Ежегодно при приближении традиционных у осетин «Лауызгæнæн» – блинных поминок, возникает вопрос о дате их проведения. Начинаются споры.
И тут следует сказать, что увязывать данные поминальные дни народного календаря с христианским, даже при имеющихся параллелях, неверно. Оттого и путаница. Лауызгæнæн у предков осетин существовал еще с древних времен и высчитывается по Лунному календарю. В текущем году фыццаг Лауызгæнæн приходится в ночь с 20 на 21 марта, дыккаг Лауызгæнæн в ночь с 27 на 28 марта.
Считается, что весенние обычаи и обряды осетин тесно связаны с началом хозяйственного года и магией плодородия. При этом, центральное место в ряду весенних календарных обрядов осетин занимал праздник «Лауызгæнæн» – своего рода блинные поминки у осетин (от тюркского Lаwas «круглый тонкий хлебец вроде блинов, лепёшка»). Предки осетин, вероятно держались того общего верования, что весеннее время было порою пробуждения и самих душ из недр земли, и пробуждения самой земли. Кроме блинов-лауызтæ в эти поминальные дни, а это обязательно постная пища, в первый Лауызгæнæнварили пшеничные зёрна «мæнæу», а во второй к ним добавлялись ещё кукурузные зёрна «нартхор». Объясняли это тем, что в загробном мире пока сеяли пшеницу, а потом кукурузу. Следовательно, «Лауызгæнæн» напрямую связан с аграрным культом. При этом есть понимание, что зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздать жизнь, умножая её. Семя – растение – семя составляет извечный круговорот, который свидетельствует о нескончаемости жизни.
Общеизвестно, что зёрна (кутья) составляют непременную принадлежность похоронного обряда и поминок. Зёрна в чаше ставятся у изголовья умершего, пока он находится дома. Для поминального стола также готовится кутья из цельных нераздробленных зёрен. Общеизвестно, что по представлению осетин душа покойника продолжает жить на том свете. Он, как и в земной жизни, нуждается в пище и одежде. Пасёт там своих быков, коров, которых ему зарезали во время поминок, пашет, сеет, собирает урожай, радуется, переживает. Осетины считали, что умершие проявляют большой интерес к судьбе живых родственников, оказывают влияние на их судьбу. Связывая напрямую урожайность с весенним циклом обрядов, а именно кормление умерших, осетины в точности старались выполнить все обряды. Ещё в начале ХХ в. у осетин твёрдо держалось поверье в том, что на период «Лауызгæнæн» мёртвые посещают родной дом.
Соответственно этот обряд включал три последовательных этапа: встречу душ умерших, их чествование и проводы. Еда на этот период готовилась исключительно постная. Главным в перечне поминальных кушаний были «лауызтæ» – блины, которые готовились из муки и воды, без соли, в форме круглых лепёшек. Готовые лепёшки обмакивались в чесночном соусе «нурыдзæхтон». В народе по настоящее время существует мнение, что на том свете «лауызтæ» пользуются большим почётом. Поэтому каждая семья готовилась особенно тщательно.
Готовилось семь видов еды. Варили брагу, кутью, фасоль, дзæрна (пшеницу), лауызтæ-блины, различные похлёбки из трав. При этом на фасоль и пшеницу клали немного золы, чтобы еду не спутали на том свете.
Каждая семья готовилась к этому периоду тщательно, каждый старался встретить его в чистоте и опрятности. Подметается и убирается как двор, так и всё внутри дома; двери все оставляли растворёнными настежь. К закату солнца (в пятницу вечером) должны быть готовы кушанья и напитки.
С заходом солнца в пятницу, по народному поверью, усопшие свободны. Новыепокойники остаются охранять место, старые же, т.е. умершие не в истекшем году, сажают детей на деревья, а сами идут в дом к родным (живым). Никто не должен в продолжение этого действа производить сотрясения (толочь что-либо или делать сильные удары, могущие производить сотрясение земли), не то могут попадать с деревьев дети (умершие).
В первый Лауызгæнæнготовили еду так, чтобы за стол сесть рано, до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. «Старые» мёртвые отправляются в далёкий путь («стæры» – охота) за добычею дзыджыда(какое-то вещество, которое мёртвые выкапывают в далёкой стране и питались им целый год). («Терские ведомости», 1892, №31 стр. 2-3).
По мнению старших, усопшие выходили также в поисках за давон (скъуда) или искали зерно – «нæмыг». В чьем доме умерший находил зерно, в том году умирал кто-то из родственников. Поэтому, когда ели кутью из пшеницы, то из рук не должно было упасть ни одно зёрнышко: «Не кидайте их, – говорили старшие, – иначе их найдут покойники». А когда в Лауызгæнæн напутствовали в путь умерших, то говорили им пожелание: «Фæндараст ут, фæлæ уæ къухы цы ницы бафта, афтæ раздæхут». – «Счастливого пути, но, чтобы вам ничего не досталось и чтобы ни с чем вернулись». Лауызгæнæн и по сей день обязателен в каждом осетинском доме.
При втором Лауызгæнæн ужин бывал тот же, только добавляли кукурузные зёрна и садились поздно, так как умершие бывают уставшие. В одном из вариантов приготовления – кукурузу дробили, отделяли шелуху и варили жидкую похлёбку. Жарили также кукурузные зёрна – цæкуытæ,предназначенные «для куриц мёртвых» – «мæрдты кæрчытæн». Пеклихъолоджынтæ – пироги из конского щавеля также «хъуындуы чъиритæ» – пироги, намазанные внутри солью. Из напитков готовили «къуымæл» – квас из кукурузной муки. Говорят, что вся благодать от кушаний и напитков (посвящённых умершим) уносится ими. «Те, у которых в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят к этому времени всего помногу, часть пищи женщины относят на кладбище. В дом же приглашаются мужчины, которые также, в свою очередь, приготовленные напитки и кушанья посвящают умершим» (Терские ведомости за 1892, №31). Зафиксированный нами материал не дает обычая посещения могил в более поздний период, хотя есть упоминания скачек во время лауызгæнæн.
В осетинском празднике «Лауызгæнæн» примечательным является не только выход, но и поход мёртвых, то есть они выходят целенаправленно в поисках корней, трав, зёрен и, соответственно, влияют на жизнь людей, мало того, своим приходом некоторые уносят чью-то жизнь (если находят зерно), но, тем не менее, живые их почитают и принимают всё как должное. К слову, аналогичное явление выхода душ из царства мёртвых наблюдается в греческих и китайских верованиях. Кроме того, одним из поминальных кушаний и на Руси были блины.
Древний обряд поминовения усопших имеет целью задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь. И то, что издревле он приходится на время весеннего равноденствия – середину весны, когда происходит обновление природы, надо полагать, не случайно.
Аза Кокоева,
кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ, этнолог
Газета Республика
По теме: Лауызгæнæн – блинные поминки у осетин
http://respublikarso.org/culture/1579-lauyzg230n230n-blinnye-pominki-u-osetin.html