Памяти убиенных казаков

17.02.2016
Памяти убиенных казаков

Были темные времена,  когда государство уничтожало своих граждан, под ударами нечеловеческой политики гибли семьи и безвинные дети.  И боялись спустя несколько десятилетий даже произносить слово «казак». Слава Богу! Времена изменились… От забвения освобождаются фамилии погибших.

В прошлом году смогли  помолится за души порубанных казаков  ст.Пшехской, фамилии которых были найдены в архивах. «Господи, упокой  души усопших раб твоих»…   Их 48 фамилий пока отдельным списком  прикрепили рядом со скромным памятником. К нему приходит Белореченское казачество почтить память своих предков. Хотя в каждой станице, где проживали казаки, состоялись их казни. И фамилии многих сотен убиенных казаков и их семей  до сих пор неизвестны. «Царство небесное, всем сродникам нашим»…

— Братья казаки! В очередной раз мы собрались здесь по случаю скорбной даты, — открывает траурный митинг атаман Белореченского районного казачьего общества Виктор Петрович Мельников, -спасибо казакам из других станиц, которые приехали к нам сегодня. Спасибо огромное тем, кто хранит память. Благодарю всех тех, кто находит имена порубанных казаков. Благодарен всем нам, братья-казаки,  чтобы мы были достойны высокой памяти наших предков. Их боялись большевики, потому что казаки были сплоченной силой. В те годы было уничтожено около 2 миллионов казаков. Расстреливали невинных и членов их семей. Бесчеловечно это.  Мы боремся за переименование улицы в Белореченске в районе жд вокзала на фамилию достойного человека.

Настоятель Пшехского храма Рождества Богородицы иерей Андрей совершил панихиду по убиенным казакам.

Минута молчания…С обнаженными головами стоят казаки. Медленно тают в вечность секунды…

Благочинный отец Виталий вспомнил 50-летие окончания Гражданской войны. Расправа с остатками белой эмиграции. Чудом вышедший на экраны фильм «Бег» и песню, которой не оказалось в фильме. Холод проникал в душу вместе со словами песни:

От вселенской погони
Не уйти, не уйти никуда.
На небесном погоне
Оборвалась звезда.
Простота револьвера,
И холодный спокойный висок.
Была белою вера,
Но краснеет песок.

Старшина Келермесского казачьего общества Василий Павлович Затолокин в своем выступлении сказал, что нужно привлекать молодежь к таким мероприятиям, чтобы не повторилось Чечни и Украины.  Представитель совета старейшин Пшехского казачьего общества  Александр Николаевич Замятин напомнил о победах казаков, и о внутреннем враге, который уничтожил казачество. Больше всего надо бояться внутренних врагов, которые нас уничтожают  и победить их может оружие: вера и Господь. Подъесаул Майкопского отдела Павел Тимофеевич Гриценко обратился к собравшимся, как к станичникам. Потому что он родом из Пшехской, и семь его дедов предки Харьковские и Выродовы жили здесь (и все семеро в том числе и Федор Гриценко  казнены 31 августа 1920 года).  Павел Тимофеевич выразил благодарность белореченским казакам от имени атамана, за то, что помнят погибших казаков, чтят их память и добавил: «И слава Богу, что мы казаки!».

Казаки возложили венки. Траурный митинг завершился гимном России  и гимном Кубани. Пшехские казаки подготовили для всех собравшихся поминальный обед: кашу и горячий чай. Обогрели всех, кто пришел и приехал сегодня сюда.

Галина Юсупова рассказала мне о своих впечатлениях:
— Три года назад мы собрались на панихиду в этот день в мороз и метель, человек 10,  не больше.  И не знали ни одной фамилии погибших казаков и станичников. В прошлом году  нас было в три раза больше. В этом 2016 году только казаков было больше 50. И нам стали известны  имена около сотни погибших в годы террора казаков и станичников. И люди пришли в холод, в мороз. Но самое главное, пришли родственники казненных казаков. Семья Поляковых, они были с детьми. Анатолий Александрович и Татьяна Александровна Поляковы — внуки казненного Елизара Никифорова и  умершего от голода Феоктиста Полякова (помощника атамана моей станицы. О трагедии их семьи была публикация в газете  «Воспоминания казачки Поляковой»).Плакали, благодарили бесконечно. Когда внук казненного атамана Харьковского (31 августа 1920 года казнили троих родных братьев Харьковских, двое из которых были атаманами станицы. Один Тарас с рубаной раной шеи выбрался ночью из ямы. После этого почти год скрывался в лесах.),  Иван Иванович Харьковский, 77 лет встал с  казаками в строй, по команде атамана, то чуть не заплакала я. Иван Иванович в этот день нашел и познакомился с двумя  родственниками. (Мы планировали эту встречу и она состоялась). Разминулись, не встретились потомки Гриценко. Но теперь уж точно мы поможем им встретиться. Стояли рядом потомки Зубковых, не успела их друг с другом познакомить, жалею об этом.  Здесь же стояла Василиса Марковна Зубкова, внучка казненного Сподынейко Лаврентия Саввича, он служил в Собственном Его Императорского Высочества  Конвое. Но как много нам удалось! Главное, конечно, это список казненных казаков, которые нам выпала честь найти в архиве.  И не угасает надежда, что этот список будет пополняться.

Елена Кузнецова.

Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков
Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков
Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков

Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков
Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков
Белореченск, Пшехская, поминовение убиенных казаков

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика