Фото с сайта https://newizv.ru/news/culture/25-04-2020/vladimir-salimon-chelovek-litsom-k-litsu-vstrechaetsya-pod...
Недавно из печати вышел новый сборник стихов Владимира Салимона «Островитянин», предуведомлением о котором послужила одноименная, замечательная подборка стихов поэта в журнале «Новый мир».
Сергей Алиханов
Владимир Салимон родился в 1952 году в Москве. Окончил Московский педагогический государственный университет.
Стихи публиковались в журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Волга», «Континент», «Арион», «Вестник Европы», «Дружба народов», «Зарубежные записки», «Интерпоэзия», «Новый журнал».
Автор поэтических сборников: «Городок», ,«Страстная неделя», «Брилльянтовый и золотой», «Раз и навсегда», «За наше счастливое детство», «Чудесным происшествиям свидетель», «Места для игр и развлечений», «Рогатые зайцы», «За лицевою стороной пейзажа», «Ночь поменяла цвет», «На живую нитку», «Месяц в деревне», « Прохождение точки росы», «Любовь к пересеченной местности», «Право на молчание», «Среди оврагов и холмов».
Творчество отмечено премиями журналов: «Золотой век», «Октябрь», «Арион», лауреат премий: Римской Академии имени Антоньетты Драга, «Романской академии», «Московский счет», «Новой Пушкинской премии», «Венец».
Член Союза писателей Москвы, Русского ПЕН-центра.
Мастер поэтических обобщений, Владимир Салимон тонкий наблюдатель поведенческих и социальных особенностей — по крайней мере уже двух поколений. Поэт — свидетель социальных изменений, и связанных с ними метаморфоз рутинной среды бытования. Он создает краткие хроники, основанные на текущей бессобытийности жизни. И все вроде бы давно привычное и уху, и глазу. И столь же обыденно изложенное в нарочито приземленных строфах по прочтении — в сознании читателя — вдруг преобразуется во вдохновляющее ощущение, и перцепция вдруг кардинально изменяется!
Поэтические образы при всей пастельности текстов необъяснимо обретают в душе читателя сильнейшие внутренние отзвуки - цепляют, остаются в памяти, и спустя весьма короткие время, стихи становятся в высшей степени необходимы:
Вели себя, как заговорщики:
оглядывались, озирались.
Хотя мы не были притворщики,
мы бесконечно притворялись.
По молодости лет особенно
валяешь дурака охотно,
но вдруг – окалина, оскомина.
Все кончилось бесповоротно...
Бытовизмы используются поэтом в качестве тропа. В обыденности вдруг появляется аллегорический смысл, и возникают многозначные символы! Социальные мелочи, в точных психологических зарисовках поэта, вдруг обретают художественность высокого искусства:
Толку мало быть упрямым,
нужно очень жизнь любить,
чтобы в шкаф, набитый хламом
всяким,
дверцы растворить.
У меня перед глазами
промелькнула жизнь моя –
ворох брюк, рубах с носками
и постельного белья...
Возникает многоуровневая просодия смыслов, звучаний, контекстов и даже не очевидностей. И этот ряд имманентно присущих поэзии Салимона семантических свойств — совершенно неисчерпаем, хотя чаще всего — конечно, грустен:
Расстоянье быстро сокращается,
и с неотвратимостью тупой
человек лицом к лицу встречается
под конец пути с самим собой.
Узнаем себя мы не по голосу,
не по взгляду воспаленных глаз,
но пшеницу ото ржи по колосу
отличать учили с детства нас…
Замечательный юбилейный Творческий вечер поэта прошел в Булгаковском доме -
видео-фильм - https://youtu.be/vIH95aq6pss
Статьями и отзывами о творчестве Владимира Салимона и дружескими отзывами полны и журналы, и сетевые ресурсы.
Алла Марченко, выдающийся критик и литературовед, подчеркивает: «…невнятно осторожное отношение и критики, и читателей к Салимону объясняется тем, что коротенькие его стихи и обескураживающе безыскусны, и почти вызывающе сложны. И для восприятия. И для истолкования… я вовсе не хочу сказать, что Салимон тем лишь и интересен, что пытается уловить в словесные сети то, чему на словесном языке имени нет и в обозримом будущем не предвидится. К его текстам, на мой взгляд, почти приложима максима Твардовского: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». Почти — потому, что и по строчечной сути, и по качеству «выделки» они остаются салимоновскими, отмеченными особенностями, никому, кроме него, не принадлежащими. Ересь простоты (наивный реализм) и ересь сложности (сюрреализм) образуют и здесь не смесь, а сплав… для Салимона четкой границы меж лицом и изнанкой нет....
И тем не менее: обратная сторона художнически освоенного им пространства сильно отличается от лицевой его стороны. И отличается не степенью благообразия (или его отсутствия), а прежде всего тем, что каждый, кто оказывается здесь, в зафасадье, сразу же ощущает излучение какой-то фатальной... силы… Воистину: в поэзии все решает «чуть-чуть…».
Алексей Алехин. поэт, критик и эссеист, бессменный Главный редактор журнала «Арион» определяет: «Владимир Салимон писал превосходные стихи и в 80-х, и в 90-х. Но именно в двухтысячные – представляется мне – они стали едва ли не самым значительным явлением нашей поэзии.
Стихи Владимира Салимона даже среди собратьев по цеху не все понимают. Слишком уж просты на поверхностный взгляд и слишком мудрёны, если вчитаться... Стихи Салимона безукоризненны.
Поэт выражает свое восприятие эпохи. Причем такое, что сама-то она, заглянув в это зеркало, иной раз вряд ли б себя узнала. …пишет Салимон ...как бы с нуля. Как если б русская поэзия возникала прямо сейчас. Из того языка, которым мы все пользуемся, но не догадывались, что он – стихи. В этом обращении к поэтически скупому, отсекшему лишнее, но обеспеченному подлинным впечатлением и чувством высказыванию он не одинок. Отказ от многословия в пользу предельной ясности, почти осязаемости переживания...».
Прозаик и эссеист Игорь Клех — написал: «Салимон сделался поэтом для тех, кто уцелел посреди обломков прежней жизни и научился с этим жить. Оговорюсь: фактически, катаклизм 90-х годов не сделал ничего иного, кроме как обнажил катастрофическую природу времени… Салимон — поэт на редкость органичный, его поэзия жива, по-новому зазвучала, волнует и врачует... у Салимона, очень русские, даже руссацкие, и очень «московские» стихи. И отнюдь не за счет каких-то наружных характеристик — будь то характерный говорок, расхожие фразеологизмы, узнаваемые реалии и позолоченные отсветы, — а по самому своему строю, по внутренней свободе и срезанным напрямик дорожкам, по меткости реакций и смекалистости...
Поэт добывает квинтэссенцию практического смысла существования в такой форме, которой можно делиться — заочно, в том числе — с другими...».
Евгений Попов - писатель, эссеист, Вице-президент Русского ПЕН- центра, делится: «То, что я знаком с поэтом Владимиром Салимоном и он вот уже много лет является моим близким другом Володей, я отношу к числу редкостных удач, выпавших мне в жизни.
Я рад, что он так много написал и еще больше пишет. Пишет в отличие от многих его коллег, да и меня самого, КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И пишет – вот что еще более удивительно – качественно. Изрядное количество книжек, журнальных публикаций есть весомый знак его важного присутствия в нынешней поэзии, как бы ни пытались замолчать сей неоспоримый факт…
Я рад, что мы практически ежедневно болтаем о всякой всячине по телефону, хотя и видимся относительно редко, у каждого свои заботы.
Я еще очень и очень многому рад, связанному с Владимиром Салимоном.
Да, это радость, радость, говорю я вам, что он вошел в мою жизнь, что мы вместе в этой нашей жизни, где потери следуют за потерями, а координаты и точки отсчета пляшут, как будто к компасу подкладывают с разных сторон железный топор, как в книге «Пятнадцатилетний капитан»! Всем своим существованием и стихами Владимир Салимон иллюстрирует те простые факты, что дух дышит, где хочет, что жизнь – вечна...».
Далее читайте по ссылке https://newizv.ru/news/culture/25-04-2020/vladimir-salimon-chelovek-litsom-k-litsu-vstrechaetsya-pod...
По теме: Владимир Салимон в "Новых Известиях" на "Яндекс-Новости".
https://alikhanov.livejournal.com/3059751.html