По вероучению ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предопределено Им и происходит по Его воле.
Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом - систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предполагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Аллах Всевышний сказал в Коране, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36). Каждый человек вкусит смерть... Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена Богу (Коран 29:56).
Мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина.
Автор статьи - имам Новосибирской соборной мечети Накип Шакирзянов. Он участник недавней выставки «Похоронный сервис 2007», проведенной в г. Новосибирске, где вместе с имамом Идрисом Галяутдином из Набережных Челнов они проводили обрядовый семинар «Мусульманские похороны». Предлагаем читателям журнала его рекомендации по мусульманскому обряду погребения.
НА СМЕРТНОМ ОДРЕ
Благочестивому мусульманину мысль о смерти не внушает страха, хотя размышления о ней грустны и печальны. Мусульмане знают, что они не в силах избрать день своей смерти, ибо он ведом только Богу, призывающему к себе им же созданные души. Жизнь является Божьим даром, и продолжительность той или иной жизни - Его благодеяние. Истинный мусульманин воспринимает все это как поклонение Аллаху, приветствуя возможность смерти словами «Амр Аллах» - «По повелению Твоему, о Господи».
Существуют, разумеется, люди, так уставшие от жизни своей, что они искренне молятся о ниспослании им смерти, но Бог ведает лучше, и этим людям предстоит жить дальше, невзирая на обиды и боль. Им следует научиться быть терпеливыми и стараться обретать веру там, где прежде царило сплошное отчаяние.
Прежде всего умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия).
Над умершим совершается обряд омовения (тахарат) и обмывания водой (гусул). Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфарой; чистой водой.
Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле (стороне, к которой мусульмане обращаются лицом при молитве). Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Порядок омовения известен Гассалу (омывающему). Затем производится обмывание. Лицо покойного и его руки по локоть моют три раза. Смачивают голову, уши и шею. Моют ноги по щиколотки. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый. Льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. Все это проделывается три раза. То же проделывают, положив покойного на правый бок. Запрещено класть покойного лицом вниз. Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз считается излишним. Мокрое тело покойного вытирают полотенцем, ароматизируют благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур...) лоб, ноздри, руки, ноги.
В омовении и обмывании участвуют не менее четырех человек. Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Маленьких детей разрешается обмывать вне зависимости от пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший - мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то производится только таяммум (омовение без использования воды).
САВАН (КАФАН)
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна, ситца, марли.
Саван для мужчин состоит из трех частей:
1) лифофы - ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);
2) изора - куска ткани для окутывания нижней части тела;
3) камиса - обыкновенной рубахи до колен.
Саван для женщин состоит из пяти частей:
1) лифофы - ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей покойную с головы до ног;
2) изора - куска ткани для окутывания нижней части тела;
3) камиса - рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы (открывается на оба плеча);
4) химора - платка шириной 60 см, длиной 2 м для покрывания головы и волос женщины;
5) хирки - куска ткани длиной 1,5 м, шириной 60 см для покрывания груди.
Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены - муж, для умершего мужа - жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.
Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие - покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.
ОКУТЫВНИЕ (КАФАНЛАШ)
Перед окутыванием бороду и волосы не стригут, не расчесывают. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую и завязывают узлы у головы, у пояса и ног. Эти узлы развязывают при опускании тела в могилу. Порядок окутывания женщин и мужчин идентичен, однако разница в том, что перед надеванием камиса грудь покойной закрывают хиркой. Надевают камис, и волосы опускают на него. Лицо покрывают платком - химором, подложенным под голову. Различие только в этом.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)
В большинстве мест тобут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут покойного. Крышка тобута закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям, сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, - мужчину или женщину.
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается в направлении Кыблы. Ближе всех к тобуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются Рукны (коленопреклонения) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному. Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен или был в споре с ним) и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.
Если умер ребенок или новорожденный, имевший жизненные признаки, то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
ПОХОРОНЫ (ДАФН)
Умерших мусульман не кремируют. Кремация по мусульманской похоронной традиции сравнивается со страшной карой - «горением в аду».
Правила захоронения по Шариату следующие: рекомендуется как можно скорее похоронить умершего, желательно хоронить умершего на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается горизонтально, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (20:56), который в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Вся земля вырываемая из могилы, насыпается бугром. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву: айят из Корана (20:57), который в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены в сторону Мекки, хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещено.
МОГИЛА (КАБР)
Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.
1. Лахад состоит из айвана (ливана) и кельи внутри него. Ливан выкапывают размером 1,5х2,5 м, глубиной 1,5 м. Снизу айвана - круглый вход в келью (80 см) такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии. Подкоп к могиле со стороны Мекки.
2. Ярма состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего примерно на полметра с обеих сторон. Полка - шикка выкапывается по размеру длины тела (или по размеру ширины ярмы): ширина 70 см, высота 70 см.
Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской.
РЕЦИТАЦИИ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН
С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана - чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается текст из Корана, который сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над покойным. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Богу, так как, согласно преданиям, в первый же день (ночь) в могиле появляются ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».
МУСУЛЬМАНСКИЕ МОЛИТВЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СМЕРТЬЮ
МОЛИТВА УМИРАЮЩЕГО
Ляя иляяхэ иллял-лаахь, иннэ лиль-мавти сакяраат. Аллаахумма-гфирлии, ва-рхамнии, ва альхикнии бир-рафиикыль-а`ля. Аллаахумма а`иннии`аляя гамараатиль-мавти ва сакяраатиль-мавт.
Перевод: Нет бога, кроме Единого Господа. Поистине, смерти сопутствуют страшные муки. О Всевышний, прости меня и помилуй. Возвысь меня к наивысшему обществу. Помоги мне пройти [с терпением и верой] через предсмертную муку.
Тому, кто будет рядом с умирающим, надлежит подсказывать ему формулу Единобожия: «Ля иляхэ иллял-лахь. Мухаммадун расулюл-лахь».
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ЗА УМЕРШЕГО,ЗАКРЫВАЯ ЕМУ ГЛАЗА
Аллаахумма-гфир ли [назвать имя умершего] варфа`дараджатэху фильмахдийин. Вахлюфху фи`акыбихи филь-гаабирийн. Ва-гфир лянаа ва ляху яараббэль-`аалямиин. Вафсах ляху фии кабрихи ва наввир ляху фихь.
Перевод: О Всевышний, прости [назвать имя умершего] и возвысь его среди праведных. Дай замену ему среди живущих. Прости нас и его, о Владыка миров! Сделай просторной его могилу и освети ее.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ПРИ ОПУСКАНИИ ПОКОЙНОГО В МОГИЛУ
Бисмил-ляяхь, ва фии сабиилил-ляяхь, ва `аляя милляти расуулил-ляяхь.
Перевод: С именем Аллаха и на пути Его. [Пусть будет он] из общины последнего Посланника Господа.
МОЛИТВА, ЧИТАЕМАЯ ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШЕГО
Аллаахумм-гфир ляху аллаахумма саббитху.
Перевод: О Всевышний, прости и укрепи его.
МОЛИТВА, ПРОИЗНОСИМАЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МОГИЛЫ
Ассаляяму `алейкум, ахьляд-дияяри миналь му`миниинэ валь-муслимиин, ва иннаа ин шаа`эл-лааху бикум ляляяхикун. Нас`элю ллаахэ лянаа ва лякумль `аафия. Энтум лянаа фаратун ва нахну лякум таба`. Ва ярхэму ллаахуль мустак-димиинэ мин-наа валь муста`хырийн.
Перевод: Мир вам, обитатели могил, истинно верующие [му`мины] и мусульмане! Поистине, если пожелает Господь, мы присоединимся к вам. Мы просим благополучия для себя и для вас. Вы - предшествовавшие нам, а мы - следующие за вами. Пусть помилует Господь тех, кто уже умер и кто умрет.
ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО
Плач по умершему ислам не запрещает, но оплакивания заменяет заупокойной молитвой. Однако строго запрещается оплакивать громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью.
Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя, вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. По Шариату, траур - первые три дня.
ФАТВА (РАЗЪЯСНЕНИЕ) О ДАВРЕ
Следует отметить, что, к сожалению, среди мусульман существуют различные ереси (неузаконенные религиозные обычаи), и среди них - давра. Некоторые лица считают давру разрешенной Шариатом, полагают, что она заменяет фидью (плату за грехи). Кто верит в это - отступает от веры. На самом же деле давра противоречит Шариату и не обоснована им.
Сторонники давры подсчитывают, сколько у умерших не выполнено молитв и не сдержано постов, за это у родственников требуют деньги или ценности, а затем все это делят между собой. Аллах Всевышний в Священном Коране во второй суре запрещает присвоение чужого имущества незаконным путем. Деньги, присвоенные во имя веры, считаются присвоенными незаконным путем.
Давры в начальном периоде не было, она появилась лишь в последнее время, когда верующие отошли от соблюдения требований Корана и сунны Пророка, поэтому давра считается выдуманной некоторыми людьми. Самые опасные последствия давры - это появление у большинства мусульман представления о том, что если в течение всей жизни не молиться и не соблюдать уразы, то после смерти можно искупить все грехи с помощью давры. На самом же деле это очень вредное заблуждение.
В заключение хочу добавить. Семинар, который мы проводили в рамках выставки с имамом Идрисом Галяутдином, автором многочисленных мусульманских книг о смерти, вызвал большой интерес. Похоронные директора задавали нам десятки вопросов, которые свидетельствовали о том, что у организаторов похорон в России скудные и порой неправильные представления о мусульманском обряде погребения. Благодарю журнал «Похоронный дом» за предоставленную возможность познакомить профессионалов похоронной отрасли с похоронными традициями мусульман России, число которых превышает 20 миллионов человек.
ИСЛАМ В РОССИИ В ЦИФРАХ
Число мусульман - граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.
По данным Государственного реестра в Российской Федерации зарегистрировано 3038 местных мусульманских религиозных организаций, распределенных по федеральным округам следующим образом.
Приволжский округ - 1755,
Северо-Западный округ - 15,
Сибирский округ - 89,
Уральский округ - 254,
Центральный округ - 54,
Южный округ - 860,
Дальневосточный округ - 11.
По официальной информации государственных органов, курирующих вопросы религии, в республике Татарстан, из 1114 религиозных организаций 903 прошли государственную перерегистрацию. Все религиозные организации в Татарстане находятся под юрисдикцией Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), являющегося членом СМР (Союза мусульман России).
В Республике Башкортостан из 344 прошедших перерегистрацию мусульманских религиозных организаций 213 относятся к Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), входящего в состав СМР, 130 организаций принадлежат ЦДУМР и одна в составе Ассоциации мечетей России (АМР) - члена СМР.
830 прошедших перерегистрацию приходов входят в состав Высшего координационного центра духовных управлений мусульман Северного Кавказа (ВКЦ ДУМ СК).
Под эгидой духовных управлений мусульман, входящих в СМР (Духовное управление мусульман Европейской части России, Духовное управление мусульман Азиатской части России, Духовное управление мусульман Республики Мордовия, Духовное управление мусульман Нижегородской области, Духовное управление мусульман Ульяновской области, Ассоциация мечетей России, Духовное управление мусульман Саратовской области, Единое Духовное управление мусульман Пензенской области, Центральное духовное управление мусульман Оренбургской области, Духовное управление мусульман Ростовской области...,) находятся 570 приходов. Таким образом, 3038 официально прошедших государственную перерегистрацию местных мусульманских религиозных организаций распределены следующим образом:
СМР - 1686;
ВКЦ ДУМ СК - 830;
ЦДУМР - 522.
Накип ШАКИРЗЯНОВ, имам Соборной мечети г. Новосибирска