Обычай венчания покойников у «русских немцев»: как он появился

27.01.2019
Обычай венчания покойников у «русских немцев»: как он появился

Фото с сайта https://cyrillitsa.ru/tradition/81817-obychay-venchaniya-pokoynikov-u-russki.html


Обычай венчать покойников пришел на территорию России из Германии и был распространен среди «русских» немцев Поволжья, о чем свидетельствуют труды советских ученых, а затем и среди немцев Сибири вплоть до конца XX века.

Этнографические экспедиции советских, а после – российских ученых, которые собирали материалы по похоронной обрядности немцев, проживающих в Алтайском крае, в Новосибирской и в Омской областях, выяснили, что этот обряд был распространен повсеместно и даже пользовался популярностью.

В самой Германии этот обряд именовался Totenhochzeit, что буквально переводится как «свадьба мертвых».

Фата, венец и свадебные цветы

Современный Totenhochzeit выражается в том, что умершую девицу хоронят как невесту, наряжая ее в белое платье, фату (Rosenkranz), свадебный венок – символ девственности, и давая ей в руки обязательный свадебный букет.

Умершего юношу наряжают как жениха – в темный, торжественный костюм, на который с левой стороны крепят специальный свадебный цветок – Strauss. Если по какой-то причине достать свадебную одежду невозможно, то хоронят в другой, но свадебные элементы – фата, букет и цветок жениха Strauss остаются всегда, какими бы не были тяжелыми времена.

При этом гроб юной девушки на похоронах должны были нести неженатые парни, а если хоронили юношу, то перед его гробом молоденькие девушки несли цветы или венки. Если умершая девушка должна была вот-вот стать невестой, то на похоронах пели печальные свадебные песни. Если хоронили ребенка – то пели детские песни и даже колыбельные.

Откуда же пришел этот странный погребальный обычай, и что он означает?

Жениться надо обязательно!

Историк Татьяна Борисовна Смирнова в статье «Обычай венчания покойников у немцев Сибири» указывает, что у ученых есть несколько версий происхождения этой традиции: некоторые придерживаются мнения, что обычай «венчать» умершего молодого человека: юношу или девушку, – связан прежде всего с тем, что жизнь неженатого человека в древнем мире считалась неполной. Человек был как бы обязан при жизни познать тайны брака и счастье рождения детей. Смерть воспринималась как переход к иной жизни, где молодой человек должен был «добрать» то, чего ему не хватило, что он не смог совершить в своей земной жизни. Неспособность жениться или выйти замуж считалась недостатком особенно среди меннонитов или баптистов.

Сами немцы, совершавшие такой обряд, объясняли свои мотивы, схоже с предположением ученых: что каждый человек еще до своей смерти должен вступить в брак. Если он не успел пройти через венчание, значит, он должен пройти через это хотя бы символически.

При этом возраст покойников на территории Сибири значения не имел – в свадебное платье одевали и умерших девочек, и почивших 30-летних незамужних женщин.

Все дело в язычестве

Разумеется, подобный обряд можно объяснить с точки зрения христианства: мол, умершая девственница теперь навсегда становится «христовой невестой», но как тогда объяснить костюм жениха на неженатом мужчине? Кроме того, протестантские церкви в самой Германии боролись с таким видом похорон, указывая, что это язычество! А значит к христианству этот обряд не относился.

Разгадка кроется в работах советского этнографа Евгения Георгиевича Кагарова, который изучал обычаи немцев в 1936 году. По его версии, которая укладывается в общепринятые научные нормы, обряд «венчания» покойников действительно уходит корнями в дремучее язычество.

Скорее всего он возник из представления древних людей об обязательности заключения брака на земле, при жизни и прошел несколько ступеней упрощения. В древние времена, если умирал юноша, то вместе с ним (ему в пару) убивали его невесту либо какую-то другую девушку. В противном случае суеверные язычники опасались, что покойник, «не добравший» своего в этом мире, может вернуться и начать вредить.

Затем стали просто венчать покойника с живой девушкой или выдавать скончавшуюся девицу замуж за живого парня. Но после повсеместного распространения христианства остался только обычай наряжать покойников в свадебные наряды, чтобы «им там было хорошо».

К слову сказать, обычай этот на территории России сохранился только у немцев, у славян он встречался редко и только в древности. Этнографы уверены, что заимствований у других народов в этом случае нет, ведь оторванные от родных земель «русские» немцы старались очень точно воспроизводить обряды своей страны.

Автор: Майя Новик Кириллица





Обычай венчания покойников у «русских немцев»: как он появился

Обряды погребения разных народов

4 Февраля 2017
Смотрите скоро полную версию на нашем сайте
8 Апреля 2016
Одним из главных событий Челябинской выставки, несомненно, стал конкурс на звание «Лучшего церемониймейстера», проведённый ООО «Некрополь» совместно с «Новосибирским учебным центром похоронного сервиса».
8 Апреля 2016
Круглый стол «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ».
21 Февраля 2019
Представители ОПС «Уралмаш» под вывеской муниципального предприятия зарабатывают на живых и мертвых екатеринбуржцах. Пикантность ситуации не исчерпывается грубым копированием названия и логотипа МУПа. Выяснилось, что администрация муниципального предприятия, хоть публично и осуждает клонирование, на деле аффилирована с этой коммерческой структурой. Как развивается противостояние городских похоронщиков и ОПС «Уралмаш», читайте в материале 66.RU.
21 Февраля 2019
В августе 1940-го его доставили в Освенцим. Его участь была, казалось бы, предопределена: умереть в концлагере от зверств эсэсовцев. Однако судьба приготовила этому узнику другую роль – стать свидетелем и документалистом тех страшных событий. Сын полячки и немца Вильгельм Брассе вошел в историю как фотограф Освенцима. Каково это – ежедневно фиксировать на фотопленку мучения таких же узников, как ты? О своих чувствах по этому поводу он потом не раз рассказывал…
20 Февраля 2019
Почему мы вообще умираем? Кто-то считает смерть эволюционным механизмом, кто-то ошибкой, а кто-то предостерегает от вмешательства в естественные процессы. Такие противоречия возникают в среде ученых-геронтологов, изучающих процессы старения и умирания и ищущих способы продления жизни. «Нож» поговорил с двумя известными геронтологами: один из них работает над созданием эликсира вечной жизни, а другой считает поиски бессмертия блажью.
20 Февраля 2019
Политик скончался в ночь на 20.02.2000 в Калининградской области. В Светлогорск он приехал 17.02 в рамках предвыборной кампании Владимира Путина, а через 2 дня —  умер в номере гостиницы «Русь».
20 Февраля 2019
Рассказываем про судьбы великих уральских артистов
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика