Антон Кротков. Аргентина. Полёты смерти

03.05.2019
Антон Кротков. Аргентина.  Полёты смерти

Самолет Short SC-7 Skyvan 3. Самолеты этого типа чаще всего использовались при "полетах смерти". Фото с сайта https://www.svoboda.org/a/28888922.html



В конце семидесятых в Аргентине бесследно исчезали тысячи людей. После военного переворота, совершённого в 1976 году бригадным генералом Хорхе Рафаэлем Виделой, хунтой во главе с диктатором была развязана так называемая «грязная война» против противников режима.



Хо́рхе Рафаэ́ль Виде́ла Редо́ндо https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0,_%D0%A5%D0%BE%D1%80%D1%85%D0%B5_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C




Под репрессии попадали в первую очередь коммунисты, журналисты из левых газет и общественные деятели, не желающие молча наблюдать за творящимися в стране безобразиями в обмен на посулы новой власти.




Впрочем, нередко военными из особых «эскадронов смерти» похищались совершенно случайные люди, даже иностранцы и дети. Достаточно было просто показаться «подозрительным».




Чтобы скрыть все улики силовиками был изобретён изуверский способ расправы над неблагонадёжными арестантами. Хотя скорее всего, аргентинцы додумались до него не сами, идею им могли подсказать американские инструкторы из ЦРУ, которые активно использовали такой метод устранению нежелательных элементов во время войны во Вьетнаме, а после по всему миру. Главное его преимущество состояло в том, что человек исчезал бесследно. Казнённый просто растворялся в пространстве, от него не оставалось даже тайной могилы, которая спустя годы могла быть быть обнаружена и превращена в опасное свидетельство против палачей.

Ещё одно важное достоинство таких ликвидаций в глазах убийц заключалось в том безграничном ужасе, который испытывали их политические враги за минуту до своей гибели.

Но вначале похищенных доставляли в особую военную тюрьму, расположенную в пригороде Буэнос-Айреса. Под неё было отведено здание бывшего офицерского казино на военно-морской базе. В этом с виду симпатичном особняке, с греческой колоннадой у входа, около семи лет творились жуткие злодеяния в стиле гестапо: профессиональные изуверы подвергали доставленных изощрённым пыткам.




Через эти застенки прошли десятки тысяч человек. Отсюда очередную партию приговорённых - окровавленных, но пока ещё живых, отвозили на военный аэродром…


Здание военно-технической школы ВМС в Буэнос-Айресе, поныне одно из самых жутких мест для аргентинцев

Здание военно-технической школы ВМС в Буэнос-Айресе, поныне одно из самых жутких мест для аргентинцев

Кстати, именно в этой секретной военной тюрьме в 2013 году прошёл судебный процесс (который длился более четырёх лет) над бывшими военными, обвиняемыми во внесудебных расправах над диссидентами. Сегодня здесь музей аргентинского геноцида, который называется "Пространство памяти и защиты прав человека".




Перед судом сразу встала серьёзная проблема почти полного отсутствия доказательной базы. То есть, не было улик и почти отсутствовали свидетели, ибо военные, связанные корпоративной круговой порукой, молчали об операции «Кондор». Естественно, молчали и военные лётчики, которых командование сделало палачами. Впрочем, как впоследствии выяснилось, что все они были добровольцами, а не просто выполняли изуверский приказ своего начальства, и получали хорошие премиальные за каждый рейс смерти.


Адольфо силинго

Адольфо силинго

Скорее всего суд вообще бы никогда не состоялся, если бы ещё в 1996 году один из непосредственных участников «полётов смерти» не решил вдруг откровенно поведать о своих «подвигах», понятно не бескорыстно. Деньги и тщеславие толкнули бывшего офицера Аргентинский ВВС Адольфо Силинго дать подробное интервью журналисту одной из влиятельных газет. После падения режима отставной лётчик не слишком преуспевал и постоянно искал возможность крупно заработать. В обмен на хороший гонорар пилот признался журналисту Орасио Вербицкому, что он лично пилотировал военно-транспортный самолёт, с которого его коллеги-силовики сбрасывали живых арестантов в океан.


