Правление фараона Рамсеса III (ок. 1186–1155 гг. до н.э.) было временем последнего расцвета Древнего Египта. Царю удалось одержать несколько военных побед – над ливийцами, «народами моря» и кочевниками Палестины, – а также развернуть внушительное храмовое строительство.
Но жизнь фараона окончилась трагически. В одном из древних папирусов рассказывается о дворцовом перевороте, в результате которого Рамсес III был убит. Заговор возглавляли одна из жен фараона Тия и их сын Пентаур. «Принц» претендовал на престол, хотя и не имел на него права, – трон должен был унаследовать его сводный брат. В конечном итоге мятеж провалился, а его участники были казнены.
Компьютерная томография позволила узнать подробности об убийстве, которое произошло больше трёх тысяч лет назад. Они приведены в новой книге, которую написали археолог, бывший министр древностей Захи Хавасс (Zahi Hawass) и рентгенолог Сахар Салим (Sahar Saleem).
Сканирование царской мумии показало, что на теле Рамсеса III есть следы двух травм. На шее была глубокая резаная рана – именно она привела к смерти. Кроме того, фараону отрубили большой палец на ноге. Очевидно, что раны были нанесены разным оружием – режущим и рубящим. Стало быть, напавших на царя было двое. Один из них напал на фараона спереди и ударил топором или мечом по ноге, после этого второй заговорщик перерезал Рамсесу горло.
Томография рассказала и о том, что бальзамировщики пытались скрыть ранения царя. Так, из льняной ткани был сделан своеобразный «протез», заменивший большой палец. Вероятно, это было сделано для того, чтобы в загробную жизнь фараон вошёл «невредимым».
С историей о заговоре против Рамсеса III может быть связана так называемая «Кричащая мумия». Во всяком случае, так считает Захи Хавасс. По его мнению, эта мумия принадлежит принцу-мятежнику Пентаур.
Предположение подтверждается целым рядом косвенных признаков. Во-первых, анализ ДНК показал, что мумия принадлежит мужчине, бывшему родственником Рамсеса III. Во-вторых, есть следы насильственной смерти погребённого. Судя по всему, он погиб от удушья или удушения. Не исключено, что мужчина был отравлен или даже погребён живьём. В-третьих, есть целый ряд указаний на то, что погребённого, мягко говоря, не уважали.
Не исключено, что хоронившие специально усложняли ему переход в загробный мир. Так, при мумификации, вопреки обычаям, не были извлечены внутренние органы, тело было завёрнуто в «нечистую», с точки зрения египтян, шкуру козы, а само погребение никак не отмечено.