Фото с сайта https://burunen.ru/site/news?id=26397
«Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».
(Из преданий о жизни Итигэлова).
О неотвратимости судьбы
Истинный буддист всегда должен помнить о смерти, размышляя о том, что жизнь не продлится вечно. Еще Будда сказал, что: «Подобно тому, как подходит к концу тончайшая нить, вплетаемая в полотно, так же приходит к завершению и жизнь человека». Без этого человеку будет трудно воспользоваться преимуществами человеческой жизни, чтобы в полной мере постигнуть заложенный в ней великий смысл.
Осознание неотвратимости смерти даёт лучшее понимание драгоценности жизни, как возможности максимально реализовать себя и познать подлинное счастье. Размышления на тему бренности бытия дают и мощный стимул для духовных занятий и в конечном итоге могут определить судьбу человека. Процитирую Хамбо ламу Аюшеева: «Определение места ухода человека в следующую жизнь – это уже его личный выбор и результат всей его жизни».
Здесь он говорит не только о месте, но и о времени и способе перехода в иное состояние. Обычно смерть предваряет долгий процесс старения, который, фактически, начинается с момента рождения, а в обычном понимании с момента дряхления тела.
Ветер смерти
При этом есть большая разница между процессом старения религиозного человека и нерелигиозного. Верующий человек всегда, и в молодости, и в старости, накапливает добродетель и готовится к новой жизни. Возможно, это всего лишь иллюзия, но эта вера даёт силы не бояться грядущего. А атеисту, чтобы без страха смотреть в лицо смерти, нужно невероятное мужество, но именно реальный взгляд на вещи двигает вперёд всё человечество.
У бурят существует поверье, что у ног умирающего находится место ангела смерти, и поэтому в этом месте невозможно читать молитву. Но ламы говорят, что его место не обязательно у ног умирающего, однако, уверены, что в любом случае хозяин или владыка смерти Эрлиг хан поджидает и забирает с собой человека или целые группы людей – есть такие феномены. В хосписах - клиниках для безнадёжно больных - больные умирают часто группами. Проносится как будто какой-то мистический ветер, больные протягивают руки к врачу или сестре: «Я хочу ухватиться за вас», но мощная воронка засасывает всех, кто стоит на пороге смерти. И больные так и умирают, обняв врача... Существует ли ветер смерти? Скорее всего, весть о чьём-либо уходе доходит до других больных или они чувствуют это, их тоже затягивает на тот свет, и это и есть тот самый ветер. А значит, и смерть может быть заразительна, как и все проявления жизни.
Буддийская техника ухода
Как помочь человеку уйти в иной мир? Чтобы он мог спокойно и с достоинством сказать: «Здравствуй, смерть». Бурятские ламы достаточно подробно рассказывают об этом. Если умирает буддист, то на ухо ему нужно читать молитву, чтобы он искал прибежища в Трёх Драгоценностях: Будде, Учении и Сангхе. А не цеплялся к родителям, супругу или детям. Если буддист в жизни имел какое-либо божество в качестве покровителя, то в момент смерти он должен обращаться именно к нему. Желательно перед смертью использовать практику Бодхичитты.
Главное, умирающий не должен относиться к смерти, как к чему-то ужасному, ведь, покинув старое тело, он переродится в новом. И если у человека чистая совесть, он снова родится среди людей, в благом мире - наилучшем для накопления добродетелей. И тогда смерть может быть прекрасной, как продолжение жизни.
Путь к Пустоте
31 августа 2008 года группа бурятских лам эксгумировала останки Хамбо ламы Лубсан-Нимы Дармаева в Джидинском районе вблизи села Нижний Бургалтай. Его скелет находился в позе медитации, словно она не прерывалась полвека. Ламы сделали вывод - Дармаев пробился к Ясному Свету. В 1955 году во главе группы лам он втайне от властей вскрывал саркофаг с телом Итигэлова. Осмотрев его, Дармаев убедился в хорошей сохранности тела и вернул в саркофаг, засыпав бумхан крупными кусками природной соли.
В 1960 году Дармаев сам покинул этот мир во время медитации, перед этим дав наказ о кремации. Было начало лета. Момент его смерти ламы Иволгинского дацана определили по капле крови, которая вытекла из носа на двенадцатый день погружения в созерцание. В позе лотоса тело Дармаева положили в саркофаг - деревянный короб, который поместили в землю на его малой родине. Зарыли неглубоко, а через несколько лет над ним воздвигли субурган.
Вскрыли его через 48 лет. Скелет ламы находился в сидячем положении. На костях сохранились остатки мышц и кожи. Как говорят очевидцы, в момент подъёма тела в ясном небе зазвучали вдруг негромкие раскаты грома, и пролился теплый дождь.
Тело ламы могло остаться в полной сохранности, однако оно находилось в деревянном коробе всего в 50 сантиметрах от поверхности земли, не было обложено солью, а значит, подверглось нашествию насекомых и животных, было доступно разрушительному воздействию кислорода, температурных перепадов и влаги.
Скелет в позе лотоса
Случай Дармаева указывает путь к осмысленной жизни, к возможности с чувством внутреннего спокойствия уйти из мира. В этом контексте действия бурятских лам по эксгумации представляют не умозрительный интерес, это ключ к разрешению фундаментального для любого человека вопроса жизни и смерти, имеющий практический аспект.
Различные религиозные системы - каждая по-своему - примиряют людей с бренностью бытия, но в эпоху постмодернизма не имеющий Бога в душе современный человек оказался один на один перед лицом смерти. «Ну что нам делать с ужасом, который бегом времени однажды наречён?» - писала о бремени ожидания неизбежного Анна Ахматова.
Между тем бурятские ламы действительно обладают тайным знанием контролируемого способа перехода сознания в иное состояние или, по крайней мере, ухода из жизни с улыбкой на устах. Эффектной демонстрацией этого и является скелет Дармаева в позе лотоса.
Тайна перевоплощения
Традиция вознесения или сожжения останков Хамбо лам идет издавна. Предварительно тело должно вернуться в землю: «Из праха мы вышли и в прах вернёмся, когда умрём». Пепел костей, прошедших очистительный огонь, становится «драгоценностью из драгоценностей». Он может быть развеян благодатью над землёй и водами, в качестве святых мощей храниться в дацанах и субурганах. Пепел Дармаева разделили между его родовым Сартул-Булагским и построенным им Иволгинским дацанами.
Останки Хамбо ламы Шарапова сожгли в 1966 году. В 2009 году агинские ламы совершили обряд вознесения тела Хамбо ламы Гомбоева. Он ушёл из жизни в позе спящего льва - лёжа на боку, а его тело, по словам очевидцев, было в хорошей сохранности. В Агинском дацане это не первый прецедент, еще советский религиовед Г.Д. Нацов писал, что в 1911 году тело одного из лам, умершего в позе лотоса, покрыли глиной и поклонялись ему до тех пор, пока в 20-е годы большевики не уничтожили его. Другой, прямо противоположный случай произошёл в Баргузине, где знаменитый Соодэй лама погрузился на семь дней в самадхи, а затем исчез, растворив свое тело в лучезарном пространстве - Ясном Свете.
Все они сумели в момент смерти уйти в состояние глубокого созерцания Пустоты, когда становится возможным переместить сознание в лучшие перерождения или освободиться от круговорота Сансары или достигнуть высшего Просветления. Их духовный опыт интересен не столько сам по себе, а сколько степенью воздействия на умы людей как руководство к действию и посыл к самопознанию. Человеку легче пребывать в иллюзии вечности, как можно глубже спрятав правду жизни. Но это только до последней черты.
Люди, пережившие клиническую смерть, описывают свои ощущения как путешествие к ослепительному свету по туннелю, когда вся их предыдущая жизнь в считанные секунды проносится перед глазами. Буддисты верят, из снежного кома кармы выпадают только те, кто идёт наперекор силам судьбы - к Ясному Свету…
Фото из архива Александра МАХАЧКЕЕВА
Александр МАХАЧКЕЕВ