Ленинград, 4 января 1944: Художники поднимали боевой дух солдат

31.03.2016
Ленинград, 4 января 1944: Художники поднимали боевой дух солдат

На фронте и в осажденном городе произведения живописи и графики поддерживали боевой дух горожан и бойцов действующей армии. Многие новости о победах армии и флота, о ситуации в мире ленинградцы узнавали из агитационных плакатов "Окна ТАСС" и "Боевой карандаш", ежедневно появлявшихся на городских улицах. Параллельно художники и архитекторы делали в Ленинграде зарисовки, которые служили потом для восстановления утраченных памятников истории.

Значение, которое придавалось искусству, подтверждали регулярные совещания художников-фронтовиков, проводившиеся в действующей армии. Об одном из них сообщал в новогодние праздники 1943-44 года спецкорр ТАСС с Волховского фронта.

Дом Красной Армии, где начальником тов. Хлебин, созвал совещание художников-фронтовиков. Красноармеец Наливайченко оформил выставку, посвященную книге тов. Сталина о Великой Отечественной войне Советского Союза, а также дал ряд иллюстраций к летней кампании Красной Армии. Сержант Чепец написал несколько портретов героев боев за Ленинград. Художники Кудринский и Вовкушевский создали красочные панно и изготовили плакаты, посвященные Сталинградской, Орловской и Курской кампаниям Красной Армии. Участники совещания обменялись творческим опытом. Решено открыть при Доме Красной Армии постоянную выставку работ художников-фронтовиков
ЛенТАСС

Среди бойцов Ленинградского и Волховского фронтов были и члены Союза художников, и выпускники Академии художеств, и ее студенты, еще не успевшие защитить дипломы. Более сотни ленинградских живописцев и графиков ушли на фронт в первые же дни войны, многие сражались в народном ополчении. Те, кто остался в городе, помогали фронту, чем могли: работали на строительстве оборонительных сооружений, служили в командах МПВО. 

Воевавшие в рядах действующей армии художники не забывали и о своем призвании - например, студенты Академии художеств приезжали с фронта в осажденный Ленинград для защиты дипломов. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи, скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года. 

Военные задачи художников

Некоторые мастера искусств считали, что в военное время их профессии никому не нужны, и помочь стране они могут только с оружием в руках, но с первых же дней ленинградской блокады выяснилось, что работа художников, скульпторов и архитекторов имела огромное оборонное значение. 

Руками ленинградских художников выполнялась маскировка важнейших объектов - военных и гражданских. В короткие сроки Ленинградский Союз художников сформировал 40 бригад, преимущественно из художников-декораторов и театральных оформителей, которые были направлены на маскировочные работы - благодаря их труду из поля зрения немецкой авиации исчезали аэродромы, архитектурные сооружения, объекты стратегического значения. 

Еще одним фронтовым заданием ленинградским художникам стала упаковка экспонатов Государственного Эрмитажа и Русского музея, предназначенных к эвакуации в глубь страны. К декабрю 1941 года большинство художников, чтобы выжить, перешли на казарменное положение и жили в Союзе художников, в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств, обустроенных под бомбоубежища. В опустевших после эвакуации экспонатов зданиях Эрмитажа художники продолжали работать — они делали подробные зарисовки залов, включая детали декора, чтобы их можно было восстановить в случае разрушения от бомбежек и артобстрелов. 

Агитация и пропаганда 

Когда город окончательно перешел на военное положение, возникла потребность разъяснять в краткой и доступной форме населению ситуацию и задавать тон настроению в городе и на фронте. 
Лучше всего с этим могла справиться наглядная агитация. Поэтому главным делом большинства ленинградских художников стал выпуск плакатов. 

КАК САТИРА "УБИВАЛА НАПОВАЛ"
Художник В.Гальба
Художник В.Гальба
© kino-teatr.ru

Были случаи, когда сатира, выраженная языком графики, выезжала "в командировку" на передовую. Например, в мае 1942 года в одной из частей Ленинградского фронта появился В.Гальба. На огромных кусках марли (3х4 м) он выполнил карикатуры на фашистских лидеров - Гитлера, Геббельса, Геринга и других. Ночью эти полотна были выставлены на переднем крае, и с рассветом гитлеровцы увидели их. Первой реакцией на мастерски исполненные злые карикатуры был смех, однако позднее фашисты решили убрать рисунки, для чего начали стрелять по ним, что было совершенно бесполезно - пули пролетали сквозь ткань, не причиняя вреда изображениям. Дальнейшие попытки убрать карикатуры с передовой делали немецких солдат, бравшихся за это дело, мишенями для снайперов Ленфронта. Современники вспоминали, что, рассказывая об этом, В.Гальба шутил: это был тот самый случай, когда сатира убивала наповал.

С первых дней войны выходили плакаты ленинградского "Боевого карандаша" - они показывали боевые дела армии и флота, рассказывали о героизме жителей города, бичевали паникеров, трусов и предателей. Огромное место в "Боевом карандаше" занимала политическая сатира. Плакаты набирали все большую популярность, и в Союз художников приходили письма с положительными отзывами о творчестве авторов "Боевого карандаша" и просьбами осветить то или иное событие на фронте. 

Ежедневно на Невском проспекте, у Елисеевского магазина и еще по нескольким адресам в городе появлялись плакаты "Окна ТАСС", над изготовлением которых трудился коллектив художников - Моисей Ваксер, Леонид Торич, Елена Мелик-Багдасарова, Василий Селиванов, Николай Игнатьев, Наталья Шапорина, Галина Ашрапян и другие. Тассовцам помогали в работе знаменитый карикатурист Владимир Гальба и Борис Лео. Некоторые тексты к плакатам придумывали Ольга Берггольц, Виссарион Саянов и Борис Тимофеев.

Современники говорили, что эти плакаты разили, как снаряды. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в Партизанский край, где ленинградская сатира поддерживала боевой дух партизан, сражавшихся в псковских и новгородских лесах. 

Плакаты были как агитационными, так и обучающими - рассказывали, как правильно тушить "зажигалки", оказывать первую помощь. Летом 1942 года были очень нужны советы по огородничеству и по употреблению в пищу дикорастущих трав и корней — это также нашло отражение в плакатах.  

Свидетельства эпохи

В блокированном Ленинграде был введен запрет на любую фотосъемку или зарисовку улиц. За его соблюдением следили как органы правопорядка, так и патрули и обычные жители.

ПРОСЬБА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ В ГОРИСПОЛКОМ О РАЗРЕШЕНИИ ГРУППЕ ХУДОЖНИКОВ ДЕЛАТЬ ЗАРИСОВКИ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
Художник В.В.Пакулин на Невском проспекте. 1942 г.
Художник В.В.Пакулин на Невском проспекте. 1942 г.

© Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда 
8 января 1942 года. Правление Ленинградского союза советских художников просит вас возбудить ходатайство перед соответствующими организациями о предоставлении группе художников разрешения делать зарисовки Ленинграда в дни Отечественной войны. Указанная группа товарищей работает над картинами, эстампами и рисунками "Ленинград в годы Отечественной войны" и для создания правдивых, полноценных произведений художникам необходимо, помимо зрительного наблюдения, делать натурные зарисовки. Сделанные художниками зарисовки, помимо того, что они необходимы им для создания станковых произведений, будут иметь и большую самостоятельную ценность как непосредственный художественные документальный материал героических незабываемых дней обороны города.

Город находился на военном положении, и такая мера предосторожности была вполне обоснованной: попав к противнику, фотографии и зарисовки могли предоставить исключительно важную информацию о маскировке объектов, расположении кораблей на Неве, местах дислокации артиллерийских и зенитных батарей, а также о том, какой ущерб городу наносили разрывавшиеся на его улицах вражеские бомбы и снаряды. 

Тем не менее, Ленинградский Союз художников считал важным создать летопись блокадной жизни, для чего обратился к городским властям с просьбой предоставить 32 мастерам живописи и графики разрешения делать зарисовки на городских улицах. 

Получив разрешение работать, художники изображали не только отдельные моменты жизни города - они скрупулезно фиксировали раны, нанесенные ему войной. 

Созданный ленинградскими художниками портрет блокадного Ленинграда демонстрировался на многочисленных выставках, проводившихся на фронте и в тылу. В начале января 1944 года такая выставка была организована в одной из частей Ленинградского фронта.

ВЫЕЗДНЫЕ ВЫСТАВКИ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЕ
С конца 1941 г. по ноябрь 1942 г. в осажденном городе было устроено 5 стационарных и 10 передвижных выставок в частях Красной Армии, в госпиталях, театрах и парках. За 1943 год в Ленинграде было организовано 12 стационарных и 22 передвижные выставки в частях Ленинградского фронта.
Это были картины, эскизы, плакаты и графика на тему о Великой Отечественной войне и обороне города на Неве. Выставки вызвали большой интерес в других городах страны, и просьбы организовать выездные экспозиции ленинградских авторов поступали из Москвы, Перми, Казани, Горького, Свердловска. 
В столице ленинградская выставка открылась 1 октября 1942 г. Она имела большой успех, все представленные на ней работы было решено приобрести в фонд Русского музея.

Спецкорр ЛенТАСС писал о ней: "В Н-ской части открывается выставка работ ленинградского художника А.Ф.Пахомова. Мастер кисти показывает несколько картин, написанных им в дни Отечественной войны. Среди них: "Письмо с фронта", "Вооруженный народ", "На посту МПВО", "Доноры", "За водой", "Очистка города в марте 1942 г" и другие. Выставка познакомит фронтовиков с бытом и трудовым героизмом Ленинграда". 

С мечтой о Победе 

Помогая горожанам преодолевать тяжелые будни блокады, художники, как и все ленинградцы, не переставали мечтать о Победе и верить в нее. До наших дней дошла легенда о неизвестном художнике, который, умирая от голода в первую блокадную зиму, выполнил эскиз медали "За оборону Ленинграда" и даже сделал ее гипсовый оттиск.

Широко известна и история о том, как в январе 1942 года архитектор Александр Никольский, работая в подвалах Эрмитажа, создавал проекты триумфальных арок, которыми Ленинград должен был встретить воинов-победителей. 

"Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи героев - войск, освободивших Ленинград. Специалист должен быть готов всегда — я и готовлюсь, не ожидая понукания извне... Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное — времени", - написал Никольский в те дни в своем дневнике.

Исходя из этой логики, архитектор проектировал временные арки из фанеры и тканей, декорированных под знамена. На одном из рисунков он изобразил на проспекте Стачек в районе Автово высокую арку, увенчанную фигурой красноармейца с винтовкой в руке.

Триумфальные арки для ленинградского Парада Победы, который прошел 8 июля 1945 года, действительно действительно появились. Они были созданы архитекторами и скульпторами города на Неве всего за 24 часа.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика