Все фото с сайта https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2021/04/03/127884/
В далеком 1945 году в нанайском селе Кондон провели большой поминальный ритуал, провожая в загробный мир души погибших на фронте односельчан. Художник Денис Самар представил картину, написанную по рассказу старожилов об этом событии.
Особое место в экспозиции занимает картина «Кэйнэ – большие поминки». На ней изображены жители нанайского села Кондон, которые проводят печальный обряд – проводы в загробный мир душ воинов, сложивших свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. Это торжественное и скорбное событие состоялся в июне 1945 года, а поведала о нем бабушка местной художницы Натальи Дигор.
- Старейшины решили сделать такой обряд, потому что тела погибших не были возвращены в родную землю, похоронены вдали от нее. Собралось все село, родные погибших принесли их вещи и сжигали в большом ритуальном костре, передавая их таким образом владельцам в загробный мир. Обряд совершали в нарядной национальной одежде, мужчины с родовыми копьями. Бабушка записала в тетрадку, как происходил обряд, но рассказала о нем только недавно. Моя мама обратилась к Денису с просьбой нарисовать картину об этом событии, и спасибо ему, что он это сделал, - рассказала Наталья Дигор.
Денис отметил, что работая над полотном «Большие поминки», чувствовал большую ответственность, потому что это «память народа». Нарисовал он только небольшую часть обряда, поскольку всех участников – их было около двух сотен – невозможно уместить в одной картине. Люди, изображенные на ней, срисованы с реальных, но лица, немного, как выразился художник, «видоизменены». Впрочем, некоторые были все же узнаваемы и даже присутствовали на открытии выставки.
Также в экспозиции выставлены портреты художника с супругой Натальей и их сыновей. Один из мальчиков, Аким, танцевал на церемонии открытия в составе ансамбля «Гивана», и среди экспонатов также можно увидеть портрет руководителя ансамбля Татьяны Киле, и ее подопечных, запечатленных в танце с бубнами.
Еще одна крупная работа на юбилейной выставке – триптих «Атрибуты шамана». Здесь изображены предметы из коллекции музея – обрядовый бубен, пояс, сэвэн Панё, символизирующий вместилище души умершего человека. Эти картины были созданы по просьбе писательницы Екатерины Самар, для ее книги «Под сенью родового древа», о древнем роде Самар.
- Екатерине Дмитриевне нужны были именно иллюстрации, а не фотографии, потому что понадобилась более точная детализация элементов. Я решил сделать это в графической манере, акрил для меня материал не совсем подходящий, были трудности, но работа выполнена, - поделился художник.
Несколько триптихов вырезаны из бересты – например, «Птицы Приамурья», «Земля Амурского дракона», «Священные места рода Самар». Триптих из рыбьей кожи посвящен рыбам Амура – художник вырезал узоры в виде сазанов, осетров, кеты.
Посмотреть на творческие работы Дениса Самара в рамках выставки «Наследие» в музее изобразительных искусств можно до 2 мая.
Напомним, епископ Амурский и Чегдомынский стал экскурсоводом на музейной выставке богородичных икон. Владыка рассказал гостям об истории иконописи на примере отдельных экспонатов.
Светлана Шерстобитова, новости Комсомольска на dvnovosti.ru
По теме
Персональная выставка Дениса Самара "Наследие" в Комсомольске-на-Амуре https://www.dvhab.ru/afisha/komsomolsk/event/142148
Выставку Дениса Самар «Наследие» можно посетить до 2 мая http://www.komcity.ru/news/?id=40913
Персональная выставка члена Союза художников России Дениса Самара «Земля Амурского Дракона» в Музее изобразительных искусств https://www.kmscity.ru/assets/activity/culture/2016/samar.pdf