Смерть сама по себе – великое знамение и демонстрация всемогущества Аллаха.
Каждому человеку отпущен определенный срок жизни на земле и когда она подойдет к концу никто и ничто не сможет отвратить приход ангелов смерти, главным из которых является Азраил.
В назначенный Аллахом для любого конкретного человека час он извлекает душу из тела. Но он –не единственный в этом процессе и ему помогают другие ангелы, подтверждением чему служит аят: «Те, кого ангелы умертвили…» (Коран; 16:28. Приводится лишь необходимая часть аята)
Один из известных комментаторов Корана Муджахид, на которого в свою очередь ссылается другой известный комментатор, Куртуби, так описывает процесс извлечения души из тела: «Перед ангелом смерти весь мир – как открытый ящик, в котором люди рассыпаны подобно зернам, и он выхватывает те из них, которые хочет».
Тот же Куртуби в своем сочинении «Ат-Тазкира» рассказывает, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из сахабов, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему», и добавил: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».
В заключение он сказал: «О Мухаммад, да благословит тебя Аллах и приветствует, все, что я тебе говорю, происходит по воле и приказу Аллаха. Если бы я, по своей воле хотел бы отнять жизнь у москита, я не смог бы это сделать до тех пор, пока не придет приказ от Аллаха».
В связи с этим, встает вопрос, забирает ли Азраил жизнь у животных?
Имам Малик, да будет доволен им Аллах, придерживался этой точки зрения. Но другие богословы считали, что Азраил забирает исключительно души людей. Что же касается животных, то они умирают по велению Аллаха без посредничества ангелов. Эту точку зрения приводит в своем тафсире имам Куртуби.
Этой же позиции придерживались Аби аш-Шейх, Уакйли, Дайлами, ссылаясь на хадис, переданный Анасом, да будет доволен им Аллах, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все животные и насекомые прославляют Аллаха. Когда они прекращают это прославление Аллах забирает их души. Ангел смерти не отвечает за смерть животных».
В тафсире Мазхари упоминается другой хадис, переданный Абдуллахом ибн Умаром: «Когда Аллах Тааля приказал Азраилу, мир ему, умерщвлять людей он взмолился: «О мой Господь, Ты возложил на меня такую обязанность, что все сыны Адама, живущие в мире, будут проклинать меня всякий раз, когда вспомнят обо мне и будут считать меня злом».
На это Аллах Тааля ответил ему: «Мы позаботились об этом и распространили в мире некоторые заметные болезни и другие причины гибели людей, которые они будут связывать со смертью и ты будешь защищен от их проклятий». (Этот хадис приводит Куртуби в своем Тафсире и сочинении «Ат-тазкира»)
Имам аль-Багави также цитирует хадис, переданный ибн Аббасом, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все болезни, боль и раны несут в себе весть о смерти. Они напоминают каждому человеку о его смерти. После этого, когда приходит время смерти, ангел смерти поворачивается к умирающему и говорит: «О раб Божий, сколько предупреждений я посылал тебе одно за другим! Все эти болезни и несчастные случаи были для того чтобы подготовить тебя к смерти. Теперь я здесь перед тобой и больше никто не придет к тебе с предупреждением. Сейчас ты должен согласиться с велением твоего Господа, хочешь ли ты того или нет».
Сам ангел смерти не знает времени когда наступает смерть того или иного человека наперед. Он узнает о нем только когда приходит повеление от Аллаха.