Альфредо Астис

Альфредо Астис

Руководил такими акциями офицер в высоком чине Альфредо Астис по прозвищу «Белокурый ангел смерти». Чтобы заключённые вели себя смирно по дороге на казнь им говорили, что их высылают из страны. Что же касается экипажей, то Силинго утверждал, что военный капеллан их эскадрильи до и после каждого «полёта смерти» давал каждому лётчику духовное напутствие, благословение и отпускал грех. Правда никто из упоминавшихся Силинго, а впоследствии и другими обвиняемыми, священников так и не сел на скамью подсудимых, хотя стало известно, что католическое духовенство в годы диктатуры находилось в сговоре с военными и впоследствии долго всеми силами помогало видным преступникам уходить от ответственности...




Со слов Силинго ещё до суда аргентинская общественность узнала подробности жуткой технологии «стирания» людей. Обычно накануне казни заключённым, измученным пытками и голодом, объявляли, что их приговаривают к высылке из страны, а пока переводят в госпиталь. Но некоторые всё равно догадывались о том, что их ждёт. Один из свидетелей, чудом избежавший в последний момент страшной участи, дал показания на суде, что видел на одном из военных хорошие итальянские туфли, которые ранее принадлежали его другу-сокамернику, университетскому профессору, «отправленному на лечение». "Нас выводили по лестнице наверх к грузовой машине именно отсюда, из этого здания, мимо тюремного медпункта. Это происходило каждую среду" – рассказывал он.




Другие подробности судьи смогли выяснить у самих палачей, военно-морских лётчиков и их командиров.




«Принцип данного вида смертного казни прост настолько, что персонал не испытывал особых проблем с его реализацией» - спокойно, с циничной ухмылкой пояснял суду и публике один из подсудимых. - Правда мы не сразу догадались как успокоить преступника непосредственно перед исполнением приговора. Но когда наши кураторы подсказали нам использовать специальную фармакологию, всё стало работать просто прекрасно! Но вначале у нас имелись некоторые проблемы психологического характера, связанные с истерикой «объектов». Когда взлетевший самолёт достигает удовлетворительной высоты, в нём открывают дверь, куда выталкивают неистово сопротивляющуюся жертву, и это, повторюсь, создавало нам трудности... Но после сброса приговорённому обеспечен короткий полёт – и удар о земную или морскую поверхность вдребезги. По крайней мере мне неизвестны случаи выживания наших "пассажиров" после того, как мы их "высаживали".




Специальная эскадрилья была оснащена небольшими, экономичными самолётами Short SC-7 Skyvan 3.




Их лётчики показали суду, что в каждый полёт помимо экипажа, отправлялись три специальных офицера и врач. После набора высоты приговорённым приказывали раздеться, офицеры проверяли, чтобы на телах смертников случайно не осталось ничего, что могло бы привести к опознанию их тел, хотя такая вероятность была ничтожна мала: океанская живность, включая акул, быстро хоронила в себе останки жертв…




Доктор делал смертнику укол наркотика или транквилизатора, чаще всего тиопентанала натрия, чтобы полностью лишить его воли к сопротивлению, после чего в грузовой кабине открывалась задняя рампа и пристёгнутые страховочными фалами палачи тащили приговорённого к открывшейся пропасти…

Вот как такая казнь описана в одном из литературных произведений, автор которого имел возможность разговаривать с непосредственными участниками событий.

Через несколько секунд строптивый мотор всё-таки заработал, окутавшись клубами черного дыма. Механики разбежались, унося тормозные колодки, и самолет стронулся с места. Оба военных уселись на пол, беззаботно свесив ноги наружу через люк, доверяясь страховочному концу. У обоих на поясе висел тяжелый автоматический кольт 45-го калибра. Из-за шума мотора разговаривать стало невозможно. Вскоре этот шум достиг апогея, и самолёт покатился по дорожке. Взлетел он очень быстро, но высоту набирал медленно, кружась над Ла-Пасом. Клаус Хейнкель глядел на этот город, в котором прошла половина его жизни; потом, успокоившись, прислонился к вибрирующей стенке фюзеляжа и закрыл глаза…

Клаус Хейнкель вздрогнул и проснулся от прикосновения руки, легшей ему на плечо. Животный страх, который сжал ему внутренности, длился всего какие-то доли секунды. С обеих сторон рядом с ним стояли двое военных, по-прежнему привязанных страховочным концом. Один из них держал наведенный кольт в десяти сантиметрах от его головы. Хейнкель понял все в то же мгновение. Он не стал сопротивляться, когда один из военных привычным жестом отстегнул его привязной ремень. Лица у обоих сохраняли абсолютно невозмутимое выражение. Майор Гомес не шевелясь наблюдал за этой сценой. Когда его заставили подняться, Клаус Хейнкель вел себя покорно, смирившись с участью, как животное перед закланием. Военные держали его за руки, не проявляя при этом никакой грубости.




Сквозь широкий квадратный люк Клаус Хейнкель посмотрел на небо. Он был весь покрыт потом. Ему хотелось, чтобы все это скорее кончилось и в то же время – и еще сильнее – чтобы это не Кончалось никогда. Не отдавая себе отчета, он быстро пересек пространство, отделявшее его от открытого люка. На какую-то секунду он застыл, сохраняя равновесие поскреб ногами металлическую окантовку, заморгал от сильного порыва ветра, разинув рот, цепенея от страха. Он успел разглядеть зеленую бесконечную массу, которая расстилалась внизу, на расстоянии шести тысяч футов. И в этот момент человек с кольтом мощным пинком вытолкнул его в пустоту…




Испытывая физическое отвращение, Малко не спускал глаз с люка, в котором только что исчез Клаус Хейнкель. Он представлял себе, как это тело летит в свободном падении, и ему казалось, что он слышит его крик. Так как Хейнкель, конечно же, кричал. Ибо никто не может не испытывать страха перед лицом смерти. Мысленно Малко считал секунды. Потом разом расслабился... Клаус Хейнкель более не существовал как живое существо. Он стал грудой растерзанной плоти и переломанных костей, затерявшейся в джунглях. Сердце Малко билось так сильно, как если бы смерть угрожала ему самому. Никогда бы он не согласился присутствовать при этом убийстве, не будь необходимости знать наверное, что немца уберут. Джек Кэмбелл доверительно сообщал Малко, что таков был обычный способ, применявшийся «политическим контролем» для устранения неугодных лиц….Самолёт накренился на бок, беря вновь курс на север. Оба военных вернулись на прежнее место с безразличным видом. Не проходило недели, чтобы они не вылетали на «рекогносцировку» в район чако. Каждый раз им полагалась премия в двести песо. Гомес, удовлетворенный, курил сигару…

Одним из самых известных подсудимых на процессе над военными преступниками был Альфредо Астис, бывший капитан 3-го ранга Аргентинских ВМС, прозванный «белокурым ангелом смерти».




Во время Фолклендскими войны с Великобританией он командовал отрядом спецназа, захватившим остров Южная Георгия. На этой бесславной для его страны войне, он был одним из немногих, кто от начала до конца вёл себя геройски. А потом он стал палачом. Когда ему оглашали пожизненный приговор Астис прокричал "Я никогда не стану извиняться за защиту родины!".




В отношении этого человека были доказаны многочисленные случаи изуверских пыток, убийств и похищений. Пилоты признавались, что видели, как Астис собственноручно выбрасывал из самолёта людей. Так он в частности поступил с двумя монахинями-француженками и 17-летней шведской студенткой Дагмар Хагелин, оказавшейся случайной жертвой – девушка имела несчастье вечером 27 января 1977 года просто прийти в дом к знакомому аргентинскому студенту, накануне арестованному за "неблагонадежность". Выдачи Альфредо Астиса до сих пор добиваются Франция, Швеция, Испания и ряд других стран, обвиняющих бывшего спецназовца в смерти своих граждан.




А всего эти "патриоты" уничтожили по разным оценкам от 60000 до 100000 своих соотечественников - представителей левой интеллигенции, лидеров рабочих профсоюзов, сельских вожаков и даже критически настроенных к режиму священников и учителей. В одном из последних интервью аргентинским журналистам, уже из тюрьмы, покойный ныне диктатор Видела сказал: "Как вы не понимаете? Мы просто должны были быстро и эффективно устранить большое количество людей".




А еще один подсудимый, тоже получивший пожизненный срок, бывший капитан 2-го ранга ВМС Аргентины Амир Сесуль Хесс, во время процесса не без видимого удовольствия рассказывал судьям и родственникам убитых им людей, как его накачанные наркотиками жертвы "вываливались из самолета, словно муравьи"….

Писатель Антон Кротков

По теме: 29 "пилотов смерти": https://www.svoboda.org/a/28888922.html

 

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика