Похоронные обряды в Кыргызстане: от скорби до кормления духов

11.12.2018
Похоронные обряды в Кыргызстане: от скорби до кормления духов

Фото с сайта  https://rus.ozodi.org/a/29649378.html


Среди наиболее интересных традиций у разных народов особое место занимают похоронно-поминальные обряды.

Похоронные традиции кыргызов, как и других народов региона, гармонично сочетают в себе как исламские, так и доисламские верования, связанные в основном с тенгрианством, где помимо веры в безличного бога, признается культ матери природы, вера в жизненную силу и уважение к предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь.

«Уровень скорби зависит от возраста покойного»

«Кыргызы делят свою жизнь на радостные события и на горести, стараются быть готовым к любым изменениям и делают все возможное, чтобы не пропускать ни одно мероприятие, связанное с изменением в жизни их близких», рассказывает журналист из Кыргызстана Негмат Гиясов. По его словам, потеря жизни у кыргызов, как и у любого другого народа считается трагедией, но степень трагедии здесь зависит от возраста умершего. Если умирает старый, долго проживший человек, то его смерть больше воспринимается как благо.


Согласно древним традициям, когда умирает молодой человек, то через верхнее отверстие юрты выставляется флаг красного цвета, в случае гибели человека среднего возраста ставится флаг черного цвета, а если усопший является пожилым, то ему подобает белый флаг. Таким образом, дается знак гостям, которые собираются посетить похороны. Сейчас, по словам журналиста Гиясова, к этой традиции практически не прибегают. Вместо флага, на юрте просто ставится фотография покойника.

Захоронение через три дня после смерти

По традиции, тело обязательно переносят в юрту, где могут находиться только женщины, которые исполняют традицию оплакивания (специальные песни «кошок»).

Когда гости подходят к дому погибшего, мужчины идут впереди женщин, и начинают громко плакать, выражая свое горе по умершему. «На севере страны умершего человека оплакивают в юрте 3 дня перед захоронением, на юге, из-за большего влияния Ислама, тело хоронят в день его смерти», - говорит кыргызский историк Салайдин Иралиев. По его словам, первоначально тело задерживали для того, чтобы все родные успели приехать и попрощаться с ним, однако постепенно это вошло в традицию.



Согласно древним традициям, если умирает мужчина, то жена, когда оплакивает мужа, обычно расплетает свои волосы и одевает черную одежду. Собирать волосы ей разрешают только на седьмой или сороковой день. Однако сейчас, говорят, что эта традиция уже не соблюдается.

«Жертвоприношение как избавление от кары»

Весь ритуальный процесс состоит из нескольких этапов: начинается оповещением о смерти, затем происходит переодевание вдовы в траурный цвет и начинается прием гостей. Кстати, траурным цветом, по словам историка Амантура Жапарова, на юге является синий, а на севере - черный. После омовения покойника и оборачивания его в саван, происходят проводы умершего, которые заканчиваются процессом погребения.




Кроме того, широкое распространение имеет традиция раздачи личных вещей умершего человека. Если умирает женщина, то традиция также предполагает раздачи ткани размером 50 на 50 см. «Когда умирает человек, возраст которого выше пятидесяти, то это воспринимается как благо, его вещи раздаются, чтобы другие тоже прожили такую жизнь. Если погибает человек моложе пятидесяти, это считается кармой и вещи в данном случае не раздаются», - объясняет Гиясов.

Кормление духов запахом приготовленных блюд

Особое место в погребальном процессе занимает поминальная трапеза, которая начинается уже после похорон. Как говорит историк Амантур Жапаров, «по кыргызским традициям нужно обязательно резать скотину. Если на севере страны больше отдают предпочтение конине, то в южной части режут быка. В обоих случаях мясо отдается гостям, которые посещают похороны». Кроме того, накрывается стол с едой, сухофруктами, разными сладостями и борсоками, которые затем также раздаются всем тем, кто посещает дом покойника.

Нужно отметить, что в поминальной трапезе больше всего заложено уважение к культу предков. Несмотря на то, что этот процесс начинается и заканчивается чтением сур из Корана за упокой души погибшего, смысл традиции сводится к тому, чтобы накормить духов. Согласно поверьям, духи умерших предков покровительствуют оставшимся в живых родственникам, и они будут сытыми и довольными от устроенных в их честь трапез так как питаются запахом приготовленных блюд. «Считается, что если накормить духов, то это облегчает участь человека на том свете», объясняет историк Салайдин Иралиев.

Именно по этой причине, по словам историка, родственники умерших время от времени устраивают поминальные трапезы.

«Дети обычно откладывают деньги на похороны родителям»

В целом поминальный цикл у кыргызов состоит из «трехдневки» (учлугу), «семидневки» (жетилиги), «сорока дней» (кыркы) и «годовщины» (аш). Все эти моменты сопровождаются забиванием скота и приглашением многочисленных гостей. В последний день завершения траура (аза кийим которуу) родственники умершего снимают с себя вещи и сжигают их, оставляют перевернутыми все котлы, в которых готовилась еда, а изображение покойного отвозят на могилу. Только по окончанию всех обрядов семья может вернуться к обычной жизни.




«Основные расходы на похороны ложатся на плечи детей. Родители, обычно живут с самым младшим сыном, но когда дети понимают, что возраст родителей наступает, то они начинают откладывать определенную сумму и готовиться к этому дню», - поясняет Гиясов. Также, по его словам, в финансовом и моральном плане стараются помогать родственники супругов.

В древности, как пишут некоторые источники, неотъемлемой частью похорон у состоятельных кыргызов были конноспортивные состязания. Малые скачки устраивались в день похорон, а большие в день годовщины.

Все собеседники Радио Озоди отметили, что с увеличением количества практикующих верующих некоторые старинные традиции стали исчезать и люди больше обращают внимания на соответствие обрядов Исламу. «Например, в Чуйской области, даже в тех семьях, где не практикуют Ислам и придерживаются доисламских традиций кыргызов, обязательно появляется мулла, который объясняет как нужно правильно, с точки зрения Ислама, провожать усопшего», - отмечает Гиясов.

Вопрос запрета на проведение пышных свадеб и похорон не раз поднимался кыргызским депутатами. В 2011 году местные власти Узгенского района Ошской области за чрезмерно пышные торжества предлагали перенять опыт Таджикистана и ввести штрафные санкции на сумму от 500 до 1000 долларов. Однако соответствующий закон так и не был принят. В Таджикистане закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» по инициативе президента был принят еще в 2007 году. В конце 2009 года президент Эмомали Рахмон заявил, что благодаря ограничениям на торжества жители страны смогли сэкономить более миллиарда долларов.

Кроме того, в 2017 году Комитетом по делам религии совместно с Советом улемов Таджикистана и Центром исламоведения была опубликована брошюра, в котором определяется порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнования.

Под запретом согласно новым правилам оказались черный цвет одежды во время траура, громкие крики и рукоприкладство, привлечение плакальщиц и многое другое.

Автор Хурсанд Хуррамов      Радио Озоди

   



Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика