Когда три года назад на кладбище напали вандалы, терпению нашему и горожан пришел конец. Вместо того, чтобы в очередной раз объяснять газетчикам, что мэрия не имеет в бюджете средств на борьбу с вандализмом, решили бороться с этим злом собственными силами. Для начала создали штаб из инициативных и решительных противников вандалов. Нашли единомышленников в молодежных объединениях, милиции, ФСБ, отделениях политических партий, совете ветеранов. Кто-то из них, ветеранов, предложил в борьбе с вандалами использовать фронтовой опыт. Как известно, в начальный период Великой Отечественной войны нашим бойцам приходилось туго. Сказывались нехватка оружия и личного состава. Эту нехватку солдаты восполняли находчивостью и смекалкой. Например, нередко использовались фальш-вышки с чучелом вместо часового. Другой пример. Когда надо было создать впечатление у врага о нашем численном превосходстве, кто-нибудь из бойцов с мощным голосом выкрикивал команды типа «первый батальон, обходи справа, второй батальон, приготовиться к атаке!», хотя на позициях располагалось не больше роты. Иногда эта хитрость срабатывала, позволяла выиграть время, а то и вовсе решить исход боя в пользу наших воинов. В общем, мы решили прибегнуть к такой же хитрости, договорившись сохранять наши планы в тайне, прежде всего от прессы: некоторые журналисты, как известно, доброе дело могут испортить в считанные часы.
Первое время каждую ночь мы переодевали чучело часового, меняли позу, место на вышке. Кто-то предложил повесить шарф, который бы развевался на ветру, создавая иллюзию движения. В прессу дали объявление о том, что теперь кладбище охраняется, завели собак, развесили объявления. Использовали и звуковой эффект. Через громкоговоритель, укрепленный на столбе, прокручивали магнитофонную ленту с записью предостерегающих команд охранника.
Эффект превзошел все ожидания. Вандалы не появились ни в первую неделю, ни в первый месяц. Вот уже три года надругательств над памятниками больше нет. Были бы деньги, мы, наверное, пошли бы по другому пути, используя зарубежный опыт. Там на кладбищах установлено мощное освещение всей территории, ведется видеонаблюдение. Во многих странах - Португалии, Испании, Италии, Англии - полиция каждый час объезжает всю территорию кладбища в ночное время. Обязательны высокая ограда, автоматически закрывающиеся ворота, громкое радиооповещение о закрытии кладбища, обход с собаками. Конечно, такие системы охраны используются не везде. Есть кладбища в Германии, Финляндии, Швеции, которые вообще не охраняются. Но там большие средства и общественные усилия направляются на разъяснения, почему необходимо сохранять и развивать кладбищенскую культуру. Несомненно, просветительский подход носит более цивилизованный характер. Мне, например, больше нравится такой подход, когда о кладбищенской культуре говорят как о национальном достоянии, наследии. Считаю ключевым словом здесь - «НАСЛЕДИЕ».
В России, очевидно, по причине Второй мировой войны, большевизма и коммунизма, слово «наследие» практически никогда не использовалось в этом контексте. Мы привыкли к другому слову - Память. Память об убитых. И меньше - Память о делах, свершениях, завоеваниях. Практически исчезло такое понятие, как летопись. Жизнеописаний много, но мало истинной летописи истории науки, техники, почти нет описаний прогресса. Мне кажется, наши педагоги где-то ошиблись, сделав ставку в воспитании и обучении на основе героических подвигов и жизни выдающихся, известных людей в духе патриотизма. Все это, безусловно, должно присутствовать в педагогике. Но наша жизнь проходит в эпоху научно-технического прогресса. Его творят люди,
многие из которых лежат на кладбищах. Об этих творцах молодежь должна знать, и в этом, не сомневаюсь, любой мой коллега поддержит меня. На наших кладбищах немало памятников выдающимся хирургам, известным ученым, знаменитым деятелям культуры… Стоят памятники сами по себе, только изредка привлекая внимание случайных посетителей. Это неправильно. К таким захоронениям должны быть организованы экскурсии, коллективные посещения в дни памяти. Необходимы профессиональные описания памятников. Специалисты в лучшем случае приходят на кладбище, чтобы уточнить место нахождения памятника, из чего он изготовлен. Людям необходимы и другие сведения. На кладбищах в Ростове много захоронений выдающихся наших современников. Но я, руководитель кладбищенского хозяйства, не имею таких сведений. Когда приезжают делегации, я показываю кладбище, но не всегда могу ответить на многочисленные вопросы гостей. Приходится ограничиваться рассказами досужих историй: здесь покоится мать министра, он приезжает регулярно. А это отец известного политика. Он совсем забыл отца. Правда, звонит из Москвы, просит привести могилу в порядок. А вот ватага «блатной братвы», все как на подбор. Нередко испытываю неловкость от того, что серьезной информацией не располагаю.
Мои коллеги за рубежом, я это точно знаю, чувствуют себя куда как более комфортно. Потому что на кладбищах постоянно работают историки, которые пополняют информационный багаж кладбищенских специалистов. Там экскурсии по кладбищам - норма. Есть даже конкурс - десять наиболее посещаемых кладбищ. Когда это будет у нас?
Уверен, если бы наших школьников водили на экскурсии по кладбищам, знакомили с жизнью и достижениями усопших земляков, вряд ли бы эти экскурсанты подняли в будущем руку на памятник. Ведь каждый памятник - это наше наследие.
В одних странах кладбища приобрели статус музеев, в других - кладбищ-заповедников. Есть кладбища-парки, где люди привыкли гулять. Туда приезжают с детьми в колясках, с друзьями, однокурсниками. На кладбищах работают киоски, небольшие кафе. У них живые кладбища. Они помогают живым. Уже сам уклад кладбища воспитывает молодежь, учит чтить память усопших, помогает обрести основу патриотической гордости. Там издаются буклеты, рассказывающие о кладбищах, путеводители, разработаны маршруты для посетителей. Могилы известных сограждан - это то, чем гордятся за рубежом в каждом городе, в каждом населенном пункте. У них собственное, выработанное столетиями, представление о том, каким должно быть кладбище. Поэтому там следопыты ставят перед собой несколько другие задачи, нежели наши. Хотя стратегическая цель совпадает - воспитание патриотизма. Разница в тактике - выборе примеров, на которые можно равняться подрастающему поколению. Если у нас - героизм при защите Отечества, то у них - созидательная деятельность личностей, прославивших селение, город, страну. Они гордятся такими земляками, помнят их, чтят их память. На этой основе воспитывается патриотизм.
К сожалению, ни одну страну мира не миновал кладбищенский тайфун вандализма. Эта проблема носит планетарный характер. Проявление вандализма зафиксировано на разных континентах и в разных странах как на Западе, так и на Востоке.
Сообщения об актах вандализма на кладбищах то и дело появляются на страницах зарубежных средств массовой информации. В Европе, например, надолго запомнился случай, когда президент Французской республики был вынужден направить королеве Великобритании извинительное письмо за акт вандализма на кладбище британских солдат, погибших на севере Франции во время Первой мировой войны. Как говорится в письме, «эти неприемлемые и постыдные действия единодушно осуждаются французским народом. От лица Франции и от себя лично прошу Вас принять мое глубочайшее сожаление в связи со случившимся».
Что-то не помню я, чтобы российские власти отреагировали хотя бы на один факт кладбищенского вандализма, зафиксированный на территории нашего Отечества. Много чаще слышен протестующий голос Церкви. По словам архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, люди, решившиеся на святотатство осквернения могил, не только сами, но и потомки их попадают под страшное проклятие.
Хотел этими словами о проклятии закончить статью, но пришла мысль заглянуть в словарь. Согласно словарному определению, вандализм - это бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников. В уголовном праве Российской Федерации это деяние квалифицируется как преступление против общественной безопасности, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений и порче имущества в общественных местах. Если исходить из этого опре-
деления, то кладбищенский вандализм есть ни что иное, как осквернение или разрушение могил и надгробных сооружений. Но моя статья убеждает, это будет слишком узким определением вандализма на кладбище. Речь идет не только о механическом разрушении. Кладбищенский вандализм - это осквернение памяти усопших, надругательство над нашим духовным наследием.
Излишне говорить - место последнего покоя умерших на земле достойно самого благоговейного нашего отношения. Ведь на кладбищах мы погребаем дорогих нашему сердцу родителей, чад, сродников, благодетелей, друзей. Потому невольно должно возникать в нас чувство любви, уважения, благодарности к почившим. Смерть не прекращает, а только внешне изменяет наши непосредственные сношения с близкими и дорогими нам ушедшими в мир иной людьми. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному или недостойному отношению к могилам живших прежде нас?
Игорь МОРДУХОВИЧ, директор Муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг, Ростов-на-Дону