Ислам - это не только система вероубеждений и духовных практик, но и свод норм, который охватывает все аспекты жизни общества и человека такие, например как: способы управления государством, ведение предпринимательской деятельности, семейно-родственные отношения и другие. Безусловно, подробно описывается и такая часть жизни как похороны и погребение, подготовка к ним.
О предпохоронной подготовке и исламском обряде погребения, о возможности развития сферы ритуальных услуг, ориентированной на мусульман в интервью Евгении Ждановой рассказала Лейла Джаббарова–юрист, основатель проекта «Последний путь».
1. Расскажите немного о себе. Кто Вы по профессии?
У меня высшее юридическое образование. Я третейский судья в отставке. В данный момент работаю на должности юриста в Благотворительном фонде "Дом Доброты".
2. Имеете ли Вы духовное исламское образование? Где обучались?
Да, кроме светского также имею духовное образование. В 2000 году закончила Московский Высший Духовный Исламский колледж (прим. - ныне Московский исламский институт)
3. Как вы пришли к теме изучения исламских похоронных традиций?Когда и как возникла идея вашего проекта «Последний путь»?
В 2000 году я закончила Московский Высший Духовный Исламский колледж. Первый опыт подготовки тел усопших сестёр-мусульманок получила сразу после окончания учебного заведения. Так как в тот год у двух моих однокурсниц умерли родные люди и я была приглашена поучаствовать в подготовке их тел к погребению. Так и началась моя деятельность в этой сфере.
Что касается проекта «Последний путь», то его идея возникла три года назад. Тогда, у моей близкой подруги умерла мама. И она столкнулась с большим количеством проблем, связанных с подготовкой и организацией похорон.
Я уже имела большой опыт в практике омовения и помогла ей решить эту проблему. Однако, остальные хлопоты никто не отменял. Как и где организовать место для омывания, где найти материал для савана, гроб для того, чтобы забрать тело из морга и множество иных проблем, как связанных с организацией прощания в соответствии с канонами нашей веры, так и различные административные проблемы. Вот тогда и возникло желание облегчить нашим братьям и сёстрам по вере эти тяжёлые минуты после утраты близких и появилась идея об организации проекта по оказанию такой помощи.помощь единоверцам в этой щепетильной теме. Альхамдулиллях, наш проект живёт уже три года и продолжает развиваться.
4. Знаю, что в рамках проекта Вы не только организовываете помощь в омовении и захоронении малоимущих мусульман, но также и проводите обучениепредпохоронной подготовке. Расскажите об этом обучении. Какие форматы существуют? Кто может обучиться?
Действительно, в рамках проекта «Последний путь» проводится обучение по омовению усопших сестёр. В рамках обучения затрагиваются как вопросы, связанные с омовением тела и подготовкой савана, так и другие вопросы, касающиеся организации похорон и погребения в соответствии с канонами ислама.
Обучиться может любая сестра, у которой возникнет такое желание. Отмечу, что с каждым годом учениц становится только больше. Возраст сестёр абсолютно разный: от 18 до 70 лет. Обучение проходит в два этапа: первый этап теоретический, на котором изучаются достоверные хадисы пророка Мухаммеда (сас), где освещается тема проводов в последний путь. Второй этап – практический, проходит в zoom, где изучается порядок омовения тела и заворачивания в саван. По окончании курса сдаётся экзамен. Каждая ученица, сдавшая экзамен, получает сертификат о прохождении курса.
5. Скажите, существуют ли отличия в подготовке тела к погребению у мусульман-шиитов и мусульман-суннитов?
В самом омовении отличий нет, разве что существуют некоторые особенности при заворачивании в саван. Эти отличия заключаются в следующем: по окончанию омовения у шиитов все отверстия (ушные, носовые, задний проход) затыкаются ватой. На места соприкасающиеся в земном поклоне (лоб, колени, ладони) шииты прикладывают землю. Также, известно, что в в некоторых регионах Азербайджана (где более 80 % мусульман - шииты) под мышки кладут ветки ивы плакучей.
6. Отличается ли порядок подготовки тела к погребениюв основных суннитских правовых школах (мазабах)?
В суннитскихмазхабах (Ханифитском, Шафиитском, Маликитском и Ханбалитском) порядок подготовки тела к погребению не отличается. Единственная разница заключается в том, что по правилам ханафитскогомазхаба муж и жена не могут омывать тела друг друга после смерти, тогда как в трёх других правовых школах это разрешено.
Женщины-гассалы подготавливают умершего к погребению. Фото с сайта https://www.cumhuriyet.com.tr/haber/gassallar%C2%A0koronavirus%C2%A0cenazelerini-ve-onlemleri-anlatt...
7. В этом году Вы стали участником и спикером XII Международного экономического саммита KazanSummit 2021. Расскажите о теме, которую там освещали.
В этом году по приглашению президента Татарстана я стала спикером XII Международного экономического саммита KazanSummit 2021. На саммите мною были освещены две темы:.
· Как правильно отказываться от патологоанатомического вскрытия и возможно ли это по закону Российской федерации?
· Как правильно составить завещание, чтобы оно соответствовало нормам исламского права и законодательству Российской Федерации?
Очень рада, что обе темы получили большой отклик. Это говорит о важности поднятых вопросов.
8. Насколько хорошо, по вашему мнению, современные мусульмане знают исламский похоронный обряд?
По моему мнению, современные мусульмане практически не знают обрядов похорон и погребения. Во многом из-за того, что в современном обществе тема смерти является очень табуированной. В семьях, все, что касается смерти и похорон, обсуждается очень редко или не обсуждается совсем.
Я рада, что с каждым годом увеличивается число людей любых вероисповеданий, которые поднимают тему смерти, говорят о ней открыто. С каждым годом всё больше сестёр хотят обучиться в рамках нашего проекта подготовке к похоронам и погребению в соответствии с канонами ислама.
Надо сказать, что с вопросами об обучении ко мне часто обращаются и мужчины. Однако, на сегодняшний день, насколько мне известно, нет подобной обучающей группы для мужчин, что очень досадно.
9. Какие нововведения присутствуют в мусульманских похоронах на сегодняшний день? Откуда они произошли?
В исламе во всех обрядах запрещены нововведения. Появляются они, как правило, либо по незнанию людьми правил совершения каких-либо действий, либо в результате смешения норм ислама и традиций и обычаев какого-либо региона.
Приведу в качестве примера всего лишь малую часть из огромного списка нововведений, существующих на сегодняшний день:
· Брызгание розовой водой на усопшего в могиле;
· Подкладывание подушки или чего-то подобного под голову умершего в могиле;
· Произнесение поминания Аллаха вокруг носилок умершего, прежде чем его похоронят;
· Произнесение азана во время опускания тела умершего в могилу;
· Подсыпание песка под тело умершего без необходимости;
· Помещение части турбы - кусочка почвы или глины на тело мертвого во время опускания его в могилу, потому что она якобы защищает от всякого страха в потустороннем мире
· и многие другие.
Мусульманское кладбище. Фото А.Басовича с сайта http://fotokto.ru/photo/view/5812084.html
10. Как Вы считаете, на каком уровне сегодня находится порядок предоставления мусульманам услуг в сфере похорон и погребения?
Для меня порядок предоставления мусульманам услуг в сфере похорон и погребения находится на очень низком уровне. Как мне кажется, заниматься похоронами и погребением мусульманина должен человек, хорошо знающий нормы и каноны Ислама. Ведь если бы все те люди, кто предоставляет ритуальные услуги мусульманам, следовали Сунне Пророка (сас), то была бы необходимость в проекте, подобном нашему?
11. Какие направления развития имеются сегодня у рынка ритуальных услуг для мусульман? Что не хватает специалистам, занимающимся предоставлением данных услуг для уммы?
Всё-таки, не правильно говорить о «рынке ритуальных услуг для мусульман». В исламе предоставление помощи при организации похорон и погребения не должно быть платным.
Тем, кто занимается помощью мусульманам в организации похорон, не хватает духовных знаний и, пожалуй, понимания, что «все мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся», ведь час смерти неизбежен.
12. Во многих городах при епархиях, митрополиях и отдельных церквях стали создаваться специализированные православные похоронные дома. Как, по-вашему мнению, должна выглядеть организация, предоставляющая ритуальные услуги мусульманам? Имеет ли право на существование концепция исламского похоронного дома?
Похоронный дом имеет право быть в современном мусульманском мире и такой дом послужил бы настоящим облегчением для уммы. Также считаю, что вполне возможно организация и содержание подобной ритуальной фирмы на пожертвование мусульман. Ведь каждый вложенный в такой дом рубль будет садакой (прим. Садака - добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле, садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершённое искренне, ради Аллаха.).
13. На сегодняшний день кремация является одним из основных способов погребения во многих странах мира. В России с каждым годом растёт число крематориев. В Турции, стране с преимущественно мусульманским населением, который год обсуждается вопрос открытия крематория. Какое Ваше отношение к кремации? Могут ли быть исключительные случаи, когда кремация может быть дозволена?
Как я уже говорила ранее, тело мусульманина неприкосновенно как при жизни, так и после смерти, поэтому ни о каких исключительных случаях речи быть не может. Я противник кремации для всех людей, к какой бы религии они не относились. Аллах создал нас из глины и значит, мы должны быть захоронены только в землю.
[TypeError] array_merge(): Argument #2 must be of type array, null given (0) /home/bitrix/www/bitrix/modules/sprint.editor/lib/blocks/instagram.php:49 #0: array_merge(array, NULL) /home/bitrix/www/bitrix/modules/sprint.editor/lib/blocks/instagram.php:49 #1: Sprint\Editor\Blocks\Instagram::getHtml(array) /home/bitrix/www/bitrix/templates/funeralportal/components/sprint.editor/blocks/funeral/instagram.php:2 #2: include(string) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:284 #3: SprintEditorBlocksComponent->includeBlock(array) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:314 #4: SprintEditorBlocksComponent->includeLayoutBlocks(integer) /home/bitrix/www/bitrix/templates/funeralportal/components/sprint.editor/blocks/funeral/_grid.php:7 #5: include(string) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:302 #6: SprintEditorBlocksComponent->includeLayout(array) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:237 #7: SprintEditorBlocksComponent->outJson(array) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:128 #8: SprintEditorBlocksComponent->outIblockElement(array) /home/bitrix/www/bitrix/components/sprint.editor/blocks/class.php:64 #9: SprintEditorBlocksComponent->executeComponent() /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:668 #10: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, object, boolean) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195 #11: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, object, array) /home/bitrix/www/bitrix/templates/funeralportal/components/bitrix/news.detail/detail/template.php:128 #12: include(string) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790 #13: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885 #14: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:784 #15: CBitrixComponent->showComponentTemplate() /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:724 #16: CBitrixComponent->includeComponentTemplate() /home/bitrix/www/bitrix/components/bitrix/news.detail/component.php:515 #17: include(string) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:615 #18: CBitrixComponent->__includeComponent() /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:692 #19: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1195 #20: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean) /home/bitrix/www/library/detail.php:87 #21: include_once(string) /home/bitrix/www/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184 #22: include_once(string) /home/bitrix/www/bitrix/urlrewrite.php:2 ----------