Два последующих дня продолжалось разграбление древнего города. Роскошную добычу захватили воины Алариха, но долго находиться в разоренном и истощенном голодом вследствие долгой осады городе было нельзя. И Аларих повел вестготов на юг Италии. Король решил переправиться через Мессинский пролив в Сицилию, а оттуда – дальше в Северную Африку, которая тогда была изобильна хлебом.
Разграбление Рима вестготами на картине Жозефа Сильвестра 1890 года
Но планы Алариха сорвались. При попытке преодолеть пролив шторм потопил приготовленные корабли. А вскоре предводитель вестготов неожиданно умер. Вот, как описывает случившееся историк Иордан, единственный, кто донес до нас известие о смерти Алариха:
Итак, туда-то и пришел Аларих, король везеготов, с богатствами целой Италии, захваченными как добыча, и оттуда, как было сказано, предполагал через Сицилию переправиться в спокойную страну Африку, но, так как не дозволено, чтобы кто-либо из людей располагал [судьбой своей] без ведома божия, страшная пучина морская поглотила несколько его кораблей, а многие разбросала. Пока Аларих, потрясенный этой неудачей, размышлял, что ему предпринять, он был внезапно застигнут преждевременной смертью и удалился от дел человеческих. Готы оплакивали его по своей огромной любви к нему; они отвели из русла реку Бузент около города Консенции, а река эта, ниспадая от подножия горы, течет целебной струей как раз близ того города; посередине русла этого потока они, собрав толпу пленных, вырыли место для погребения и туда, в лоно этой могилы, опустили Алариха со множеством сокровищ, а затем вернули воды обратно в их русло. Но, чтобы никто никогда не узнал того места, землекопы были все умерщвлены. (Иордан «О происхождении и деяниях гетов». Перевод Е. Ч. Скржинской)
Погребение Алариха
Причина, заставившая Алариха «удалиться от дел человеческих», неясна. Из рассказа видно только, что предводитель вестготов умер внезапно. На момент смерти ему было не более сорока лет, ни о какой длительной болезни, предшествовавший его кончине, упоминаний нет. Остается только гадать, стал ли Аларих жертвой инфаркта, инсульта, были ли он искусно отравлен ядом или же причины его гибели были иные.
Группа исследователей во главе с Франческо Галасси (Francesco Galassi) из Института эволюционной медицины Цюрихского университета предложила свою гипотезу причины смерти Алариха. Их статья опубликована в новом номере European Journal of Internal Medicine. Галасси специализируется на истории медицины и палеопатологии, то есть попытках установить диагноз для давно умерших исторических личностей. Нам уже доводилось рассказывать об одной из его гипотез, касающейся возможности инсульта у Юлия Цезаря.
В случае Алариха Франческо Галасси и его коллеги считают маловероятной смерть от сердечно-сосудистого заболевания, так как никаких признаков, которые указывали бы на такую патологию, в предшествующее смерти время исторические источники не указывают. Поэтому ученые склоняются к версии, что Алариха убило быстротечное инфекционное заболевание. И даже предлагают конкретный диагноз – малярия.
Малярия была распространена в Италии и в античные времена, и позднее, до тех пор пока к началу 1970-х годов не были ликвидированы болота, служившие очагами распространения малярийных комаров. В Риме, у подножия на Палатинского холма, имелся храм и алтарь богини Фебрис, то есть «Лихорадки» (Клавдий Элиан «Пестрые рассказы», XI, 11). Римлянам были прекрасно известны разновидности малярии: трехдневная и четырехдневная. В сочинении «О природе богов» Цицерон упоминает эти две разновидности лихорадки, говоря о том, что не все, что отличается регулярной периодичностью, имеет божественную природу (III, 10). А алтарь Лихорадке на Палатине рационалист Цицерон и вовсе предлагает снести («О законах», II, 11), считая, что божественные почести надо воздавать хорошим качествам и благим явлениям: Уму, Здоровью, Чести, Благоденствию, Победу, Доблесть, Верность, а не Лихорадку. Но простые римляне еще долго возводили алтари с посвящениями Лихорадке Трехдневной (Tertiana) или Четырехдневной (Quartana). Одна из таких посвятительных надписей обнаружена во французском городе Ниме (CIL 12, 3129).
Галасси и его коллеги обращают внимание на то, что Аларих с войском находился в районе Рима и в южной Италии в сезон пика заражения малярией (лето-осень). Также они, что медицине известны случае внезапной быстрой смерти при заражении малярией людей, которые прибыли в малярийные районы из мест, где болезнь не распространена. Местные же жители обычно переносят заболевание легче. Именно таким заболевшим мог оказаться Аларих.
На роль убийцы Алариха претендуют, таким образом, три одноклеточных существа:Plasmodium malariae – возбудитель четырехдневной малярии, Plasmodium vivax – возбудитель трехдневной малярии и Plasmodium falciparum, вызывающий тропическую малярию. К последней кандидатуре склоняются Галасси и его соавторы, так как именно для тропической малярии характерно особо тяжелое течение болезни у людей, не живших в малярийных местностях. Вот как описывает течение этой болезни сайт «Вестника инфектологии и паразитологии»: «Инкубационный период около 10 дней с колебаниями от 8 до 16 дней. Тропическая малярия у неиммунных лиц характеризуется наибольшей тяжестью и нередко приобретает злокачественное течение. Без дачи противомалярийных препаратов летальный исход может наступить в первые дни болезни. У части лиц, впервые заболевших малярией, отмечаются продромальные явления - общее недомогание, повышенная потливость, снижение аппетита, подташнивание, послабление стула, двух-трехдневное повышение температуры тела до 38°С. У большинства неиммунных лиц начало болезни внезапное и характеризуется умеренно выраженным ознобом, высокой лихорадкой, возбуждением больных, выраженной головной болью, ломотой в мышцах, суставах». Так что теперь мы можем хорошо себе представить состояние Алариха перед смертью.
Пока историки медицины пытаются поставить Алариху диагноз, археологи, оказывается, не оставляют надежд обнаружить место, где был погребен король вестоготов. Как мы помним из рассказа Иордана, Алариха похоронили в городе Консенция, временно отведя из русла воды реки Бузент, а потом вернув речной поток на прежнее место.
Практика такого погребение в речном русле интересна сама по себе, так как представляет собой редкий, едва ли не уникальный случай. Известно лишь сообщение арабского путешественника Ибн-Фадлана, совершившего путешествие на Волгу в 921-922 годах, о существовании подобного обычая у хазар. В некоторых случаях археологическую находку спешили объявить «речным погребением», но потом каждый раз выяснялось, что это ошибка. В 1918-1919 годах богатое погребение предводителя кочевого народа рубежа IV – V веков было найдено у ручья, впадающего в реку Суджа, ниже деревни Большой Каменец Льговского района Курской области. Но по результатам исследования его в 1920-е годы ученые пришли к выводу, что изначально оно располагалось на крутом берегу и обрушилось, когда вода подмыла берег. Аналогичная история случилась, видимо, с сарматским погребением первых веков нашей эры, обнаруженном в 1873 году, около села Петрик Звенигородского уезда Киевской губернии.
Сейчас город Консенция, где происходили похороны Алариха, носит название Козенца, а река Бузент (ныне – Бусенто) там по-прежнему течет. Нельзя сказать, что погребение Алариха за прошедшие с тех шестнадцать веков не искали, ведь многих привлекали мысли о несметных сокровищах, захваченных вестготами в Риме и погребенных вместе с королем. Но все попытки были безуспешны. Среди кладоискателей-неудачников был даже Генрих Гиммлер, приезжавший в Козенцу в 1937 году.
Река Бусенто в городской черте в наши дни
Но этой осенью городские власти и археологи провели пресс-конференцию, на которой объявили, что начинают масштабные поиски. Вряд ли у них много шансов найти захоронение Алариха, и, кажется, все это понимают. Но участники проекта преследуют свои цели. Археологи справедливо полагают, что вряд ли когда-нибудь еще смогут получить столь значительные ассигнования на раскопки в пойме Бусенто, поэтому пользуются выпавшим шансом. Чиновники же рассматривают проект как часть городской культурной и туристической программы, связанной с именем легендарного Алариха (пожалуй, он самое знаменитое историческое лицо, умершее в Козенце за все века ее истории). В честь вождя вестготов в городе названа улица Via Alarico, а неподалеку на площади Piazza dei Bruzi установлен оригинальный памятникв виде шлема на вытянутой плите черного гранита, который должен символизировать погребение Алариха в реке. В 2013 году в городе решили даже построить Музей Алариха.
К финансированию проекта удалось привлечь частных инвесторов. Во время поисков планируется применить новейшие технологии геофизической разведки, включая сканирование почвы при помощи лидара. Предварительно выделено пять особо перспективных участков, включая русло реки Бусенто, а также пещеры близ находящегося неподалеку селения Мендичино. По предварительным расчетам специалистов, сооруженная в начале V века гробница Алариха сейчас может находиться в земле на глубине до восьми метров.