С какой целью коряки садились на умерших

02.02.2019
С какой целью коряки садились на умерших

Фото с сайта https://cyrillitsa.ru/narody/78497-s-kakoy-celyu-koryaki-sadilis-na-umersh.html


Это странный для европейцев, реликтовый и весьма загадочный обряд до сих пор встречается у коряков в Верхнепареньском районе Магаданской области. Обряд погребения у коряков вообще весьма мало изучен антропологами, и некоторые обычаи были задокументированы современными учеными впервые только в XXI веке.

Обряд «присаживания» на покойника был описан историком и археологом Людмилой Николаевной Хаховской – сотрудником НИИ ДВО РАН, которая сама присутствовала на нём в 2011 году. Свои впечатления она изложила в статье «Погребальный обряд верхнепареньских коряков». Ритуал оказался настолько насыщенным, что зафиксировать все и сразу было сложно. Впрочем, известия об обычае перед выносом тела умершего человека из жилища присаживаться ему на грудь доходили еще до советских ученых, однако Хаховской удалось присутствовать на ритуале лично и убедиться воочию, что ритуал этот до сих пор жив.

Обряд «присаживания»

По словам археолога, все происходит перед непосредственным выносом тела из дома.
Тело умершей – старейшей в селе женщины, было одето в специальную похоронную одежду – гагали, а лицо покойной было по обычаю северных народов полностью скрыто от глаз присутствующих огромным капюшоном. Покойница лежала прямо на полу, головой к входу. Народу на похороны пришло много, но некоторые даже не заходили в дом, а другие приходили уже на обряд сожжения тела, который проходил в отдалении от жилья.

Ритуал начался с того, что две женщины, выполняющие роль «ворон» – вестников или проводников из мира мертвых, обвязали умершую по талии жгутом из трав; то же проделали с каждой рукой выше локтя, после чего начался обряд «присаживания».
Присутствующие в жилище двигались по часовой стрелке, и каждый из них должен был на несколько мгновений сесть на грудь покойнице верхом, лицом к лицу и при этом отведать ритуального блюда, которое называли на современный лад «салатом» и отведать его, запив чаем. Порция, предназначавшаяся самой покойной, стояла тут же, у её головы.

Первыми присаживались самые близкие родственники: сын, дочь, внуки, за ними – распорядитель похорон. Одни люди задерживались дольше, поедая «салат», другие делали это быстро. Сажали и маленьких детей, а младенцев при этом держали на руках.

Любопытно, что «присаживание» проделали все 30 человек, что были в жилище, кроме «ворон», причем, некоторые делали это не по одному разу, а некоторые – по три и даже по четыре раза – чаще всего повторно на грудь покойнице садились родственники.

При вставании, каждому человеку следовало переступить покойницу правой ногой.

Обряд «переступания»

После ритуала «присаживания» следовал ритуал «переступания» покойницы – двигаясь по кругу, все, кто был в доме, должны были переступить через тело умершей правой или левой ногой. Сопровождалось это выпиванием спиртного, а детям давали чай или морс.

При этом «вороны» присаживались с двух сторон от тела покойной, брали в свои руки руки покойницы и постукивали ими по ногам переступавших через нее, издавая звуки, схожие с вороньим карканьем.

После переступания тела каждый из присутствовавших должен был как бы оттолкнуть его ногой от себя. Когда переступание проделал последний из присутствующих, «вороны» переступили через тело сами, после чего начался вынос тела.
Местные дополнили ритуал рассказом, что в давние времена, каждый из родственников должен был сидеть на груди и покойного, пока все остальные не переступят через него, совершив полный круг. А «присаживание» по несколько раз означало, что родственник делал это за других людей, которые отсутствовали.

Прощание? Или удерживание?

Трудности у ученых вызвала интерпретация всего обряда в целом, поскольку традиция садиться на тела умерших родственников у других народов севера зафиксирована не была. Исключение составлял погонщик нарт у чукч, который отвозил тело умершего в тундру и при этом был вынужден садиться на ноги покойному, так как места для него в нартах не было, – на это в своей работе «Чукчи» указывал советский этнограф Владимир Германович Богораз. Но эта ситуация не имеет ритуального значения, она вынужденная.

Объяснить происходящее на корякских похоронах ученые смогли лишь после того, как «развели» части ритуалов по отдельности.

В одной из версий ученых предполагалось, что ритуал «присаживания» на грудь покойнику является древним актом прощания с ним. Это последняя трапеза, которую живой как бы разделяет с умершим сородичем.

Переступание же через умершего и ритуальное отталкивание ногой его тела – символизирует его отделение от мира живых и признание его мертвым. Руки покойника, которые как бы хватают в это время ноги переступающих символизируют его последнее прощание с живыми.

Если же принять во внимание, что раньше ритуальные действия были не совмещены, и один из родственников сидел на груди покойника, в то время как другие переступали через него и трапезничали, то картина вырисовывается совершенно иная.
В этом случае сидящий на покойнике предстает как человек, который удерживает его на месте, позволяя другим совершить ритуал совместной трапезы и отторжения умершего сородича от мира живых. Сидящий в этом случае предстает как бы охранником, удерживающим покойного на месте как потенциально опасное существо, который в сказках северных народов то и дело оживает и начинает преследовать живых. Чтобы такого не произошло до того момента, когда покойник не будет окончательно исторгнут из мира живых, его следует удерживать на месте.

Автор: Майя Новик 


Ушел из жизни близкий. Что делать?

4 Февраля 2017
Смотрите скоро полную версию на нашем сайте
8 Апреля 2016
Одним из главных событий Челябинской выставки, несомненно, стал конкурс на звание «Лучшего церемониймейстера», проведённый ООО «Некрополь» совместно с «Новосибирским учебным центром похоронного сервиса».
8 Апреля 2016
Круглый стол «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ».
24 Апреля 2019
В бесконечных русско-немецких переплетениях значительное место занимают лица духовного звания, священнослужители. Большинство из них — личности уникально интересные и глубокие. Изучение их биографий наполняет живым содержанием тезис о том, что русская церковь богата замечательными людьми. Таким человеком был протоиерей Иоанн Базаров — один из известных представителей Русской православной церкви, служивших за рубежом во второй половине Х1Х века.
24 Апреля 2019
Какие известные личности были там похоронены?
24 Апреля 2019
Рассказываем, что такое ВПР и как понять, что твой ребёнок на грани срыва
24 Апреля 2019
Парижское кладбище Пер-Лашез считается одним из самых посещаемых в мире. Здесь похоронено огромное количество знаменитых на весь мир людей. Однако, найти эти могилы довольно сложно из-за огромной площади кладбища и отсутствия официальной нормальной карты с gps-координатами.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика