Плакальщицы и вопленицы: Кто они и зачем нужны сегодня

14.02.2019
Плакальщицы и вопленицы: Кто они и зачем нужны сегодня
Фото с сайта  https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/241151-mourners



ТЕМА СМЕРТИ ОСТАЁТСЯ ТАКИМ МОЩНЫМ КУЛЬТУРНЫМ табу, что интерес к ней продолжают считать «нездоровым», а саму её — слишком «мрачной», чтобы обсуждать всерьёз. При этом смерть — одна из немногих сфер, где по-прежнему живы традиции, например православный обычай устраивать похороны на третий день и поминки на девятый и сороковой день после смерти. Один из обычаев — нанимать плакальщиц, специальных людей, которые должны горевать о покойном, — постепенно уходит в прошлое. Мы решили разобраться, как менялась эта традиция со временем и что это занятие может значить для понимания похорон и культуры скорби.


История вопроса

Традиция звать на похороны людей специально для того, чтобы они горевали по покойному, берёт начало ещё в древности. Например, в Древнем Египте, где похоронные практики играли большую роль, образ плакальщицы связывали с горюющей по Осирису Изидой. Для похорон нанимали специальных плакальщиц (по другим версиям, это могли быть местные женщины, знакомые с покойным, но не родственницы, просто решившие присоединиться к процессии) — две из них выступали от имени богинь Изиды и Нефтиды. Плакальщицы несли цветы, еду и масла; некоторые могли нести мебель и одежду, которые должны были оставить в гробнице. В Ассирии было принято бурно выражать скорбь по умершим: рыдали и посыпали голову пеплом не только члены семьи, но и плакальщицы, которые открывали похоронное шествие вместе с музыкантами.

Похоронные обряды с музыкой и надгробным пением существовали также в Древней Греции и Риме. Например, описывая похороны Гектора в «Илиаде», Гомер упоминает певцов, которые исполняли погребальные песни, а женщины вторили им плачем. В книге Поля Гиро «Частная и общественная жизнь римлян» (сборник отрывков из сочинений историков и античных авторов) приводится описание похорон римского горожанина. На них была приглашена наёмная плакальщица из храма Венеры Либитины, исполнившая под звуки флейт и лиры «нении» — погребальные песни. В похоронной процессии также участвовали плакальщицы, возглавляла которых мать покойного с дочерьми и невесткой. Плакальщиц описывают так: «Платье их было в беспорядке, волосы распущены, они лили обильные слёзы и испускали крики отчаяния». Служанок, присоединившихся к процессии, профессиональная плакальщица обучала тому, как следует горевать по покойному.

Вопленицы в России

Православие исторически относилось к плачам на похоронах с недоверием — например, Иоанн Златоуст осуждал традицию приглашать на них плакальщиков, которая ассоциировалась с языческими обычаями. В христианском мире её место занимают церковные песнопения, обряд отпевания. Вместо чрезмерной скорби нужно молиться об упокоении души умершего — считается, что горе должно быть тихим и незаметным.

Тем не менее на Руси также были плакальщицы, пусть и не одобряемые церковью — их называли вопленицами. Это занятие было женским: женщины считались символическими хранительницами очага, ритуалов, практик, жизненных циклов — всё это ассоциировалось с землёй, дающей урожай и принимающей тела после смерти. Традиционные причитания назывались «причетной речью». В сборнике «Причитанья Северного края», составленном в конце девятнадцатого века этнографом Елпидифором Барсовым, собраны похоронные, надгробные и надмогильные причитания — стихи на смерть близкого человека с характерным ритмическим строем. Вот как, например, звучат строки из плача по умершей дочери: «Как солнышко за облачко теряется, / Так же дитятко от нас да укрывается; / Как светел месяц по утру закатается, / Как чиста звезда стерялась поднебесная, / Улетала моя белая лебёдушка / На иное безвестное живленьице!»

Хорошая вопленица должна была обладать даром слова, актёрскими способностями, иметь сильный голос. Призванных плакальщиц, которые славились талантом, приглашали из других деревень

Причитания передавались из уст в уста и различаются от области к области, от исполнительницы к исполнительнице. В книге Барсова стихи перемежаются ремарками вроде «по возвращении домой обращается к девицам и вопит…», «затем обращается к отцу», «выходя на середину избы». Получается, что вопленица не только была «рупором» для горя присутствующих и способствовала тому, чтобы «провести» умершего в мир мёртвых — она также выполняла роль распорядительницы ритуала, где у каждого было своё место и своя роль.

Хорошая вопленица должна была обладать даром слова, актёрскими способностями, иметь сильный голос — по словам фольклористки Светланы Адоньевой, в плачах используются особые дыхательные техники. Призванных плакальщиц, которые славились талантом, приглашали из других деревень — но, как отмечает Светлана Адоньева, денег за это не просили: занятие воспринималось как миссия, а не как работа. Впервые попричитав о ком-то из мёртвых, женщина как бы проходила инициацию, после которой могла решить, причитать ли только об умерших членах семьи или же стать известной плакальщицей, которую зовут на похороны соседей. Сегодня культура плакальщиц отмирает, хотя участники фольклорных экспедиций записывали плачи и в последние десятилетия.




Культура горя

В экранизации «Властелина колец» звучит плач по Гэндальфу, исполненный эльфами Лориэна. На деле волшебник не погиб и вернётся в белом, но эльфы и Братство кольца об этом пока не знают. «Что они поют о нём?» — спрашивает хоббит Мерри. «Я не могу передать это, — отвечает Леголас. — Боль моя ещё слишком остра». В ответ Мерри, который тоже хочет сказать своё слово, слагает простые и трогательные стихи о том, какие отличные Гэндальф запускал фейерверки. Всё это логично в мире Толкина, вдохновением для которого стали древние сказания и эпос.

Современным людям приходится куда сложнее. Традиционные ритуалы остались в прошлом, и светские городские жители оказываются практически беззащитны в самые тяжёлые моменты. На похоронах, кроме скорби и боли, люди часто ощущают неуверенность, неловкость и смущение из-за того, что не знают, как «нужно» себя вести и что делать с оглушающими чувствами.

Проявления негативных эмоций в современной культуре табуированы, но непрожитая боль остаётся внутри, из-за чего человек может сталкиваться с ней снова и снова. Традиции, связанные с похоронами, наоборот, помогают «легально» проживать боль, не стесняясь своих чувств. Согласно антропологу Брониславу Малиновскому, задача погребальных обрядов — снятие тревоги, которую закономерно вызывает смерть. С другой точки зрения, их задача ещё и в том, чтобы создавать тревожность, напоминая о неизбежности смерти и важности жизни.



Нередко молодые женщины уезжали на заработки в другие города и не успевали вернуться к похоронам родственника — для этих случаев семья нанимала плакальщицу, «замещающую» дочь

Возможно, именно поэтому в некоторых странах плакальщики и плакальщицы встречаются и сегодня. Например, женщины, профессионально занимающиеся этим в Гане, говорят, что помогают плакать родственникам, которые не в состоянии оплакать потерю самостоятельно. Этой работой занимаются вдовы, оплату они берут соответственно масштабу похорон.

Современные китайские плакальщицы и плакальщики — это скорее труппы артистов, которые не только поют, но и танцуют, театрализованно изображают горе, рыдая и простирая руки. Церемония строится таким образом, чтобы создать вначале мрачную атмосферу, которая помогает родственникам покойного выплеснуть горе, а затем утешить и успокоить их. Лю Джун-Лин, профессиональная плакальщица с Тайваня, где искусство причитаний сходит на нет, тоже считает, что помогает родственникам покойного осознать и прочувствовать потерю: «Когда умирает дорогой человек, ты испытываешь столько горя, что когда доходит до похорон, слёз не остаётся, — говорит она. — Как ты сможешь резко перестроиться и показать всю печаль, что испытываешь?» Традиция плакальщиц в стране связана с устройством общества: нередко молодые женщины уезжали на заработки в другие города и не успевали вернуться к похоронам родственника — для этих случаев семья нанимала плакальщицу, «замещающую» дочь. Работа Лю также больше напоминает театрализованное представление, но, по словам самой женщины, она каждый раз плачет по-настоящему и старается прочувствовать чужое горе.

В Японии существует сервис, который сложно отнести к традиционным практикам плакальщиков, хотя отчасти он им близок. Компания Ikemeso Danshi (в грубом переводе — «красивые плачущие мужчины») предлагает «терапию слезами», которая должна помочь женщине пережить развод. К пользовательницам сервиса приезжает мужчина, с которым они смотрят фильм, который должен помочь им расплакаться, прожить тяжёлые эмоции, а затем почувствовать себя легче.



Переживание утраты у всех происходит по-разному — здесь нет верных и неверных способов. Кому-то громкое оплакивание и даже молчаливые слёзы у гроба могут показаться неуместными, а кому-то, напротив, помогут

В других странах услуги плакальщиков становятся скорее символическими — они нужны не столько чтобы прожить горе, сколько для соблюдения формальностей. Например, британский сайт Rent A Mourner предлагает услуги актёров, которые изобразят гостей на похоронах и поминках, если организаторам зачем-то это необходимо. О слезах и катании по земле здесь речи не идёт — напротив, компания обещает прислать «сдержанных» людей, которые предварительно обсудят с родственниками умершего приемлемую стратегию поведения. Правда, те, кто занимаются этим профессионально, отмечают, что тоже помогают родственникам и близким покойного, пусть это и не совсем их задача — просто потому, что похороны подразумевают общение с другими людьми о тяжёлых событиях.

На «отчуждение похорон» и проблемы с современными прощальными ритуалами обращают внимание многие теоретики и практики death studies — наук о смерти. Похоронный эксперт и автор книг Кейтлин Даути основала «Орден хорошей смерти», цель которого — сформировать более открытое и спокойное отношение к смерти и помочь семьям организовать прощание, где они смогут быть лично вовлечены в процесс. В Москве недавно открылось Death Cafe (филиал «социальной франшизы», существующей как минимум в 65 странах), или «кафе смерти», на этих встречах все желающие могут обсудить тему.

Переживание утраты у всех происходит по-разному — здесь нет верных и неверных способов. Кому-то громкое оплакивание и даже молчаливые слёзы у гроба могут показаться неуместными, а кому-то, напротив, помогут. Разговор об исчезающей традиции похоронных плачей — повод подумать, как практики, помогающие пережить утрату, могут быть отстроены в современном мире. Главное, чтобы отношение к горю и к смерти в целом не оказывались в списке запретных тем. 

ФОТОГРАФИИ: Wikimedia (1, 2, 3, 4)loc (1, 2)    

 


ТЕКСТ: Алиса Загрядская



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика