Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности нередко вызывает большие трудности, поскольку они происходят в довольно короткий промежуток времени и часто при отсутствии свидетелей. Это в свою очередь предъявляет высокие требования к проведению экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Сами же результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления отдельных деталей происшествия. Среди механических повреждений травма, причиняемая транспортными средствами, составляет самостоятельную группу. В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств принято выделять повреждения, причиняемые дорожно-транспортными средствами, средствами водного транспорта, и авиационную травму. В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства делят на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.) и рельсовые (поезда, трамваи и др.).
Автомобильная травма
Под автомобильной травмой следует понимать повреждения, причиняемые наружными либо внутренними частями движущегося автомобиля или полученные пострадавшим при выпадении из него. Травма, причиняемая движущимся автомобилем, может произойти:1) от удара частями автомобиля при столкновении с человеком и падением его на автомобиль, отбрасыванием на грунт и возможным последующим переездом;
2) при выпадении из автомобиля (из кабины, кузова, с подножки), сопровождающемся ударами частями автомобиля, падением на грунт и скольжением по нему;
3) от переезда колесом или колесами (в этих условиях возникают удар колесом, волочение, перекатывание и даже протаскивание тела по грунту);
4) в кабине вследствие удара о части автомобиля или прижатия (сдавления) тела частями машины;
5) в результате сдавления тела между частями двух автомобилей или автомобилем и другими преградами; при этом повреждения образуются от удара частями автомобиля и последующего сдавления.
Разнообразие механизмов при отдельных этапах автомобильной травмы влечет за собой образование множества неодинаковых по характеру и локализации повреждений. Некоторые повреждения возникают только при определенных видах автомобильной травмы. К ним относятся так называемые контактные повреждения, отображающие форму и размеры конкретных частей или деталей автомобиля при воздействии на одежду или тело человека (отпечатки протектора, фары, подфарника, облицовки радиатора и др.). Другие повреждения, возникающие в результате травмы, обычно не имеют доказательственной значимости и должны оцениваться по своей совокупности.
Автомобильная травма при столкновении
При столкновении передней поверхности автомобиля с телом человека первоначальный удар чаще всего приходится ниже центра тяжести тела человека, в результате чего он падает на капот автомобиля. При этом возникают повреждения, которые обычно располагаются на туловище, голове и верхних конечностях на стороне первичного соударения. Если первичный удар наносится вблизи центра тяжести или выше его, то человека отбрасывает вперед и при падении он ударяется о грунт; при этом образуются повреждения, которые наиболее часто локализуются на голове, туловище и верхних конечностях.Направление падения тела человека
в зависимости от удара различными частями движущегося автомобиля
В результате столкновения тело человека приобретает скорость, близкую к скорости движения автомашины. Вследствие, как правило, косого удара тело получает вращательное движение вокруг продольной оси. Отбрасывание тела вперед (или несколько в сторону), как правило, сопряжено с последующим возможным наездом колеса на потерпевшего. Иногда вращение тела вокруг продольной оси в момент его падения от удара автомобилем приводит к тому, что потерпевший падает на грунт той же стороной тела, на которой возникли повреждения при столкновении. В этих случаях повреждения вследствие удара о покрытие дороги как бы «наслаиваются» на повреждения, возникающие от удара частями автомобиля.
Оскольчатые и многооскольчатые переломы костей черепа могут возникать как при ударе головой о части автомобиля, так и в момент отбрасывания тела и удара головой о грунт. Их локализация весьма разнообразна и зависит от этапа возникновения повреждений. Чаще они локализуются в височно-теменных и теменно-затылочных областях головы, реже — в лобных. Субдуральные кровоизлияния бывают диффузными и ограниченными. Диффузные встречаются чаще и занимают значительную поверхность головного мозга. Ограниченные локализуются в месте приложения силы (соответственно месту перелома или трещины). Эпидуральные кровоизлияния встречаются реже. Повреждения вещества мозга возникают в месте непосредственного приложения силы и в области противоудара. Макроскопически они проявляются в виде очаговых кровоизлияний в коре и белом веществе мозга.
При первичном ударе в область задней поверхности тела голова резко откидывается назад. Довольно характерными являются повреждения шейного отдела позвоночника (вследствие резкого сгибания или переразгибания). В ряде случаев обнаруживают разрывы атлантоокципитального сочленения и связок между I и II шейным позвонком. Одновременно может нарушаться целость продолговатого и спинного мозга. Возникают переломы костей свода и основания черепа от удара о части автомобиля (чаще о капот), а также повреждения вещества головного мозга.
Переломы ребер характеризуются следующими особенностями: они множественные, закрытые, располагаются односторонне по боковой или задней поверхности грудной клетки по одной или двум анатомическим линиям. В момент первичного воздействия возникают как локальные, так и конструкционные переломы ребер. При падении тела на автомобиль или при отбрасывании и падении его на грунт образуются чаще конструкционные переломы ребер. Характер и локализация переломов во многом зависят от величины внешнего воздействия, места приложения силы, формы и размеров повреждающей части автомобиля, эластичности грудной клетки и характера одежды.
Переломы костей таза, обычно закрытые, возникают в момент удара частями движущегося автомобиля или при последующем падении и ударе тела о грунт. При ударе частями движущегося автомобиля в области передней части тела происходят переломы лобковых и седалищных костей. В условиях удара с боковым направлением силы повреждения локализуются на одной стороне, захватывая область большого вертела бедра или гребня подвздошной кости.
Вообще характер и в особенности степень выраженности повреждений зависят от скорости автомобиля в момент столкновения с телом человека.
При столкновении движущегося автомобиля с человеком наблюдаются разнообразные повреждения органов грудной и брюшной полости, причем травматизация может быть различной. Эти повреждения являются результатом сотрясения тела. Повреждения от прямого удара локализуются обычно на тех поверхностях внутренних органов, которые были обращены к месту приложения силы. Наиболее часто травмируются легкие, печень, селезенка, почки, наблюдаются кровоизлияния под эпикардом, чаще у места впадения нижней полой вены, иногда надрывы перикарда. В паренхиматозных органах можно обнаружить кровоизлияния в связках, их разрывы и даже отрывы, подкапсулярные повреждения ткани органов.
Нарушения целости костей бедра и голени возникают в момент первичного воздействия выступающих частей, например бампера, буксирного крюка и др., движущегося автомобиля, а их локализация зависит от роста человека и высоты этой выступающей части.
Механизм образования перелома длинной трубчатой кости
при ударе выступающей частью автомобиля
Такие переломы образуются в результате резкого однократного действия травмирующей силы, приложенной в поперечном направлении к продольной оси кости, и имеют все признаки повреждений от воздействия тупыми предметами. Следует иметь в виду, что морфологически похожие переломы возникают и вследствие поперечного переезда колесом автомобиля через голень или бедро. О направлении внешнего воздействия и перемещении тела потерпевшего вследствие удара передней частью автомобиля в ряде случаев можно судить на основании анализа винтообразных переломов длинных трубчатых костей нижних конечностей. Важное место при этом занимают особенности переломов костей таза, а также характер следов скольжении на подошвенной части обуви, особенно опорной ноги.
Выпадение из движущегося автомобиля
Выпадение пассажира или водителя из движущегося автомобиля может произойти при резком неожиданном торможении, быстром начале движения, крутых поворотах и др.Направление падения тела человека из движущегося автомобиля
Выпадение пассажира из кузова грузового автомобиля (что бывает наиболее часто) вперед через кабину наблюдается в момент резкого торможения. Тело по инерции продолжает двигаться вперед и «наталкивается» на заднюю часть кабины. Нижние конечности и область таза (в зависимости от высоты кабины) как бы задерживаются, а туловище продолжает движение вперед. За счет продолжающегося сгибания тела вперед нижние конечности приподнимаются над полом кузова, несколько выпрямляются, а голова и туловище наклоняются вниз. В результате этого пассажир пролетает через кабину автомобиля в направлении хода движения. Тело человека, достигая покрытия дороги, ударяется головой и опрокидывается через нее, при этом возникают повреждения на задней, передней или боковых поверхностях туловища и конечностей. Подобные три этапа в образовании повреждений наблюдаются при выпадении пассажира через задний и боковой борт автомобиля с той лишь разницей, что при опрокидывании тела через голову происходит соприкосновение с покрытием дороги передней поверхностью груди и живота. Для возникновения повреждений у лиц, выпавших из кузова или кабины автомобиля, имеет существенное значение не только высота, но и скорость движения транспорта. При выпадении из движущегося автомобиля следует различать повреждения, возникающие от удара о покрытие дороги, общего сотрясения тела, скольжения по покрытию дороги и удара о части автомобиля. В зависимости от вариантов падения тела из движущегося автомобиля механизм повреждений может быть различным. При соударении головой возникают локальные и конструкционные повреждения костей черепа и позвоночника, повреждения головного мозга и других внутренних органов от общего сотрясения тела. При соударении ногами наиболее типичными являются повреждения костей стоп и конструкционные переломы костей голени или бедер, костей черепа. Вещество головного мозга и внутренние органы травмируются вследствие сотрясения тела. При соударении ягодичной областью образуются переломы костей таза, переломы позвоночника, костей черепа, а также повреждения вещества головного мозга и внутренних органов. При соударении туловищем возникают прямые переломы ребер, позвоночника, костей верхних конечностей, иногда черепа, а также повреждения внутренних органов. Повреждения мягких тканей проявляются в виде ссадин, кровоподтеков и ран, которые не имеют каких-либо специфических особенностей. Наружные повреждения незначительны, поверхностны и обычно располагаются только на стороне соударения, в то время как повреждения внутренних органов множественные и обширные. Несоответствие между наружными и внутренними повреждениями, а также односторонняя локализация наружных повреждений довольно характерны для удара о грунт при выпадении из движущегося автомобиля.
Переезд через тело человека колесами автомобиля
В момент переезда через тело человека колесами автомобиля при скорости движения более 20 км/ч обычно происходит удар движущимся колесом с последующим протаскиванием или отталкиванием тела. Затем следует накатывание колеса и сдавление. Не всегда указанные этапы строго следуют один за другим, что зависит от профиля дороги, скорости движения, положения тела потерпевшего. Переезд через тело потерпевшего может произойти после его падения вследствие удара движущимся автомобилем.Травмирование накатывающимся колесом тела человека является сложным динамическим процессом, который складывается из ряда явлений. Первичное соприкосновение колеса с телом человека воспринимается как удар твердым тупым предметом. Вследствие вращения колеса (между ним и покрытием дороги) «затягиваются» одежда и кожные покровы. Натяжение одежды приводит к ее повреждениям (разрывы в области швов, отрывы пуговиц и др.), а на коже возникают полосчатые осаднения и кровоподтеки (в поперечном направлении по отношению к движению колеса) — «первичный щипок». В области «первичного щипка» возможно появление надрывов эпидермиса вследствие перерастяжения кожи. После этого начинается процесс накатывания колеса, при котором как на одежде, так и на теле возникают негативные отпечатки рисунка протектора колеса.
Механизм образования «первичного щипка»:
1 — колесо;
2— часть тела (нижняя конечность);
3 — отслоение кожи с образованием «кармана», заполненного кровью;
4 — надрывы кожи;
5 — разрыв кожи;
6 — зона осаднения на коже;
7 —зона «первичного щипка»
Механизм их образования следующий: в момент переезда колесом участки кожи сдавливаются наиболее выступающими частями протектора. Вследствие сдавления сосудов кровь переполняет участки кожи, соответствующие западающим частям протектора. В этих местах возникают кровоизлияния. Повреждения, отображающие западающие части протектора, принято называть негативным отпечатком, а выступающие — позитивным. Комплекс негативных и позитивных отпечатков и составляет в целом рисунок протектора колес автомобиля, что может служить целям идентификации конкретного протектора.
Образование отпечатка
протектора колеса на коже:
1 — колесо;
2 — выступы
протектора колеса;
3 — кожа
К специфическим признакам этого вида автомобильной травмы можно отнести отслойку кожи с образованием обширных «карманов», заполненных излившейся кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса. На ограниченных участках тела (бедро, голень) может возникать циркулярная отслойка кожи. На выраженность этого признака влияют характер грунта, скорость движения автомобиля, его масса и др. Кроме указанных следов, на коже можно обнаружить и характерные повреждения в виде ссадин, которые возникают от волочения или трения тела о грунт или колеса автомобиля. Возникающие ссадины, ушибленные или ушибленно-рваные раны, имеют различную форму, а локализация их непостоянна.
В основе механизма повреждений костей черепа и головного мозга при переезде колесами лежит сдавление указанной области между двумя твердыми предметами. При этом происходят грубая деформация костей черепа и разрушение вещества головного мозга, часть которого через открытые переломы и рваные раны выдавливается наружу и выбрасывается по ходу автомобиля. Вещество головного мозга, сохранившееся в полости черепа, имеет вид бесструктурной массы. Отсутствие обширных кровоизлияний в оболочки мозга и его вещество можно объяснить быстрым наступлением смерти.
По форме уплощения головы, а также по характеру переломов и распространению трещин на костях свода и основания черепа можно установить направления действующей силы.
При переезде колесом автомашины, движущейся со скоростью 15 км/ч через грудную клетку, возникают повреждения, отличительной особенностью которых является несоответствие наружных повреждений внутренним. При незначительных наружных повреждениях (и даже при полном их отсутствии) наблюдаются обширные, множественные, двусторонние, симметрично расположенные переломы ребер, лопаток, остистых отростков позвонков. Переломы закрытые, обычно двусторонние. В момент накатывания колеса на грудную клетку возникают переломы ребер, которые локализуются в точках наибольшего прогиба ребер и могут проходить по различным анатомическим линиям, что зависит от направления сдавления грудной клетки.
Последовательность образования переломов ребер
при переезде колесом автомобиля
Двусторонние переломы ребер возникают в случае переезда туловища не только в поперечном направлении, но и под углом. Односторонние переломы могут образоваться при прокатывании колеса вдоль туловища, по одной стороне грудной клетки. Помимо переломов ребер, к характерным повреждениям можно отнести закрытые оскольчатые переломы лопаток, остистых отростков позвонков и их дужек. Травматические изменения внутренних органов многообразны, возможны перемещения органов из одной полости в другую, например легких в брюшную полость при часто наблюдающихся разрывах диафрагмы. Особое диагностическое значение приобретает формирование буллезной эмфиземы легких вследствие резкой компрессии, разрыва альвеол и перемещения воздуха в зоны, не подверженные непосредственному давлению. При переезде колесом автотранспортного средства через область таза возникают множественные переломы тазового кольца. При действии силы в переднезаднем направлении наиболее часто возникают переломы лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин. Сжатие тазового кольца с боков приводит к поперечным переломам лобковых костей и крыльев подвздошных костей.
Повреждения у находящихся в кабине автомобиля
Повреждения у водителя и пассажиров, находящихся в кабине автомобиля, возникают при внезапном торможении, наезде на препятствие, вследствие ударов тела о выступающие части интерьера машины и сотрясения тела, а в некоторых случаях — в результате сдавления. Локализуются преимущественно на передней поверхности тела. В зависимости от места и положения, которое занимал человек в автомобиле в момент транспортного происшествия, возникает тот или иной комплекс повреждений от удара о части интерьера салона автомобиля. В зависимости от скорости движения автомобиля, пути и времени торможения до полной его остановки возникают перегрузки различной величины. Так, при движении автомобиля со скоростью 40 км/ч и резком торможении (до полной остановки) паренхиматозные органы «увеличиваются» в весе в 11,2 раза, а при скорости 100 км/ч — в 28 раз. У водителя наблюдаются ссадины и кровоподтеки, локализующиеся на передней поверхности грудной клетки и повторяющие контур рулевого управления. К наиболее характерным повреждениям можно также отнести переломы шейного отдела позвоночника, тела грудины, разрывы связок грудинно-ключичного сочленения, ушибы или разрывы сердца, переломы ребер, вертлужной впадины, надколенника и костей нижних конечностей. Повреждения внутренних органов: печени, почек, селезенки — встречаются реже. У пассажиров, как правило, возникают обширные комбинированные повреждения внутренних органов в результате сотрясения или прямых ударов. Наблюдается также ряд других повреждений в виде ссадин, резаных ран на лице, шее и кистях рук, которые образуются от действия осколков стекла. Повреждения при сдавлении тела человека между частью автомобиля и преградой могут возникать при различных условиях. В большинстве случаев такие повреждения оказываются несовместимыми с жизнью. Сдавление между частью автомобиля и грунтом или покрытием дороги может произойти вследствие переворачивания и опрокидывания автомашины, при этом образуются множественные переломы. Чаще всего повреждаются грудная клетка и череп. В случаях прижатия тела человека к вертикальной преграде большое значение имеет то, какой частью осуществляется придавливание. Обычно процессу компрессии предшествует удар частью автомобиля. Форсированное прижатие грудной клетки к преграде кузовом автомобиля вызывает не только переломы скелета грудной клетки, но и образование буллезной эмфиземы. От степени сжатия зависит выраженность повреждений, а смерть может наступить не только от механической травмы, но и от компрессионной асфиксии. Повреждения органов грудной клетки при такой травме наблюдаются примерно в трети случаев, а повреждения органов брюшной полости — значительно чаще. В 20 % случаев происходят переломы костей таза.Мотоциклетная травма
В отличие от автомобильной при мотоциклетной травме преобладают повреждения мягких тканей в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, которые обычно локализуются на передней поверхности тела. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают контактные повреждения, которые не имеют каких-либо специфических или характерных особенностей. К наиболее постоянным признакам мотоциклетной травмы можно отнести рваные раны промежности и переднебоковых поверхностей нижних конечностей, которые возникают у водителей в момент удара и скольжения этих частей тела о бензобак и руль мотоцикла.Раны и ссадины на бедре и внутренней поверхности голени.
Мотоциклетная травма
При всех видах мотоциклетной травмы преобладают повреждения, возникающие от удара и сотрясения тела. К ним относятся ушибы или разрывы легких, сердца, печени и обширные кровоизлияния в связочный аппарат внутренних органов. Помимо этого, мотоциклетная травма может сопровождаться повреждениями костей черепа и головного мозга, особенно если голова водителя или пассажира не защищена шлемом. Из повреждений костей черепа преобладают вдавленные переломы, от которых распространяются трещины на свод и основание черепа. При соударении головой, если она защищена противоударным шлемом, часто повреждается шейный отдел позвоночника. Переломы костей лицевого черепа обычно множественные, оскольчатые. При повреждениях головного мозга наблюдаются кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки и в боковые желудочки мозга. Нередко поражаются и стволовые отделы, где травматические изменения носят характер мелкоточечных или полосчатых кровоизлияний. При мотоциклетной травме, как правило, происходят повреждения опорно-двигательного аппарата. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают ушибы мошонки и переломы ключиц, нижней челюсти, костей левой голени, клиновидной и плюсневой костей, надколенника, ребер. Переломы ребер одиночные, прямые, т. е. возникают в местах непосредственного приложения силы. При падении с движущегося мотоцикла наблюдаются разрывы связочного аппарата лучезапястного, голеностопного и акромиально-ключичного сочленения, а также переломы надколенника, пяточной кости, костей голени, компрессионные переломы позвоночника в шейном и поясничном отделах.
Осмотр места ДТП
Осмотр места дорожно-транспортного происшествия имеет свою специфику и трудности и его следует производить с обязательным участием судебно-медицинского эксперта.Транспортные происшествия на улицах населенных пунктов сопряжены с остановкой движения транспорта, которое должно быть восстановлено в кратчайшие сроки. Потерпевших следует немедленно доставить в лечебное учреждение. В случае смертельного исхода труп пострадавшего также не может быть оставлен для осмотра на месте происшествия. В связи с этим очень большое значение приобретают следы, которые остаются на месте дорожно-транспортного происшествия. Каждый тип автомобиля имеет характерные колею и радиус поворота колеса. Отпечатки колес позволяют судить о конкретном протекторе и типе автомобиля, а по следам торможения возможно определять скорость движения.
В протоколе осмотра места происшествия фиксируют взаиморасположение транспортного средства, причинившего травму, и положение тела потерпевшего, следы протектора под трупом, место нахождения отдельных частей одежды (обуви, головного убора), частей перевозимого груза при опрокидывании автомобиля.
Место происшествия фотографируют, составляют план с указанием размеров и расстояний (в сантиметрах). При осмотре транспортного средства выявляют части, которыми могло быть причинено повреждение (эти места фотографируют отдельно и крупномасштабно), измеряют высоту над поверхностью грунта этих частей для сопоставления с локализацией повреждений, которые обнаружены у потерпевших. Кроме того, на частях машины могут быть найдены различные вещественные доказательства и наложения (части одежды или ее волокна, эпидермис, волосы, следы крови и др.).
Тракторная травма
Повреждения, возникающие при тракторной травме, значительно отличаются от образующихся при других видах транспортного травматизма. Относительно невысокая скорость движения трактора, большая масса и наличие гусеничного хода обусловливают особенности наблюдающихся повреждений.Специфические повреждения возникают при переезде трактора через тело человека. На коже образуются ссадины, кровоподтеки и раны, отображающие форму траков гусениц и имеющие вид полос или прямоугольников, расположенных параллельно и на одинаковом расстоянии, которое соответствует шпорам гусениц, что может отражать их индивидуальные особенности. Наряду с этим могут наблюдаться обширные полосовидные ссадины от скольжения шпоры гусеницы по телу. В момент значительного сдавления тела при переезде колесным трактором возникают обширные грубые разрушения костей скелета и внутренних органов.
Повреждения рельсовым транспортом
Различают повреждения, возникающие при перекатывании колес подвижного состава через тело, и повреждения, образующиеся при ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела на полотно железной дороги. К разновидностям такой травмы относят сдавление тела между буферами вагонов, падение с движущегося состава и повреждения, полученные внутри вагонов.При перекатывании через тело колес рельсового транспорта возникает ряд специфических повреждений. К ним относят полосы давления и обтирания.
Полоса давления — отпечаток давящей поверхности обода колеса на коже. На начальном этапе соприкосновения тела с колесом гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся поверхностью колеса. След давления на коже имеет вид полосы пергаментной плотности шириной до 8—14 см. В первые 12 ч после травмы цвет полосы розово-фиолетовый, затем буро-коричневый. Уплотнение кожи происходит от ее подсыхания. Полоса давления имеет четкие границы. В подлежащих тканях обнаруживают очаговые, слабо выраженные кровоизлияния. По ходу давления могут наблюдаться участки разрывов кожи, имеющие округлую или овальную форму. Такие разрывы возникают при перекатывании колеса через область грудной клетки или живота.
Перекатывание колеса
железнодорожного транспорта
через тело:
1 — бандаж колеса;
2 — реборда;
3 — головка рельса;
4 — локализация полос обтирания;
5 — место формирования
полосы давления;
6 — локализация места расчленения
Полоса обтирания — осаднение перидермы по краям полосы давления. Она образуется при трении боковой поверхности колеса о кожу в момент его перекатывания через тело. Эти повреждения имеют ширину от 2 до 15 см и по своему виду напоминают полосу давления. На полосе обтирания нарушенный слой эпидермиса в виде мелких лоскутов заворачивается в сторону, противоположную вращению колеса, что в ряде случаев позволяет решить вопрос о положении тела на рельсах. В подкожной жировой клетчатке и подлежащих мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния.
Следует иметь в виду варианты конструктивных особенностей колеи электропоездов, трамваев, тепловозов, узкоколейных дрезин и др., а также головок рельс для названного транспорта. Характер перекатывания колес через тело в каждом случае может иметь свои особенности.
Вследствие перекатывания нескольких колес через тело могут произойти отделение головы от туловища, разделение туловища и расчленение конечностей. При отделении головы от туловища мягкие ткани представляются размозженными, обнаруживаются кровоизлияния в диафрагму рта, подключичную и подлопаточную области, а также в сосудисто-нервный пучок. На коже шеи всегда обнаруживают полосу давления и в зависимости от положения тела на рельсах — полосу обтирания, которая при расположении передней поверхности шеи на рельсах наблюдается в подбородочной и подчелюстной областях, а при соприкосновении с рельсом задней поверхности — на шее и затылочной области Линия отделения на коже со стороны рельса довольно ровная, со стороны колес — волнистая. Кожа лица загрязняется смазочными маслами и элементами балластного слоя железнодорожного пути.
Отделение головы
колесами железнодорожного транспорта (самоубийство)
Разделение туловища может происходить на уровне груди, живота и таза. В этих случаях на коже также выражены полосы давления и в зависимости от их расположения можно судить о положении тела на рельсах в момент переезда через него. Так, если полоса давления имеется на передней поверхности, следует считать, что тело задней поверхностью прижато к рельсам. Вдоль полос обтирания в мягких тканях обнаруживаются обширные кровоизлияния. Перекатывание колеса через туловище сопровождается грубым разрушением и перемещением внутренних органов грудной и брюшной полости. Могут наблюдаться случаи множественного расчленения конечностей и таза, которые возникают в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну. При этом расчлененные части обнаруживаются на значительном расстоянии от места первоначальной травмы.
При переезде через конечности возникают раздробленные переломы длинных трубчатых костей. Плоскость излома с наружной стороны колеи крупнозубчатая, поперечно ориентированная, а внутренняя сторона — имеет косое направление.
При ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются следы скольжения. Следы волочения образуются в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну. В первом случае они возникают в момент фиксации тела к частям движущегося состава (при нахождении тела вне колеи), во втором — после отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются время продолжает двигаться по инерции. Возникающие при этом ссадины имеют характерный вид. Они образуют своеобразные полосы, которые располагаются параллельно друг другу и могут обнаруживаться на различных поверхностях тела. Наряду с этим наблюдаются обширные лоскутные раны, которые возникают при ударе о шпалы, костыли и др. Поверхность указанных повреждений обычно загрязнена частицами балластного слоя и смазочными веществами.
При сдавлении вагонами (или их частями) возникают повреждения в виде отрывов, разрывов, смещения органов, образования травматических грыж (через разрывы диафрагмы), наличия множественных переломов ребер, позвоночника и лопаток. Иногда на коже можно выявить отпечатки выступающих частей вагонов. При падении с движущегося железнодорожного транспорта наблюдаются значительные по протяженности и массивности повреждения.
Осмотр места происшествия при железнодорожной травме может быть затруднен в связи с тем, что труп проволакивался многие сотни метров (и даже километры) от места происшествия выступающей частью подвижного состава. В процессе волочения может произойти расчленение трупа и отдельные его части будут находиться на значительном расстоянии друг от друга.
При осмотре трупа очень важно зафиксировать позу и расположение трупа по отношению к железнодорожному пути, насыпи, а также характер повреждений и загрязнений одежды и трупа. Если же осмотру подвергают железнодорожный состав, выявляют следы и характер брызг крови, наложения в виде кусочков мягких тканей и внутренних органов, а также частиц одежды и др.
Воднотранспортная травма
Воднотранспортная травма возникает от действия подводных крыльев, гребных винтов, якорей, при сдавлении тела человека между бортом и причалом и др.Повреждения, причиняемые частями подводных крыльев быстродвижущихся судов, напоминают раны от воздействия неострых рубящих предметов.
Поскольку удар частей подводных крыльев наносится под некоторым углом к телу человека, нередко наблюдается осаднение по краям ран, формирование «карманов» и даже скальпирование кожных покровов.
Повреждения гребными винтами образуются при засасывании человека струей воды под судно. Лопасти винта имеют довольно острые ребра и причиняют значительные повреждения. При этом обращает на себя внимание как бы параллельное расположение обширных ран на туловище и конечностях. Раны сориентированы к продольной оси туловища под острым углом и по своему характеру напоминают повреждения, наносимые рубящими предметами: лоскутообразные, с осадненными краями.
В основе механизма возникновения повреждения от сдавления тела между пирсом или причалом и бортом при швартовке судов лежит удар твердым тупым предметом с широкой поверхностью, причем может происходить неоднократное сдавление тела.
При судебно-медицинском исследовании трупа наряду с повреждениями можно выявить признаки утопления, которые могли явиться причиной смерти.
Авиационная травма
Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, причиняемых наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего.Повреждения, образующиеся при авиационных катастрофах, имеют свои особенности. Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большими скоростями, имеют высокий потолок полета и обладают значительной вместимостью (одновременно на борту помещаются до 300 пассажиров, а иногда и более).
В основном причины авиационных катастроф заключаются в технических неисправностях самолета, неблагоприятных погодных условиях во время полета, при взлете и особенно посадке самолета.
При катастрофах в момент взлета или посадки возникают ударные перегрузки, приводящие к растеканию топлива с последующим его воспламенением.
Если в период полета на большой высоте (свыше 8 тыс. м) возникает аварийная разгерметизация, то у членов экипажа и пассажиров возникают явления баротравмы, морфологические признаки которой могут быть впоследствии обнаружены при исследовании трупов.
При авиационных происшествиях необходимо решить комплекс вопросов, среди которых главными являются: установление рабочих действий экипажа, установление причины смерти экипажа и пассажиров, а также воспроизведение их позы. В момент столкновения воздушного транспорта с препятствием тела людей, находящихся на борту, испытывают перегрузку торможения, вследствие чего они смещаются в направлении движения и ударяются о расположенные впереди предметы арматуры и интерьера. На одежде, обуви, теле образуются повреждения типа «штанц-марок» конкретной локализации. Характер и место расположения повреждений (разрывы одежды, обуви, кровоподтеки, ссадины, раны, переломы и др.) обусловлены направлением и величиной перегрузки, системой фиксации и позой пассажиров и экипажа. Даже при тяжелых авиационных катастрофах тела погибших сохраняются полностью, а в 1/3 случаев подвергаются расчленению в той или иной мере. При этом тела членов экипажа расчленяются чаще. В то же время термические поражения членов экипажа регистрируются в два раза реже, чем пассажиров, поскольку емкости с горючим конструктивно расположены в средней части фюзеляжа. «Ожоговый шок» как причина смерти регистрируется в 16% случаев среди пассажиров и в два раза меньше — среди экипажа. Наиболее частой причиной смерти являются множественные механические повреждения тела, несовместимые с жизнью.
Обширная травматизации тела возникает при воздействии лопастей винта самолета или при попадании тела человека в турбину реактивного двигателя.
Повреждение винтом самолета
При ударе воздушного корабля у фиксированных привязными ремнями членов экипажа и пассажиров возникает травматизация позвоночника в поясничном и шейном отделах.
При столкновении с препятствием воздушного корабля под углом 30° и более происходит наибольшее смещение тел пассажиров и экипажа относительно первоначального положения и более значительное их разрушение. При столкновении под углом 10° и менее расчленения тел не отмечается.
Если трупы погибших находятся в относительной сохранности, то судебно-медицинский эксперт производит наружный осмотр с последующим вскрытием и описанием повреждений. При возможности составляется словесный портрет. В случае наличия останков трупа исследуют и описывают размеры отдельных его частей, их топографическую принадлежность, характер повреждений, различные наложения на них, внедрившиеся инородные тела и др. Необходимо обращать внимание на особые приметы, особенности строения зубов, их протезов, наличие рубцов, следы ранее перенесенных хирургических операций и др. Тщательно описывают одежду или ее сохранившиеся части (нередко во время падения и при ударах о грунт одежда полностью или частично срывается с тела). Регистрируют обнаруженные документы, ценности, украшения и др.
Следует иметь в виду, что каждый член экипажа занимает в кабине определенное место, имея перед собой приборы, аппаратуру, типичные для каждого вида самолета. Отпечатки их на теле, которые возникают во время удара, помогают в ряде случаев решать вопрос о месте нахождения каждого члена экипажа, в момент катастрофы.
Внедрение биологических макро- и микрочастиц в детали управления и другое оборудование кабины свидетельствует о непосредственном контакте поврежденной части тела с конкретным предметом. С другой стороны, возможно внедрение микрочастиц арматуры и интерьера (микрочастиц краски, стекла, пластика и др.) в одежду и тело.
Особое внимание уделяют исследованию трупов членов экипажа на наличие карбоксигемоглобина (в случаях пожара на борту самолета), лекарственных веществ, наркотиков, ядов, этилового алкоголя, патологических изменений во внутренних органах, а также на возможное наличие на теле огнестрельных повреждений, колото-резаных ран и других специфических признаков насилия.
Особые трудности возникают при идентификации лиц, погибших при катастрофах, и особенно при определении принадлежности отдельных частей тела одному и тому же трупу. Этот вопрос решают по общепринятым правилам, а при авиационных катастрофах его рассмотрение входит в обязанность высококвалифицированных специалистов.
Осмотр места происшествия, трупов и их частей при авиационной катастрофе представляет особые сложности и проводится, как правило, бригадой экспертов под руководством наиболее опытного эксперта. Фиксируют особенности расположения трупов и их частей по отношению к самолету и отдельным его частям, состояние одежды, специфические запахи. Определяют принадлежность отдельных частей трупу, при этом к каждой части трупа прикрепляют бирки с порядковыми номерами (или фамилией, если она известна). Особое внимание уделяют повреждениям, обнаруженным у членов экипажа, отпечаткам частей приборов управления на теле и одежде (перчатках, обуви), возможным признакам огнестрельного повреждения, отравления окисью углерода и др.