© public domain. Все фото с сайта https://ria.ru/20190420/1552869567.html
МОСКВА, 20 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов, Артем Буденный.Православные христиане встречают Лазареву субботу, вспоминая, как Христос воскресил своего друга — Лазаря из Вифании. Главной загадкой этого события евангельской истории было и остается увиденное им в загробном мире. Об уникальном случае в истории человечества и о том, что происходит с нами сразу после смерти с точки зрения Церкви, — в материале РИА Новости.
"Христос заплакал"
Главная святыня одного из древних храмов на Кипре — гробница с надписью "Здесь лежит друг Христов". Покоящийся там знал и унес с собой в могилу величайшую тайну — о посмертной судьбе человека. Ведь он, как бы странно это ни звучало, умер два раза."Друг Христов" — это Лазарь Четверодневный, память которого Церковь отмечает за восемь дней до Пасхи. История его воскрешения Христом очень подробно описана в Евангелии.
Лазарь был братом Марфы и Марии, у которых Иисус нередко гостил. Правда, до истории с воскрешением евангелисты его ни разу не упоминают. Зато сообщают: когда он тяжело заболел, сестры попросили Христа его исцелить. Однако тот отреагировал на просьбу странной фразой: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией".
© Фото : Мария Стефанова. Гробница святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке
Когда Лазарь умер, Христос с апостолами направился в Вифанию — село рядом с Иерусалимом, где жил его скончавшийся друг. Убитая горем Мария вышла навстречу и бросила Иисусу горький упрек: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой".
Но тот призвал ее не терять веры в его божественную силу, и вместе они отправились туда, где покоилось тело Лазаря: по древнееврейскому обычаю его обернули в пелены и положили в высеченную в скале гробницу.
Евангелист подробно описывает эмоции всех участников: "Он сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его". Рассказчик постоянно подчеркивает, что Иисус "внутренне скорбел", то есть он не смог скрыть от окружающих, насколько переживал смерть друга.
Никто не верил, что он воскресит Лазаря. Особенно когда отвалили камень, закрывавший вход в гробницу: оттуда пошел страшный смрад — тело пролежало уже четыре дня и в условиях жаркого ближневосточного климата начало разлагаться.
"Лазарь! Иди вон", — громко произнес Иисус, свидетельствует евангелист.
И — о ужас! — "вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком".
© Фото : Мария Стефанова. Церковь святого Лазаря в Ларнаке, Республика Кипр
В этой истории Христос единственный раз в Евангелии так откровенно выражает свои чувства. И в то же время, как это ни парадоксально, именно здесь, согласно церковному пониманию, наиболее явно проявляется его божественная сущность.
"Библия больше не знает примеров воскрешения четырехдневных покойников. Да, древние пророки воскрешали мертвых, но они совершали это от имени Бога, к которому обращались с молитвой. А Иисус сам творит это, показывая, что он и есть всемогущий Бог. Кроме того, воскресив Лазаря, Он показал, что при Его втором пришествии физическое состояние человека не будет иметь значения: он может быть восстановлен из одного атома", — отмечает доктор богословия и медицинских наук протоиерей Григорий Григорьев.
Все тлен
После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом на Кипре. А католики считают, что он проповедовал не только там, но еще и в Марселе. Так или иначе, о "посмертной" жизни Христова друга известно крайне мало.Сам Лазарь, согласно преданию, за все 30 лет ни разу не обмолвился о том, что видел после смерти.
"Душа его, как души всех почивших людей, сошла в Шеол — ад в представлении иудеев. И после возвращения оттуда его характер изменился: он стал сумрачным, практически никогда не смеялся. Лишь однажды, увидев грека, укравшего у соседа глиняный кувшин, Лазарь показал на него и со смехом сказал: "Смотрите! Глина украла глину!" Видно, он хорошо осознал бренность земного существования, раз стал воспринимать людей как глину Божию", — объясняет духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров.
Вот потому Иисус так и скорбел: не о том, что его друг умер, а о том, что он находится в аду, ведь двери рая для людей, согласно христианскому вероучению, были закрыты, пока их не распахнул Христос."Лазарева суббота завершает сорокадневный Великий пост и предваряет Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Следом начинается Страстная неделя — в эти дни верующие вспоминают скорбный путь Спасителя к крестной смерти и воскресению", — отмечает отец Артемий.
Икона "Святая Марина Антиохийская, побивающая беса". 1857 год. Лазарос. Афины. Хранится в Византийском музее (Греция)
Квантовый рай
Однозначного объяснения, что происходит с человеком после смерти, в Церкви за две тысячи лет так и не сформировалось. Да, есть рай и ад. Но что они из себя представляют? На этот вопрос отвечают лишь предания, дающие подчас совершенно разную картину.В X веке в Византии появилось сочинение о мытарствах — своеобразных испытаниях на пути души в рай. Там описаны видения преподобного Григория, которому явилась умершая служанка его учителя по имени Феодора. Она поведала, что на каждом из 20 мытарств бесы проверяют душу человека на наличие тех или иных грехов, в которых тот при жизни не раскаялся. Не прошел проверку — попадаешь в ад. Прошел за сорок дней все 20 "уровней" — отправишься в рай.
Несмотря на популярность этого сочинения у верующих, изложенная в нем версия не считается общепринятой. "Воздушные мытарства — богословски неподтвержденная гипотеза. Это лишь индивидуальные переживания конкретного святого человека, преподобной Феодоры", — поясняет протоиерей Григорий Григорьев.
По его словам, альтернативных концепций существует много. Некоторые даже не противоречат современной науке.
"В квантовой физике есть, например, учение о десятимерности мира — теория струн. И если предположить наличие десяти измерений Царствия Небесного, то должны быть и десять измерений ада. Косвенно об этом говорит и апостол Павел: "Знаю человека во Христе, который назад тому 14 лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба". Десять небес описаны и в иудаизме. И если мы живем в трех измерениях (длина, ширина, глубина. — Прим. ред.), и еще семь вполне могут находиться вне нашего мира. Поэтому люди, которые попадают в ад или рай, могут находиться в разных состояниях и измерениях", — допускает отец Григорий.
"Мне близко описание ада по Достоевскому, когда человек оказывается там, где он все понимает и все знает о вечности, но ничего не может изменить. И остается наедине с этой мыслью. Я лично считаю, что ад — это то место, где человек абсолютно одинок и испытывает все свои страхи — они там оживают", — добавляет священник.
Однако, несмотря на многообразие концепций, одно остается неизменным: если бы люди знали, что ждет их в аду, то не грешил бы никто.© РИА Новости / М. Филимонов. Репродукция иллюстрации к "Божественной комедии" Данте Алигьери
"Церковь осторожна"
Церковное учение о посмертной судьбе человека опирается и на свидетельства тех, кто "одной ногой был там". Например, на рассказы переживших клиническую смерть.
Некоторые детали в них очень схожи. Так, согласно опросам, многие видели "свет в конце тоннеля" и ощущали, что поднимаются над своим телом.
"Из многообразных свидетельств людей, прошедших это "пограничное состояние", можно вывести некоторые аксиомы, которые соответствует учению Церкви. Например, что душа неуничтожима, что она, отрешаясь от тела хотя бы временно, не перестает чувствовать, мыслить, рассуждать. С ослаблением телесных функций человеческое "я" не перестает существовать", — объясняет протоиерей Артемий Владимиров.
© Depositphotos / sudok1. Коридор в больнице
Впрочем, далеко не все разделяют эту точку зрения. Так, директор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус призывает с осторожностью относиться к разного рода посмертным свидетельствам.
"Видения бывают всякие. Есть галлюцинации, сны, видения на грани сна. Существует версия, что люди видят свет в конце тоннеля. Я не знаю, мои клиенты ничего подобного не рассказывали. Поэтому даже известные посмертные сказания Феодоры принимаются далеко не всем христианским сообществом. Церковь в этом вопросе очень осторожна", — заключает священнослужитель.