Тщеславие тщеславия, все тщеславие! Художники в стиле барокко любили напоминать о хрупкости жизни… Что также является основой его драгоценности. Этот жанр, модный в семнадцатом веке, возродился в современном искусстве. А его традиционные символы (череп, песочные часы и тюльпаны...) - это пыль.
Обезглавленные кролики, черепа, острые ножи… Что, если эти жуткие узоры, которые художники в стиле барокко поместили в свои натюрморты, на самом деле были изображениями торжества жизни? А мыльные пузыри, бабочки и другие букеты тюльпанов-знаки для тех же художников приближающейся смерти? Такова амбивалентность "суеты", этих аллегорических представлений о быстротечности нашего существования…
Эта тема была особенно популярна среди европейских художников в период с пятнадцатого по семнадцатый века, когда эпидемии чумы уничтожили население. Изображая наши игривые или легкомысленные действия, эти сцены служили памятным знаком для тех, кто их созерцал : осторожно, помни, что ты умрешь! ... и наслаждайся, пока есть время.
Эта иконографическая традиция, наделенная чистой символикой, развивалась с течением времени, вновь приобретенная художниками, которые придавали ее атрибутам разное эхо в зависимости от эпохи. Таким образом, если мы должны помнить о бессмысленности человеческой жизни, то для художников XX века это уже не обязательно должно быть по моральным и религиозным причинам, а для того, чтобы подчеркнуть абсурдное состояние, выявленное современной войной, обществом потребления или просто любовным чувством. Именно этот репертуар образов, образных и символических, в настоящее время выставляет Лионский Музей изящных искусств в центре внимания на выставке "за смерть, за жизнь ! Суета вчерашнего и сегодняшнего дня". Благодаря подборке из 150 тщеславий, относящихся к современному искусству пятнадцатого века, она раскрывает эволюцию этого художественного топоса, отмечая как ненадежность, так и красоту существования. В нескольких избранных работах давайте рассмотрим основные темы тщеславия : краткость жизни, напрасные удовольствия, молодость и любовь или падаль животного как зеркало нашего состояния.
Тщеславие и их культовые мотивы
Странно, что тщеславие выражает одновременно представление о том, что является тщетным или ненадежным, и является формой легкомысленного легкомыслия или даже чрезмерной гордости человека. Короче говоря, как указывает этимология этого термина, тщеславие-это то, что "наполнено пустотой". К этому добавился духовный или экзистенциальный оттенок : смерть-это неизбежное наказание мира, в котором наша жизнь, поверхностная, носит временный характер. Есть о чем беспокоиться ! Поэтому тщеславие, часто с иронией, предлагает нам альтернативу: отказ от мирских удовольствий, которые считаются иллюзорными, или принятие, если не радостное, то, по крайней мере, медитативное, этого состояния всего человечества.
Великая классика курсов по истории искусств, понимание символики этого типа полотен - это почти игра. Если тема тщеславия существует с древних времен и развилась благодаря среднеземным фрескам с жуткими танцами и сценами триумфов смерти, то в Голландии в семнадцатом веке были созданы традиции живописного жанра. Отвергнув масштабное религиозное искусство, кальвинистская буржуазия внесла свой вклад в секуляризацию живописи : нравственное послание тщеславия, больше вдохновленное книгами с эмблемами, чем религиозными сценами, и согласующееся с иконографическими принципами Реформации, таким образом, было адресовано как большинству верующих, так и неверующим.
По словам шведского историка искусства Ингвара Бергстрема (голландская картина натюрморта в семнадцатом веке, Фабер и Фабер, 1956), этот живописный жанр можно разделить на три категории. Первая из них, заполненная книгами, драгоценностями и графинами с вином, упоминает "тщеславие земных благ", тех, кого ищут путем накопления знаний, завоевания власти или наслаждений. Второе относится к "преходящему характеру человеческой жизни" и отличается фигурированием скелетов, песочных часов, потухших свечей или увядших цветов. Наконец, последняя категория относится к "символы Воскресения", изображенные на крестах, колосьях пшеницы или лавровых венках. Мы находим их, по-разному интерпретированные, на полотнах ниже.
Мимолетность существования в образе мыльного пузыря
Этот холст, трезво названный тщеславием и написанный примерно в 1650 году французским портретистом Симоном Ренаром де Сент-Андре (из которых в основном использовались тщеславия), объединяет элементы каждой из категорий, подробно описанных Ингваром Бергстремом. В центре композиции - череп, увенчанный лавровым листом. Здесь нужно увидеть смерть и память о земных славах, что подтверждается потомками произведений искусства, также изображенных на холсте с помощью музыкальных инструментов и стихов поэта Ронсара. Почетное, но скудное утешение : светящийся фитиль, справа, скоро поглотит оба конца струны, пустое сколотое стекло в любой момент может разбиться о землю, в то время как красная восковая печать обнажает скелет, предвещающий наше будущее появление…
Разве мыльные пузыри, нежные и идеально круглые, не приносят ли они нам немного радости, легкости ? Пусть мы не ошибаемся, их красота едва скрывает человеческую уязвимость, которую она воплощает. Ut pictura poesis, они переводят латинскую формулу "Это homo bulla" (человек-пузырь), которая посвящает краткость земной жизни. Два столетия спустя Эдуард Мане повторит этот рисунок в своих мыльных пузырях, изображая своего 15-летнего сына, серьезно играющего в выдувание этих пузырьков с водой...