Бри́сбен. "Трепещущая душа" в Галерее современного искусства

23.06.2022
Бри́сбен. "Трепещущая душа" в Галерее современного искусства

Daring and necessary exhibition shows what Australian art is missing

Смелая и необходимая выставка показывает, чего не хватает австралийскому искусству

Обзор


Тихару Шиота: "Трепещущая душа" в Галерее современного искусства Брисбена - смелая, но необходимая выставка для австралийского художественного музея.

Смелая, потому что местная публика настолько привыкла к диете “шедевральных” шоу, что трудно представить, как они стекаются посмотреть на работу современного японского художника, чье имя будет незнакомо большинству людей. Необходимо, потому что это именно тот вид шоу, который должны принять наши учреждения, если мы хотим освободиться от наших популистских привычек и взять на себя обязательство показывать самое лучшее искусство из любого места и в любое время.

Художественная галерея Квинсленда заслуживает похвалы за то, что взялась за проект, который является не просто прыжком в неизвестность с точки зрения количества зрителей, но и выставкой необычайной сложности, требующей недель напряженного труда. Если эти усилия и будут вознаграждены, то только благодаря сарафанному радио, которое, несомненно, будет сильным.

Этот обзор карьеры был составлен Мами Катаокой для Художественного музея Мори, Токио, в 2019 году. В следующем году она должна была отправиться в Квинсленд, но была отложена из-за пандемии. После Брисбена она продолжит распространяться в Азии, свидетельствуя о растущей репутации художника.




Инсталляция Тихару Шиоты "В тишине" (сожженное пианино, сожженные стулья) в галерее ГОМА.

Шиота родилась в Осаке в 1972 году и с раннего детства хотела стать художницей. Это привело бы к отчуждению от ее отца, который считал, что девочки должны довольствоваться ролью жен и матерей. Она изучала искусство в Киото, затем в Австралии, где в 1993-94 годах провела два года в Австралийском национальном университете. Именно в Канберре Шиота перестала рисовать и начала экспериментировать с инсталляцией, в том числе со струнной композицией, которая предвещала ту работу, благодаря которой она с тех пор стала известной.

На открытии выставки в ГОМЕ отпраздновали пребывание художницы в Канберре, но, похоже, это была одинокая, несчастливая интерлюдия в ее жизни. Преисполненная решимости увидеть всю Австралию, Шиота отправилась на автобусе в Улуру, Перт, Брум, Дарвин и Кэрнс. Ее путешествия раскрывают методичный, одержимый аспект ее личности, который расцветет в полную силу, когда она переедет в Германию в 1997 году. Этот период начался с глубокой ошибки, так как она думала, что будет учиться у польского скульптора Магдалены Абаканович. Вместо этого она оказалась под каблуком Марины Абрамович, крестной матери перформанса, известной тем, что заставляла своих подопечных проходить через самые изнурительные учебные лагеря.

Шиота, которая никогда ничего не делала наполовину, взяла на себя все ограничения Абрамовича, создавая работы, в которых она каталась голой перед импровизированной пещерой и совершала ежедневные поездки на поезде на скотобойню, чтобы собрать челюсти 180 голов крупного рогатого скота, которые она расставляла вокруг илистого пруда, изиз-за чего она превратилась в монстра кино. Некоторые задаются вопросом, могла ли студенческая работа Шиоты вдохновить Абрамовича на создание картины "Балканское барокко" (1997), в которой она была обнаружена на Венецианской биеннале в ответ на войну в Боснии.

 



Неопределенное путешествие Тихару Шиоты.


Шиота сделала себе имя своими экстремальными выступлениями, но они были не более чем интерлюдией в ее карьере, а в ретроспективе, возможно, даже отвлекали. Она осталась в Германии и теперь провела большую часть своей жизни в Берлине. Она была неизвестной величиной в Японии до 1999 года, когда она украла выставку на 1-й Йокогамской триеннале, с инсталляцией, названной в честь этого. Она состояла из семи грязных платьев, каждое высотой семь метров, пропитанных водой, которая никогда не делала их чище.

После этого она появляется на этой выставке только в фотографической форме, но выглядит потрясающе. С этого момента Шиота была востребованным художником. С 2005-2018 годов она участвовала не менее чем в 300 выставках, еще 27 запланированы на этот год. "Трепещущая душа" - крупнейшая в истории выставка ее работ.

Ее фирменный материал - ярко-красная шерстяная нить, используемая для создания плотной паутины, в которой предметы окутаны или подвешены. Можно рассматривать это как расширенную вариацию на тему инсталляции Марселя Дюшана 1942 года "Бечевка", в которой выставка сюрреалистов была опутана сотнями метров бечевки. Шиота взяла зародыш идеи и превратила ее в обширную работу. Уже в этой стране в Художественной галерее Южной Австралии есть инсталляция размером с комнату под названием "Воплощенное отсутствие", а Хобарт - дом ключа в руке, гигантская работа, которую Шиота сделала для японского павильона на Венецианской биеннале 2015 года. Инсталляция, включающая 180 000 ключей, была приобретена тасманийским коллекционером Пенни Клайв.




Маленькие воспоминания Тихару Шиоты.


Шиота наполнила похожий на пещеру центральный коридор Гомы работой под названием Uncertain journey (2016-), в которой потоки красных нитей поднимаются вверх от тонких металлических каркасов лодок. Прогуливаясь по инсталляции, красное заполняет наше поле зрения. Это наводит на мысль о крови или огне. Кажется, что лодки вспыхнули холодным пламенем, возможно, как метафора души, покидающей тело.

Нити Шиоты – красные, черные, а в последнее время и белые – вызывают множество ассоциаций. Они подобны паутине, нервам и артериям тела или, возможно, кибернетическим сетям, которые передают информацию по всей планете. Когда произведение устанавливается в другом пространстве, оно интерпретируется немного по-другому, как музыкальное произведение.




Вопрос перспективы.


Инсталляция "В тишине" представляет собой обгоревшее пианино среди плотной сетки черных струн. Вдохновением послужило детское воспоминание о том, как мебель соседей была выброшена на улицу после того, как их дом загорелся. Мотив наводит на мысль о музыке, которая была остановлена и заглушена, а ряды обгоревших стульев заставляют аудиторию погрузиться в эквивалентную тишину. Как и многие работы Шиоты, тень смерти повсюду. 

Шиота создавала работы о смерти, когда ей было еще за двадцать, но она получила дополнительный импульс в 2005 году, когда у нее диагностировали рак яичников. Она преодолела болезнь и смогла стать матерью, но болезнь вернется в более сильной форме в 2017 году. Она получила плохие новости от своего врача на следующий день после того, как ее пригласили создать эту обзорную выставку в Мори. "Трепещущая душа" была ее личным выбором названия.

В течение следующего года, когда она перенесла операцию и химиотерапию, Шиота предлагала работы, которые Мами Катаока отвергла. Куратор справедливо, я полагаю, утверждал, что 25-летняя работа не должна быть суммирована или подавлена фотографиями художника, сбрасывающего волосы, или сумками для химиотерапии, оснащенными мерцающими рождественскими огнями. Последним успешным гамбитом Шиоты стала работа под названием "Из моего тела" (2019), в которой листы красной ткани свободно переплетаются над набором бронзовых частей тела. Конфронтационный аспект ее ранних идей смягчился в более косвенную, поэтическую форму.

Новый заказ размером с комнату для художественной галереи Квинсленда "Вопрос перспективы" посвящен тайне художественного вдохновения. В нем есть письменный стол, с которого поднимаются и застывают в воздухе листки чистой бумаги. Мы смотрим на работу через занавес из черных нитей, который создает слегка стробоскопический эффект, когда мы двигаемся.

У меня нет места, чтобы обсуждать другие инсталляции Шиоты или ее впечатляющие декорации для театра и оперы, включая три произведения Вагнера! Ее озабоченность смертностью остается неизменной от начала до конца, хотя она принимает множество форм. Заключительная часть - серия видеоинтервью с детьми из Берлина и Брисбена, в которых они рассказывают о своих впечатлениях о душе. Некоторые ответы демонстрируют поразительную глубину. 

В конце концов, становится ясно, что мы столкнулись с навязчивой личностью, для которой творчество - это не выбор, а необходимость. Жизнь, смерть, детство, одиночество, путешествия, тоска по дому, любовь, болезнь, экстаз и печаль… все человеческое существование заключено в этой выставке. Самый захватывающий аспект - это то, как Шиота справляется с невозможным подвигом сочетания высокой театральности с чувством интимности. Ее струнные инсталляции ослепляют наши глаза, но в то же время предлагают убежище, как если бы мы были заключены в гнездо. Эти масштабные работы глубоко личностны в лучшем смысле этого слова - не торжество эго, а приглашение каждому зрителю распознать те же знаки и предзнаменования на своем жизненном пути.

"Тихару Шиота: трепещет душа" находится в Галерее современного искусства, Брисбен, до 3 октября.

Джон Макдональд был гостем Художественной галереи Квинсленда. 

Джон Макдональд - художественный критик газеты Sydney Morning Herald.




                                                                                  


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика