Лейла Джаббарова о предпохоронной подготовке, исламском обряде погребения и проекте «Последний путь»

05.10.2021
Лейла Джаббарова о предпохоронной подготовке, исламском обряде погребения и проекте «Последний путь»


Ислам - это не только система вероубеждений и духовных практик, но и свод норм, который охватывает все аспекты жизни общества и  человека такие, например как: способы управления государством, ведение предпринимательской деятельности, семейно-родственные отношения и другие.  Безусловно, подробно описывается  и такая часть жизни как похороны и погребение, подготовка к ним.

О предпохоронной подготовке и исламском обряде погребения, о возможности развития сферы ритуальных услуг, ориентированной на мусульман в интервью Евгении Ждановой рассказала Лейла Джаббарова–юрист, основатель проекта «Последний путь».


1. Расскажите немного о себе. Кто Вы по профессии?

У меня высшее юридическое образование. Я третейский судья в отставке. В данный момент работаю на должности юриста в Благотворительном фонде "Дом Доброты".

2. Имеете ли Вы духовное исламское образование? Где обучались?

Да, кроме светского также имею духовное образование. В 2000 году закончила Московский Высший Духовный Исламский колледж (прим. - ныне Московский исламский институт)

3. Как вы пришли к теме изучения исламских похоронных традиций?Когда и как возникла идея вашего проекта «Последний путь»?

В 2000 году я закончила Московский Высший Духовный Исламский колледж. Первый опыт подготовки тел усопших сестёр-мусульманок получила сразу после окончания учебного заведения. Так как в тот год у двух моих однокурсниц умерли родные люди и я была приглашена поучаствовать в подготовке их тел к погребению. Так и началась моя деятельность в этой сфере.

Что касается проекта «Последний путь», то его идея возникла три года назад. Тогда, у моей близкой подруги умерла мама. И она столкнулась с большим количеством проблем, связанных с подготовкой и организацией похорон.

 Я уже имела большой опыт в практике омовения и помогла ей решить эту проблему.  Однако, остальные хлопоты никто не отменял. Как и где организовать место для омывания, где найти материал для савана, гроб для того, чтобы забрать тело из морга и множество иных проблем, как связанных с организацией прощания в соответствии с канонами нашей веры, так и различные административные проблемы. Вот тогда и возникло желание облегчить нашим братьям и сёстрам по вере эти тяжёлые минуты после утраты близких и появилась идея об организации проекта по оказанию такой помощи.помощь  единоверцам в этой щепетильной теме. Альхамдулиллях, наш проект живёт уже три года и продолжает развиваться.

4. Знаю, что в рамках проекта Вы не только организовываете помощь в омовении и захоронении малоимущих мусульман, но также и проводите обучениепредпохоронной подготовке. Расскажите об этом обучении. Какие форматы существуют? Кто может обучиться?

Действительно, в рамках проекта «Последний путь» проводится обучение по омовению усопших сестёр. В рамках обучения затрагиваются как вопросы, связанные с омовением тела и подготовкой савана, так и другие вопросы, касающиеся организации похорон и погребения в соответствии с канонами ислама.

Обучиться может любая сестра, у которой возникнет такое желание. Отмечу, что с каждым годом учениц становится только больше. Возраст сестёр абсолютно разный: от 18 до 70 лет.  Обучение проходит в два этапа: первый этап теоретический, на котором изучаются достоверные хадисы пророка Мухаммеда (сас), где освещается тема проводов в последний путь. Второй этап – практический, проходит в zoom, где изучается порядок омовения тела и заворачивания в саван. По окончании курса сдаётся экзамен. Каждая ученица, сдавшая экзамен, получает сертификат о прохождении курса.

5. Скажите, существуют ли отличия в подготовке тела к погребению у мусульман-шиитов и мусульман-суннитов?

В самом омовении отличий нет, разве что существуют некоторые особенности при заворачивании в саван. Эти отличия заключаются в следующем: по окончанию омовения у шиитов все  отверстия (ушные, носовые, задний проход) затыкаются ватой. На места соприкасающиеся в земном поклоне (лоб, колени, ладони) шииты прикладывают землю. Также, известно, что в в некоторых регионах Азербайджана (где более 80 % мусульман - шииты) под мышки кладут ветки ивы плакучей.

6. Отличается ли порядок подготовки тела к погребениюв основных суннитских правовых школах (мазабах)?

В суннитскихмазхабах (Ханифитском, Шафиитском, Маликитском и Ханбалитском) порядок подготовки тела к погребению не отличается. Единственная разница заключается в том, что по правилам ханафитскогомазхаба муж и жена не могут омывать тела друг друга после смерти, тогда как в трёх других правовых школах это разрешено.




Женщины-гассалы подготавливают умершего к погребению.  Фото с сайта https://www.cumhuriyet.com.tr/haber/gassallar%C2%A0koronavirus%C2%A0cenazelerini-ve-onlemleri-anlatt...


7. В этом году Вы стали участником и спикером XII Международного экономического саммита KazanSummit 2021. Расскажите о теме, которую там освещали.

В этом году  по приглашению президента Татарстана я стала спикером XII Международного экономического саммита KazanSummit 2021. На саммите мною были освещены две темы:.

· Как правильно отказываться от патологоанатомического вскрытия и возможно ли это по закону Российской федерации?

· Как правильно составить завещание, чтобы оно соответствовало нормам исламского права и законодательству Российской Федерации?

Очень рада, что обе темы получили большой отклик. Это говорит о важности поднятых вопросов.

8.  Насколько хорошо, по вашему мнению, современные мусульмане знают исламский похоронный обряд?

По моему мнению, современные мусульмане практически не знают обрядов похорон и погребения. Во многом из-за того, что в современном обществе тема смерти является очень табуированной.  В семьях, все, что касается смерти и похорон, обсуждается очень редко или не обсуждается совсем.

Я рада, что с каждым годом увеличивается число людей любых вероисповеданий, которые поднимают тему смерти, говорят о ней открыто. С каждым годом всё больше сестёр хотят обучиться в рамках нашего проекта подготовке к похоронам и погребению в соответствии с канонами ислама.

Надо сказать, что с вопросами об обучении ко мне часто обращаются и мужчины. Однако, на сегодняшний день, насколько мне известно, нет подобной обучающей группы  для мужчин, что очень досадно.

9.  Какие нововведения присутствуют в мусульманских похоронах на сегодняшний день? Откуда они произошли?

В исламе во всех обрядах запрещены нововведения. Появляются они, как правило, либо по незнанию людьми правил совершения каких-либо действий, либо в результате смешения норм ислама и традиций и обычаев какого-либо региона.

Приведу в качестве примера всего лишь малую часть из огромного списка нововведений, существующих на сегодняшний день:

· Брызгание розовой водой на усопшего в могиле;

· Подкладывание подушки или чего-то подобного под голову умершего в могиле;

·  Произнесение поминания Аллаха вокруг носилок умершего, прежде чем его похоронят;

·  Произнесение азана во время опускания тела умершего в могилу;

·  Подсыпание песка под тело умершего без необходимости;

·  Помещение части турбы - кусочка почвы или глины на тело мертвого во время опускания его в  могилу, потому что она якобы защищает от всякого страха в потустороннем мире

·  и многие другие.




Мусульманское кладбище. Фото А.Басовича с сайта  http://fotokto.ru/photo/view/5812084.html


10.   Как Вы считаете, на каком уровне сегодня находится порядок предоставления мусульманам услуг в сфере похорон и погребения? 

Для меня порядок предоставления мусульманам услуг в сфере похорон и погребения находится на очень низком уровне. Как мне кажется, заниматься похоронами и погребением мусульманина должен человек, хорошо знающий нормы и каноны Ислама. Ведь если бы все те люди, кто предоставляет ритуальные услуги мусульманам, следовали Сунне Пророка (сас), то была бы необходимость в проекте, подобном нашему?

11.  Какие направления развития имеются сегодня у  рынка ритуальных услуг для мусульман? Что не хватает специалистам, занимающимся предоставлением данных услуг для уммы?

Всё-таки, не правильно говорить о «рынке ритуальных услуг для мусульман». В исламе  предоставление помощи при организации похорон и погребения не должно быть платным.

Тем, кто занимается помощью мусульманам в организации похорон, не хватает духовных знаний и, пожалуй, понимания, что «все мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся», ведь час смерти неизбежен.

12.  Во многих городах при епархиях, митрополиях и отдельных церквях стали создаваться специализированные православные  похоронные дома. Как, по-вашему мнению, должна выглядеть организация, предоставляющая ритуальные услуги мусульманам? Имеет ли право на существование концепция исламского похоронного дома?

Похоронный дом имеет право быть в современном мусульманском мире и такой дом послужил бы настоящим облегчением для уммы. Также считаю, что вполне возможно организация и содержание подобной ритуальной фирмы на пожертвование мусульман.  Ведь каждый вложенный в такой дом рубль будет садакой (прим. Садака - добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле, садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершённое искренне, ради Аллаха.).

13.  На сегодняшний день кремация является одним из основных способов погребения во многих странах мира. В России с каждым годом растёт число крематориев. В Турции,  стране  с преимущественно мусульманским населением, который год обсуждается вопрос открытия крематория.  Какое Ваше отношение к кремации? Могут ли быть исключительные случаи, когда кремация может быть дозволена?

Как я уже говорила ранее, тело мусульманина неприкосновенно как при жизни, так и после смерти, поэтому ни о каких исключительных случаях речи быть не может. Я противник кремации для всех людей, к какой бы религии они не относились. Аллах создал нас из глины и значит, мы должны быть захоронены только в землю.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика