, эту же окраску приобретают и органы. Трупные пятна — аспидно-серого цвета, иногда с буроватым оттенком.
Признаки Интоксикации проявляются при содержании в крови 30 % метгемоглобина, а летальный исход наступает при наличии его в крови 70—80 %.
В зависимости от дозы принятого яда и индивидуальных особенностей организма отравившегося тяжесть отравления может быть различной. При легком отравлении может быть значительный скрытый период. При тяжелом отравлении первые симптомы отравления могут быть спустя 1—2 ч после приема яда. Отравление характеризуется синюшностью слизистых оболочек, пальцев и ушных раковин, головокружением, головной болью, нарушением ориентации в пространстве. Затем присоединяются рвота, одышка, помрачение сознания. Кожа может приобретать сероватую окраску. Тяжелое отравление может развиваться бурно и в короткие сроки приводить к смерти. Острое отравление сопровождается гемолизом крови. При отравлении динитробензолом выдыхаемый воздух имеет запах горького миндаля, а при анилиновой интоксикации — запах анилина. Возможно развитие гемоглобинурийного нефроза вследствие гемолиза и закупорки почечных канальцев.
Метгемоглобинобразователи способны временно депонироваться в печени и жировых клетках. Этим можно объяснить случаи повторного метгемоглобинобразования с выходом яда в кровь. Большая часть нитритов выводится с мочой.
Диагностика отравлений основывается на данных анамнеза, результатах химического анализа веществ, вызвавших интоксикацию, клинической картине, на данных токсикологических исследований. Качественное определение метгемоглобина осуществляется спектроскопически по появлению полосы поглощения в красной части спектра. Спектрофотометрическим методом определяется количество метгемоглобина в крови. При тяжелых отравлениях метгемоглобин обнаруживается примерно в течение 5—6 суток.
На вскрытии отравившихся, кроме характерной окраски крови, органов и трупных пятен, отмечаются венозное полнокровие всех внутренних органов и серозных оболочек, мелкие кровоизлияния в сердце, печень, селезенку, почки, отек головного мозга, возможны некротические изменения в верхних отделах дыхательных путей и легких при ингаляционном отравлении.
Отравления метгемоглобинобразоватёлями встречаются редко, в основном в быту. Обычно они являются следствием ошибочного употребления ядов внутрь вместо лекарственных средств или пищевых веществ.
Отравления окисью углерода
Окись углерода — оксид углерода (CO) образуется при неполном сгорании веществ, содержащих углерод. В чистом виде СО представляет собой бесцветный газ, немного легче воздуха, не имеет запаха. Практически CO встречается в смеси с различными газами. Острые отравления окисью углерода встречаются в промышленности и в быту. В быту отравления возможны как несчастные случаи при повреждениях газопроводов в газифицированных квартирах, при неумелом пользовании газовой сетью или печным отоплением, при пожарах, пороховых взрывах, в личных гаражах и др. Известны случаи отравления окисью углерода с целью самоубийства.Поступая через легкие в кровь, она связывается с гемоглобином, образуя весьма стойкое соединение — карбоксигемоглобин. Сродство окиси углерода к гемоглобину человека примерно в 300 раз выше, чем у кислорода. Поэтому даже незначительные ее концентрации могут привести к образованию в крови значительных количеств карбоксигемоглобина. Гемоглобин, связанный с окисью углерода, теряет способность соединяться с кислородом, что нарушает доступ кислорода к тканям и органам и приводит к развитию в них кислородного голодания. Тяжесть отравления определяется степенью насыщенности ею крови. При связывании окиси углерода с 60—70 % гемоглобина может наступить смерть. Имеются значительные индивидуальные колебания к токсическому действию оксида углерода. Женщины переносят интоксикации легче, чем мужчины. Отмечается также повышенная устойчивость к окиси углерода у детей в возрасте до года по сравнению со взрослыми.
Есть несколько форм отравления окисью углерода. Молниеносная форма наступает от воздействия крайне высоких концентраций окиси углерода. Эта форма характеризуется моментальной потерей сознания, единичными судорожными сокращениями мышечных групп и быстрой остановкой дыхания. Наступление смерти по своей форме напоминает апоплексический инсульт. Следует иметь в виду, что в таких случаях карбоксигемоглобин можно обнаружить только в крови из полости левого желудочка сердца и грудном отделе аорты, где он оказывается в очень больших концентрациях (80% и выше). Замедленная форма может иметь различное течение — от легкого до тяжелого. Появляются мышечная слабость, особенно в ногах, головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота, вялость, сонливость, иногда, наоборот, — буйство, потеря ориентации (картина отравления напоминает алкогольное опьянение). По мере нарастания интоксикации наступают расстройство координации движений, стойкая потеря сознания, судороги, бред, галлюцинации, кома. Смерть наступает от паралича дыхательного центра. Сердце сокращается еще 2—8 мин после остановки дыхания.
Необходимо учитывать, что смерть может последовать через 1—3 недели после отравления вследствие сосудистых расстройств и кровоизлияний в подкорковые узлы, продолговатый мозг, миокард.
Диагностика основывается на обстоятельствах происшествия, данных лабораторных исследований, характерной клинической картине, данных вскрытия трупа (окраска трупных пятен и крови) и данных судебно-химического исследования (определение содержания карбоксигемоглобина в крови трупа).