Первое материальное свидетельство
Сенсационное продолжение получила история с «открытием века», сделанным в Израиле. После многолетнего судебного расследования Иерусалимский окружной суд отказался признать гробницу с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» поддельной. Правда, и не подтвердил безоговорочно ее подлинность.
Мы уже рассказывали о том, что на Святой земле якобы было найдено первое материальное доказательство существования Иисуса Христа. Тогда коллекционер из Тель-Авива Одед Голан предъявил общественности оссуарий (так называют ковчег, в котором древние иудеи хранили кости умерших). Это прямоугольная коробка, на одной из сторон которой есть надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». А из Нового Завета известно, что у Христа в самом деле был брат по имени Иаков. А их земного отца звали Иосиф. Получается, что найдены останки ближайшего земного родственника Спасителя?
По словам Голана, оссуарий он приобрел еще в 1967 году, во время Шестидневной войны, у некоего араба, который занимался посреднической деятельностью между «черными» археологами и коллекционерами. А не торопился предъявлять его общественности потому, что сомневался в подлинности оссуария и надписи на нем. Сомнения отчасти развеял французский лингвист и палеограф (специалист, изучающий внешний вид древних надписей) профессор Сорбонны Андре Лемер. В начале нынешнего века он заверил, что выбитая фраза и по содержанию, и по характеру нанесения соответствует тому, как писали древние иудеи во времена жизни Иисуса Христа. Тогда Голан отдал оссуарий археологам. И они определили, что возраст ящика превышает 19 столетий. Иными словами, его вполне могли изготовить и использовать в I веке нашей эры. Вывод же очевиден: раз существовал брат Христа, то и сам он личность реальная.
Надпись с налетом мошенничества
Мировая сенсация заставила встрепенуться сотрудников израильского Управления по делам древностей. Они забрали оссуарий для экспертизы. Ее провели профессор Тель-Авивского университета Юваль Горен и специалист Израильского геолого-разведочного института Авнер Айлон. Их «приговор»: окаменевший известковый налет, покрывающий ящик, отнюдь не такой древний, как на других известных артефактах I века. А тот, который имеется на стенках ящика, не соответствует тому, что на надписи.
- Заметно, что известняк на надписи содержит останки планктона и морских микроорганизмов, - отметил доктор Горен. - Но натуральный известняковый налет, который образовался под землей, например в пещере, используемой для захоронений, не может содержать окаменелостей.
В общем, по Горену, получалось: либо сам антиквар Голан, либо тот, кто ему продал оссуарий, смухлевали. Измельчили кусок первого попавшегося известняка, развели его водой и полученным раствором покрыли артефакт для придания ему более древнего вида.
Одеда Голана тут же обвинили в мошенничестве, отправили в тюрьму, и по всему миру разнеслось сообщение о разоблачении «преступления века».
Похоже, что оссуарий подлинный
Следствие длилось несколько лет. Голана то выпускали под подписку, то закрывали снова в кутузку. Он отрицал, что занимался изготовлением подделок. Но в его доме был произведен обыск. И в коллекции обнаружились еще несколько подозрительных изделий. Плюс некие «необработанные каменные блоки» - полиция посчитала их материалом, из которого Голан намеревался изготавливать новые «древние артефакты». Все шло к тому, что коллекционера-мошенника осудят лет на десять - в Израиле очень сурово обходятся с теми, кто пытается подделывать историю. Но все же Голан сумел настоять в суде на необходимости новой экспертизы оссуария. В том числе и на повторном исследовании независимыми экспертами известкового налета, покрывавшего могильный ящик.
Экспертизу самого оссуария проводили опять в Израильском геолого-разведочном институте. Но уже другие специалисты - не менее уважаемые Амнон Розенфельд и Шимон Илани. А саму надпись осматривал профессор университета Джонса Хопкинса (США) Кайл Маккартер.
Владеющие арамейским языком легко прочли сенсационную надпись, выбитую на оссуарии.
Последний безоговорочно подтвердил: особенности высеченного на гробнице текста все-таки позволяют отнести его к I веку нашей эры. А геологи, не согласившись с выводами своих коллег-предшественников, признали, что такой известковый налет на оссуарии вполне мог образоваться за два тысячелетия. Также они не обнаружили на надписи никаких микроорганизмов... А различие налета на самом оссуарии и на ящике объяснили тем, что кто-то когда-то пытался очистить надпись с помощью растительных или химических средств.
Сейчас судья постановил, что следствие в течение шести месяцев должно найти новые доказательства вины Голана или его полностью оправдают. Так положено по израильскому законодательству. Но все уверены, что никаких новых фактов уже не откроется. Ученый мир раскололся, и у каждой стороны есть свои весомые аргументы.
Тот самый Иаков
Большинству людей, следящих за этой историй, скорее всего, наплевать, осудят Одеда Голана или нет. Гораздо важнее понять: действительно ли найдено первое материальное свидетельство земной жизни Иисуса Христа или же это простое совпадение?
Напомню, что самым первым ученым, обследовавшим оссуарий, был профессор Сорбонны Андре Лемер. Он же и попытался подойти к этому вопросу с другой стороны. В I веке в Иерусалиме, где тогда жили около 40 тысяч человек, имена Иисус, Иосиф и Иаков были достаточно широко распространены. Призвав на помощь статистику, теорию вероятностей и историю, Лемер подсчитал: в то время примерно у 20 Иаковов могли быть отцы Иосифы и братья Иисусы. В то же время, указывает исследователь, археологи обнаружили сотни подобных оссуариев, но только на двух из них написаны имена братьев покойных. И на этом основании он предполагает, что братья упоминались лишь в том случае, если они были необычными людьми. Например, как Иисус Христос.
Впрочем, сам Лемер не утверждает, что его выводы верны на 100 процентов. Он говорит лишь о «большой вероятности» того, что в оссуарии действительно когда-то хранились останки брата Спасителя.
Апостол Иаков
Апостол Иаков - один из 70 членов Большого апостольского круга. В двух Евангелиях о нем говорится как о «брате Господнем». Но все же родным братом Христа он не являлся. Считается, что он был сыном Иосифа от другой женщины, родившимся до его брака с Девой Марией. И Христу приходился лишь сводным братом. По другой версии, он был сыном сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Спасителя. Учению Иисуса Иаков не верил. Но после смерти и воскрешения Христос явился своему брату, и тот стал ревностным христианином. Впоследствии был первым главой - епископом христианской общины Иерусалима. В 62-м году иудеи скинули его с крыши Иерусалимского храма, а потом закидали камнями. Согласно историку Эгесиппу Иаков до самой смерти стоял на коленях и молился за своих мучителей.