На фронте и в осажденном городе произведения живописи и графики поддерживали боевой дух горожан и бойцов действующей армии. Многие новости о победах армии и флота, о ситуации в мире ленинградцы узнавали из агитационных плакатов "Окна ТАСС" и "Боевой карандаш", ежедневно появлявшихся на городских улицах. Параллельно художники и архитекторы делали в Ленинграде зарисовки, которые служили потом для восстановления утраченных памятников истории.
Значение, которое придавалось искусству, подтверждали регулярные совещания художников-фронтовиков, проводившиеся в действующей армии. Об одном из них сообщал в новогодние праздники 1943-44 года спецкорр ТАСС с Волховского фронта.
Дом Красной Армии, где начальником тов. Хлебин, созвал совещание художников-фронтовиков. Красноармеец Наливайченко оформил выставку, посвященную книге тов. Сталина о Великой Отечественной войне Советского Союза, а также дал ряд иллюстраций к летней кампании Красной Армии. Сержант Чепец написал несколько портретов героев боев за Ленинград. Художники Кудринский и Вовкушевский создали красочные панно и изготовили плакаты, посвященные Сталинградской, Орловской и Курской кампаниям Красной Армии. Участники совещания обменялись творческим опытом. Решено открыть при Доме Красной Армии постоянную выставку работ художников-фронтовиков
ЛенТАСС
Среди бойцов Ленинградского и Волховского фронтов были и члены Союза художников, и выпускники Академии художеств, и ее студенты, еще не успевшие защитить дипломы. Более сотни ленинградских живописцев и графиков ушли на фронт в первые же дни войны, многие сражались в народном ополчении. Те, кто остался в городе, помогали фронту, чем могли: работали на строительстве оборонительных сооружений, служили в командах МПВО.
Воевавшие в рядах действующей армии художники не забывали и о своем призвании - например, студенты Академии художеств приезжали с фронта в осажденный Ленинград для защиты дипломов. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи, скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года.
Военные задачи художников
Некоторые мастера искусств считали, что в военное время их профессии никому не нужны, и помочь стране они могут только с оружием в руках, но с первых же дней ленинградской блокады выяснилось, что работа художников, скульпторов и архитекторов имела огромное оборонное значение.
Руками ленинградских художников выполнялась маскировка важнейших объектов - военных и гражданских. В короткие сроки Ленинградский Союз художников сформировал 40 бригад, преимущественно из художников-декораторов и театральных оформителей, которые были направлены на маскировочные работы - благодаря их труду из поля зрения немецкой авиации исчезали аэродромы, архитектурные сооружения, объекты стратегического значения.
Еще одним фронтовым заданием ленинградским художникам стала упаковка экспонатов Государственного Эрмитажа и Русского музея, предназначенных к эвакуации в глубь страны. К декабрю 1941 года большинство художников, чтобы выжить, перешли на казарменное положение и жили в Союзе художников, в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств, обустроенных под бомбоубежища. В опустевших после эвакуации экспонатов зданиях Эрмитажа художники продолжали работать — они делали подробные зарисовки залов, включая детали декора, чтобы их можно было восстановить в случае разрушения от бомбежек и артобстрелов.
Агитация и пропаганда
Когда город окончательно перешел на военное положение, возникла потребность разъяснять в краткой и доступной форме населению ситуацию и задавать тон настроению в городе и на фронте.
Лучше всего с этим могла справиться наглядная агитация. Поэтому главным делом большинства ленинградских художников стал выпуск плакатов.
Художник В.Гальба
© kino-teatr.ru
Были случаи, когда сатира, выраженная языком графики, выезжала "в командировку" на передовую. Например, в мае 1942 года в одной из частей Ленинградского фронта появился В.Гальба. На огромных кусках марли (3х4 м) он выполнил карикатуры на фашистских лидеров - Гитлера, Геббельса, Геринга и других. Ночью эти полотна были выставлены на переднем крае, и с рассветом гитлеровцы увидели их. Первой реакцией на мастерски исполненные злые карикатуры был смех, однако позднее фашисты решили убрать рисунки, для чего начали стрелять по ним, что было совершенно бесполезно - пули пролетали сквозь ткань, не причиняя вреда изображениям. Дальнейшие попытки убрать карикатуры с передовой делали немецких солдат, бравшихся за это дело, мишенями для снайперов Ленфронта. Современники вспоминали, что, рассказывая об этом, В.Гальба шутил: это был тот самый случай, когда сатира убивала наповал.
С первых дней войны выходили плакаты ленинградского "Боевого карандаша" - они показывали боевые дела армии и флота, рассказывали о героизме жителей города, бичевали паникеров, трусов и предателей. Огромное место в "Боевом карандаше" занимала политическая сатира. Плакаты набирали все большую популярность, и в Союз художников приходили письма с положительными отзывами о творчестве авторов "Боевого карандаша" и просьбами осветить то или иное событие на фронте.
Ежедневно на Невском проспекте, у Елисеевского магазина и еще по нескольким адресам в городе появлялись плакаты "Окна ТАСС", над изготовлением которых трудился коллектив художников - Моисей Ваксер, Леонид Торич, Елена Мелик-Багдасарова, Василий Селиванов, Николай Игнатьев, Наталья Шапорина, Галина Ашрапян и другие. Тассовцам помогали в работе знаменитый карикатурист Владимир Гальба и Борис Лео. Некоторые тексты к плакатам придумывали Ольга Берггольц, Виссарион Саянов и Борис Тимофеев.
Современники говорили, что эти плакаты разили, как снаряды. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в Партизанский край, где ленинградская сатира поддерживала боевой дух партизан, сражавшихся в псковских и новгородских лесах.
Плакаты были как агитационными, так и обучающими - рассказывали, как правильно тушить "зажигалки", оказывать первую помощь. Летом 1942 года были очень нужны советы по огородничеству и по употреблению в пищу дикорастущих трав и корней — это также нашло отражение в плакатах.
Свидетельства эпохи
В блокированном Ленинграде был введен запрет на любую фотосъемку или зарисовку улиц. За его соблюдением следили как органы правопорядка, так и патрули и обычные жители.
ПРОСЬБА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ В ГОРИСПОЛКОМ О РАЗРЕШЕНИИ ГРУППЕ ХУДОЖНИКОВ ДЕЛАТЬ ЗАРИСОВКИ НА УЛИЦАХ ГОРОДАХудожник В.В.Пакулин на Невском проспекте. 1942 г.
© Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда
Город находился на военном положении, и такая мера предосторожности была вполне обоснованной: попав к противнику, фотографии и зарисовки могли предоставить исключительно важную информацию о маскировке объектов, расположении кораблей на Неве, местах дислокации артиллерийских и зенитных батарей, а также о том, какой ущерб городу наносили разрывавшиеся на его улицах вражеские бомбы и снаряды.
Тем не менее, Ленинградский Союз художников считал важным создать летопись блокадной жизни, для чего обратился к городским властям с просьбой предоставить 32 мастерам живописи и графики разрешения делать зарисовки на городских улицах.
Получив разрешение работать, художники изображали не только отдельные моменты жизни города - они скрупулезно фиксировали раны, нанесенные ему войной.
Созданный ленинградскими художниками портрет блокадного Ленинграда демонстрировался на многочисленных выставках, проводившихся на фронте и в тылу. В начале января 1944 года такая выставка была организована в одной из частей Ленинградского фронта.
ВЫЕЗДНЫЕ ВЫСТАВКИ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЕ
С конца 1941 г. по ноябрь 1942 г. в осажденном городе было устроено 5 стационарных и 10 передвижных выставок в частях Красной Армии, в госпиталях, театрах и парках. За 1943 год в Ленинграде было организовано 12 стационарных и 22 передвижные выставки в частях Ленинградского фронта.
Это были картины, эскизы, плакаты и графика на тему о Великой Отечественной войне и обороне города на Неве. Выставки вызвали большой интерес в других городах страны, и просьбы организовать выездные экспозиции ленинградских авторов поступали из Москвы, Перми, Казани, Горького, Свердловска.
В столице ленинградская выставка открылась 1 октября 1942 г. Она имела большой успех, все представленные на ней работы было решено приобрести в фонд Русского музея.
Спецкорр ЛенТАСС писал о ней: "В Н-ской части открывается выставка работ ленинградского художника А.Ф.Пахомова. Мастер кисти показывает несколько картин, написанных им в дни Отечественной войны. Среди них: "Письмо с фронта", "Вооруженный народ", "На посту МПВО", "Доноры", "За водой", "Очистка города в марте 1942 г" и другие. Выставка познакомит фронтовиков с бытом и трудовым героизмом Ленинграда".
С мечтой о Победе
Помогая горожанам преодолевать тяжелые будни блокады, художники, как и все ленинградцы, не переставали мечтать о Победе и верить в нее. До наших дней дошла легенда о неизвестном художнике, который, умирая от голода в первую блокадную зиму, выполнил эскиз медали "За оборону Ленинграда" и даже сделал ее гипсовый оттиск.
Широко известна и история о том, как в январе 1942 года архитектор Александр Никольский, работая в подвалах Эрмитажа, создавал проекты триумфальных арок, которыми Ленинград должен был встретить воинов-победителей.
"Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи героев - войск, освободивших Ленинград. Специалист должен быть готов всегда — я и готовлюсь, не ожидая понукания извне... Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное — времени", - написал Никольский в те дни в своем дневнике.
Исходя из этой логики, архитектор проектировал временные арки из фанеры и тканей, декорированных под знамена. На одном из рисунков он изобразил на проспекте Стачек в районе Автово высокую арку, увенчанную фигурой красноармейца с винтовкой в руке.
Триумфальные арки для ленинградского Парада Победы, который прошел 8 июля 1945 года, действительно действительно появились. Они были созданы архитекторами и скульпторами города на Неве всего за 24 часа.