Фото с сайта https://foma.ru/veshhi-umershih.html
Вещи умерших
Когда близкие люди покидают нас, печаль о разлуке парализует наши чувства и мысли. Часто после похорон и неизбежных хлопот перед родными встает вопрос о том, как правильно поступить с вещами умершего человека: нужно ли их хранить или раздавать, можно ли носить, стирать или лучше продавать, выбрасывать? Недоумение по поводу сроков решения этих проблем нагнетается особым отношением к 9 и 40 дню после смерти. К сожалению, существует масса суеверий, связанных с вещами умерших. Мы попросили ответить на самые острые вопросы опытных священников.
Можно ли носить вещи умершего?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Даже после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды трудов усопшего, через всякое свидетельство о различных сторонах его жизни. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.
Носить или отдать вещи близкого человека зависит от того, какова вещь. Ко всему надо с рассуждением подходить. Можно оставить себе что-то на память о дорогом человеке, и конечно, носить его вещь, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя в доме.
Даже в наше время и среди образованных людей существует поверье, что какие-то грехи переходят “вместе с вещами”, но это не имеет отношения к нашей вере.
К сожалению, возникают ситуации, когда среди родственников возникают споры о том, какие вещи достанутся тому или другому «наследнику». В выходе из такое нередкой внутрисемейной трудности необходимо руководствоваться следующим: сохранить добрую память об усопшем через мирные отношения между людьми, а значит уступать. Это будет по Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.
Что делать с вещами умершего?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Пока человек жив, он идет покаянным крестным путем ко Христу. Когда он умирает, он не может ничего изменить в своей участи, но мы можем помочь ушедшим людям, то есть своей любовью поделиться с ними. Каким образом?
В первую очередь мы должны молиться за них, на что мы имеем прямое указание из Священного Предания Церкви. Мы можем молиться келейно (дома), заказывать обедни, панихиды. Мы можем кормить людей в воспоминание этого человека, чтобы они помолились о нем, и подавать за него милостыню нищим или нуждающимся. Как раз вещи, оставшиеся от умершего человека, могут послужить такое милостыне.
Вообще ответственность за вещи, оставшиеся от умершего человека, напрямую лежат на наследниках. И здесь он вольны поступать как им вздумается. Например, часть вещей, особенно памятных, они могут оставить себе. У меня, например, есть вещи, оставшиеся после моего папы, раб Божьего Георгия, Царствие ему Небесное, которые я с удовольствием ношу и вспоминаю часто о нем. Часть приличных вещей можно раздать нуждающимся, и лучше это сделать до 40 дней, потому что до 40 дней нужно особенное молитвенное поминовение усопших. Именно в этот срок решается предварительная посмертная участь человека. А если останутся какие-то вещи, которые непригодны уже даже для того, чтобы их раздать, то их можно утилизировать любым способом: выкинуть, сжечь или закопать.
Важно помнить и понимать, что смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель нашего существования – в стяжании этой любви внутри собственного сердца. И вся наша жизнь до смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.
Можно ли раздать вещи умершего до 40 дней?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Можно раздать вещи как до так и после 40 дней – в любое время. Можно отдать и в тот день, когда пришел человек, который нуждается в этих вещах. Надо с рассуждением подходить ко всему: если человек только что умер, то не надо тут же бросаться и срочно все раздавать. Это как-то слишком вызывающе. Но если вдруг кому-то конкретно нужны вещи усопшего – одна, две, пять, то можно и сразу же отдать.
До 40 дней со дня смерти обычно не принимают каких-то серьезных жизненных решений: в монастыре, если умер игумен, то до 40 дней не назначают нового наместника, хотя кто-то и исполняет его обязанности. В миру в память об усопшем не венчаются в этот период, не играют свадьбу. Но в том, что касается распоряжения вещами усопшего или каких-то необходимых действий, то этот срок не должен быть какой-то непреодолимой преградой. Ждать 40 дней для того, чтобы открыть комнату умершего и начать там уборку, наверное, не стоит.
Раздать можно все вещи усопшего за очень небольшим исключением. Например, нельзя отдавать елей после соборования. Это освященное масло связано с молитвой о спасении души человека, поэтому его нельзя передать другому. Обычно его передают священнику, и он после отпевания и прощания возлевает елей поверх покрывала.
Но большинство вещей совсем не так связаны с человеком. Даже если священник умирает, то его наградной крест остается в семье: может, кто-то из его сыновей будет священником и станет носить этот крест в память об отце или дедушке. Или родственники могут передать крест духовному чаду почившего священника в тот день, когда он смог приехать. Сроки не столь принципиальны и нет ничего плохого: до 40 дней произошла эта встреча и передали вещь или после.
Что делать с вещами умершего до 40 дней?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Обычно стараются не принимать каких-то серьезных жизненных решений до 40 дней со дня смерти. В память об усопшем не играют свадьбу в этот период, не венчаются. Но в том, что касается распоряжением вещами усопшего или каких-то необходимых действий, то этот срок не должен быть камнем преткновения. Ждать сорок дней для того, чтобы открыть комнату умершего родственника или его квартиру и начать там уборку, наверное, не стоит.
Суеверие о том, что до сорокового дня нельзя вещи умершего раздавать, придумано неведомым мне людьми. Не стоит об это спотыкаться. Если практично оставить вещи себе или в своей семье, то можно оставить. Если кто-то в них нуждается, можно передать своим близким и даже далеким людям, которым эти предметы нужны. Сегодня не только в храмах можно найти пункты для приема вещей, которые затем передают сильно нуждающимся, погорельцам, беженцам, бездомным. Если вы не знаете лично таких людей, чтобы отдать им вещи, то в больших городах можно легко найти специальные пункты приема. Конечно, вещи должны быть постираны, помыты – это не просто “ненужный хлам”, который жаль вынести на помойку.
Грех не в том, что я выбросил вещи умершего человека, а в том, что я не смог их подготовить для того, чтобы других людей заинтересовать в их использовании. Мы знаем и верим, что после своей смерти человек продолжает жить. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств его труда и нашей памяти о нем. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.
Можно оставить себе что-то на память о дорогом и близком человеке, и конечно, носить его вещь: если она прилична, то почему ее не использовать по назначению? Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить вещи усопшего у себя в доме.
Бывает грустно, когда среди родственников возникают споры о том, какие вещи кому достанутся. Православным христианам важно сохранить добрую память об усопшем. Это возможно только через мирные отношения между людьми, а значит, лучше уступать.Так поступить будет по-Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.
Можно ли раздать вещи умершего после 40 дней?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Земная жизнь человека не прекращается после его смерти. Он продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды его трудов, через всякое свидетельство о различных сторонах жизни этого человека. И вещи, принадлежащие усопшему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем. То есть раздавать вещи умершего не только можно, но и необходимо. А дата 40-го дня не должна стать каким-то числом начала или завершения этого процесса. Когда необходимо человеку передать вещь усопшего, тогда и передавайте.
В наше время не только в храмах принимают вещи. В интернете можно найти информацию о благотворительных фондах, сортирующих и затем распределяющих вещи среди попавших в беду: нуждающихся, погорельцев, беженцев и бездомных.
Если ваш близкий человек умер, то что с ним происходит на 3, 9 или 40 дней после смерти? Откуда у нас особое отношение к этим датам?
Существует откровение о том, что происходит с душой человека после его ухода. По смерти на 3й день (это связано с тем, что Господь на 3й день воскрес) как правило совершается отпевание и погребение. И до третьего дня душа человека посещает не земле те места на земле, которые он желал или были любимы этим человеком. Нельзя сказать, что он прощается с землей, но Господь дает ему возможность посетить эти места. с 3го по 9й день душе человека показываются райские обители – то, что Господь уготовил каждому из нас. После 9го и по 40й день человек уже проходит ответ за свою жизнь. Фактически это не “встать – суд идет!”, а душа видит то, к чему она прилепилась в течение жизни своей. Поэтому на 40й день наступает частный суд до второго пришествия Спасителя – определяется то, где человеку редстоит ожидать окончатеьного суда: в раю или там, где Бога нет. Но фактически это решение не сам Господь выносит, не книгу открывает и ищет “статью/пункт”, а душа человека в течение этих 40 дней сама прилепляется к тому, что ей важно и дорого.
Господь не “карает” в нашем, земном смысле слова. Он не хочет человеку сделать зла, даже если тот не хочет быть с Ним. Если же ты хотел, но не мог – Господь покроет это своей любовь. А если ты мог, но не хотел, тогда и получаешь то, что искал.
Куда деть вещи умершего?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
К этому нужно подходить с рассуждением и практичностью. Просто закрыть комнату усопшего родственника и оставить там все, “как было”? Но пыль все равно будет там собираться и это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все должно не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться как-то. Если вещи человека были сохранены любящими его людьми, то они должны поддерживаться в порядке и чистоте. Если это икона, то перед ней молятся. Если это молитвослов, то и он используется. То есть вещи не убираются “в закрома” и дальше там пылятся годами. Иногда они должны как-то доставаться, например, в памятные дни этого человека, пусть раз в год, но использоваться вещи должны.
Можно привести пример сохранения памяти о людях праведной жизни. Их кельи, комнаты, где они молились и жили, сохраняют, но их убирают, их посещают, там молятся. Я сам был свидетелем того, как келью отца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре к пасхе убирают: что-то подкрашивают, обновляют, когд-то требуется занавески подшить или поменять, постирать. Если живший здесь много лет человек ушел в мир иной, это не значит, что туда нельзя заходить или можно, но только на цыпочках и спиной к двери пятясь. Такое поведение как раз будет пренебрежение к памяти умершего.
Если вы не можете оставить у себя вещи усопшего и готовы передать их, но не знаете, кому, то в наше время легко найти информацию в интернете о благотворительных пунктах сбора вещей. Можно отнести вещи в храм – их передадут нуждающимся.
Можно ли хранить вещи умершего?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Если эти предметы вам дороги, напоминают ушедшего человека, то почему бы и нет? Например, крестик нательный. Можно его повесить в уголке среди икон, где вы молитесь. Это крест, который носил мой папа или дедушка, близкий мне человек. Не обязательно хоронить именно с этим крестиком – можно сохранить его в семье. Иногда отпевают человека с той иконой, перед торой он всегда молился, но после отпевания ее оставляют в семье, а хоронят с более “простой” иконой, соответственно, если женщина, то Божьей Матери, а если мужчина, то Спасителя.
После смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды трудов усопшего, через всякое свидетельство о различных сторонах его жизни. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.
К вопросу сохранения вещей умершего родственника нужно подходить с рассуждением и практичностью. Даже если запереть его комнату или квартиру и оставить там все, как было при его жизни, то все это со временем покроется пылью. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи должны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте. Если это икона, то перед ней молятся. Если это молитвослов, то и он используется.
Сохранить, носить или отдать вещи близкого человека зависит от того, какова эта вещь. Можно оставить себе что-то на память о дорогом человеке, и конечно, носить его вещь, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя в доме: суеверие о том, что “грехи переходят вместе с вещами”, не имеет отношения к нашей вере.
Вещи умершего: мнение церкви
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
После своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем: если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них. Оставить их вещи себе или отдать нуждающимся – к этому стоит подходить с практичностью и уважением к памяти усопших. Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то со временем пыль соберется там. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные и их никак нельзя использовать по назначению, то не грех их и выбросить в контейнер для мусора.
В восьмитомнике “Настольная книге священнослужителя” содержится подробное описание того, как нужно совершать службы в разные периоды церковного года. Там описаны и требы – крещения, венчания и в том числе есть подробное описание отпевания. Традиции подготовки к погребению мирян и монашествующих, изложенные там, – это самое подробное описание того, что существует в церкви непосредственно о самом обряде. Ничего более специального не существует.
Года два-три назад Синод принял специальное решение о том, кого можно или нельзя отпевать. Потому что в наше время часто возникает ситуация, когда родственники хотят проститься в храме со своим близким, отпеть его, даже если он не был крещен. Синод вынес разъяснение, подтверждение по этому поводу: если человек некрещеный, то и отпевать его нельзя. Но на этом забота Церкви о тех родственниках, которые переживают за некрещеного усопшего, не заканчивается: был принят молебный канон, суть которого – молитва о родных такого усопшего. Главное ядро этого канона – это молитва-утешение родных. Получается, что даже если Церковь не может молиться о людях, так и не ставших членами Церкви, то остается возможность для домашней молитвы: об облегчении участи некрещеных родственников можно и нужно молиться дома мученику Уару.
Можно ли выбрасывать вещи умерших?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Сохранить или отдать, постирать или выбросить вещи умершего человека – к этим вопросам стоит подходить с рассудительностью и практичностью, с уважением к памяти усопшего человека. Земная жизнь человека не прекращается после его смерти. Он продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды его трудов, через всякое свидетельство о различных сторонах жизни этого человека. И вещи, принадлежащие усопшему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем. То есть раздавать вещи умершего не только можно, но и необходимо.
Если же нет представления о том, как можно использовать слишком старые вещи и кому их передать, то можно их вынести на улицу. Даже обычная помойка в наше время может быть не просто свалкой мусора, а некоторым местом передачи вещей. Безусловно, речь идет не о “хламе”, сваленном в кучу, а о чистых, опрятных предметах, постиранных, отмытых. Обычно рядом с контейнерами для мусора есть такая “площадка”, и там можно разложить такие вещи и их возьмут. Я знаю, что туда выставляют, например, мебель, и она вскоре исчезает, и забирает не мусоровоз, а именно люди, которые в ней нуждаются. Наши современные работники по дворам часто собирают металл и сдают его. Кто-то стекла вынимает, а кто-то рамы забирает. Вещи продолжают использоваться.
Грех не в том, что я выбросил вещи умершего человека, а в том, что я не смог их подготовить для того, чтобы других людей заинтересовать. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные, что их никак нельзя использовать по назначению, то выбросить их совершенно нормально и это не грех.
Можно ли стирать вещи умершего?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Любые вещи должны быть чистыми. И неважно, умершего человека или живого. Поэтому не то, что можно, а нужно держать вещи в чистоте и опрятности. Прошло девять дней со дня смерти или сорок – срок не имеет отношения к вопросу стирки.
Если же вещи настолько старые, сломанные, ветхие, что их никак не получается отстирать, отмыть, чтобы использовать по назначению, то выбросить их совершенно нормально и это не грех.
Могу привести пример сохранения памяти о людях праведной жизни: их кельи, комнаты, где они молились и жили, сохраняют, но их убирают, их посещают, там молятся. Я был свидетелем того, как келью архимандрита Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре к пасхе убирают: что-то подкрашивают, обновляют, когда-то требуется занавески подшить или поменять, постирать. Если живший здесь много лет человек ушел в мир иной, это не значит, что туда нельзя заходить или можно, но только на цыпочках и спиной к двери пятясь. Такое поведение как раз будет пренебрежение к памяти умершего.
По поводу стирки и ее меры есть у аввы Дорофея замечательная ремарка по поводу вещей монаха, о том, что излишняя стирка для монаха может быть грехом: он мог бы ходить в этой вещи год, а застирал так, что уже через месяц вещь стала ветхой.
Можно ли брать вещи после умершего человека?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Конечно, можно. То, как вы используете вещи родного вам человека после его смерти, зависит от вас. Если эти предметы будут напоминать о нем, станут поводом для молитвы о его душе, то конечно же, нужно оставить. Никаких строгих правил или предписаний на эту тему в Церкви нет. Кольцо обручальное, крестик нательный, например, можно поместить среди икон, в уголке, где обычно молишься.
Брать себе, оставлять в семье, носить самим или отдать нуждающимся, отнести в храм, выбросить вещи умерших – к этому стоит подходить с рассуждением, практичностью и, безусловно, уважением к памяти усопших. Ничего нет страшного в том, чтобы оставить вещи умершего у себя в доме: суеверие о том, что “грехи переходят” через вещи умершего, не имеет отношения к нашей вере.
Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то пыль там соберется рано или поздно. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте: перед иконой усопшего можно и нужно молиться, его молитвослов, книги не должны пылиться.
Могу поделиться личным, дорогим мне примером. У нас, у матушки моей, сохранился коврик, маленький, буквально полтора на метр, на котором венчалась еще ее бабушка. Когда венчальная пара стояла на этом коврике, на него капал воск. И в ковре это место было вырезано и сделана заплатка. Он висел у нас на стене – не на полу, конечно. Эта вещь сохранилась как память об ушедших родных. Он памятен для нас именно тем, что наши предки венчались на нем.
Можно ли донашивать вещи умершего родственника?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Вещи усопших донашивать можно. Если нуждаются родственники, то они оставляют вещи себе, а если нуждается в них больше кто-то вне семьи, значит, нужно передавать этим людям.
Возраст умершего человека не влияет на использование вещей по назначению. Одежда ребенка или бабушки остается одеждой. Если вещь носимая, то зачем бросать ее в тряпки или выкидывать? Это неправильно. Более того, проходит время и то, что казалось старым, старомодным, наоборот, начинает пользоваться спросом, входит в моду.
Важно понимать, что даже после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через плоды его трудов, через вещественное свидетельство о различных сторонах его жизни. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них.
Носить или отдать вещи умершего зависит от того, какова вещь. Можно носить вещь усопшего, если она прилична и ее можно использовать по назначению. Недаром сохраняют вещи святых, например, мантию или колечко – то, что с этими людьми связано, что они носили и к чему прикасались. И ничего нет страшного в том, чтобы оставить эти вещи у себя: поверье, что какие-то грехи переходят “вместе с вещами”, не имеет отношения к духовной реальности.
К сожалению, случается, среди родственников усопшего возникают споры о том, какие вещи кому теперь принадлежат. Но важнее всего сохранить добрую память об усопшем. И это возможно через мирные отношения между людьми, а значит, в подобных спорах лучше уступать. Сохранять мир в семье ради доброй памяти об умершем родственнике – значит поступать по-Божьему, по любви и к усопшему, и друг к другу.
Можно ли класть в гроб вещи умершего?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Что действительно важно по церковным канонам перед погребением? Омыть тело человека, одеть в чистую одежду: у монашествующих она одна, у мирян – другая. После этого накрывают тело усопшего церковным покрывалом, в руку вкладывают крест, а на главу – венчик. После отпевания в руку дополнительно вкладывается разрешительная молитва. Если сохранился елей после таинства соборования (елеосвящения), то поверх покрывала возлевается этот елей, а уже после этого тело предается земле. Вот все, что остается с усопшим, когда он в гробу. А очки любимые или ботинки положить в гроб, платок в руку – это все не имеет отношения к спасению души человека.
Если ваш близкий человек умер, то для него не важно не то, что вы положите в гроб, а то, что с его душой происходит в это время.
Существует откровение о том, что происходит с душой человека после его ухода. По смерти на 3й день (это связано с тем, что Господь на 3й день воскрес) как правило совершается отпевание и погребение. И до третьего дня душа человека посещает на земле те места, которые он желал увидеть или были любимы этим человеком. Нельзя сказать, что он “прощается с этим миром”, но Господь дает ему возможность посетить эти места. С третьего по девятый день душе человека показываются райские обители – то, что Господь уготовил каждому из нас. После 9го и по 40й день человек уже проходит ответ за свою жизнь. Что такое этот “суд”? Фактически это не понятная нам ситуация “встать – суд идет!”. Это время, когда душа видит то, к чему она прилепилась в течение жизни своей. Поэтому на 40й день наступает частный суд до второго пришествия Спасителя – определяется то, где человеку предстоит ожидать окончатеьного суда: в раю или там, где Бога нет. Но на само деле это решение не сам Господь выносит, не книгу открывает и ищет “статью/пункт”, а душа человека в течение этих 40 дней сама прилепляется к тому, что ей важно и дорого.
Что делать, если снится, что умерший просит вещи?
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов подворья Патриарха Московского и всея Руси, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского при ЦКБ святителя Алексия, г. Москва
Церковь высказывает общее свидетельство о том, что снам лучше не верить. Есть такое рассуждение, которое даже богословским назвать нельзя, о том, что сны бывают трех типов: обычные или повседневные (когда во сне всплывает что-то, о чем мы думаем в ежедневной суете), от сил зла (тем более им верить не надо), откровение от сил добра, от ангельского мира. Но мы с вами не святые, чтоб нам как Иосифу Обручнику являлся ангел и руководил действиями по спасению святого семейства. Кто мы такие для подобных явлений? Это первый признак состояния прелести, прельщенности бесами, – мысль о том, что мы достойны подобных откровений. Поэтому получается, что никаким снам верить не стоит.
Иногда человек все-таки смущается, предполагая, что Бог хочет достучаться до него посредством сна, что это Его воля. На этот случай святые отцы отвечают, что воля Божия проявляется не в чем-то одном, а в нескольких очень ясных обстоятельствах. Поэтому сон о том, что умершему нужна какая-то одежда – это же абсурд. Какая одежда ему может быть нужна сейчас, когда он телом-то не обладает? Ему нечего уже прикрывать. Поэтому безумен человек, который собирает что-то себе в пирамиды и пытается что-то с собой унести, пусть даже с запасом, на 5 лет. А дальше – что? У Бога тысяча лет как один день, а один день как тысяча лет. В вечности человек уже вне времени живет.
Поэтому, скорее всего, сам человек, которому этот сон приснился, очень озабочен вещами умершего. И во сне, при отсутствии сдерживающих систем, в его организме происходит такое. Медики говорят, что сами сны длятся какие-то доли секунд, а не всю ночь, как нам иногда кажется. Неполезно обращать на сны внимание.
Важно понимать, что после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем: если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память о них. Оставить себе или отдать нуждающимся – к этому стоит подходить с практичностью и уважением к памяти усопших. Если запереть комнату или квартиру умершего человека и оставить там все, как было при его жизни, то со временем пыль соберется там. А это как раз не благоговейное отношение к памяти человека. Все вещи призваны не то, чтобы “работать”, но функционально использоваться, поддерживаться в порядке и чистоте.
Если совершенно некому передать те или иные вещи усопшего, то можно их вынести на улицу. Даже обычная помойка в наше время может быть не просто свалкой мусора, а некоторым местом передачи вещей. Безусловно, речь идет не о “хламе”, сваленном в кучу, а о чистых, опрятных предметах, постиранных, отмытых. Если же вы понимаете, что вещи уже настолько старые, ветхие или сломанные и их никак нельзя использовать по назначению, то не грех их и выбросить в контейнер для мусора.
Когда убирают вещи умершего из дома?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Душе усопшего человека особенно нужна частая и усердная молитва в первые 40 дней со дня смерти. Поэтому мнение, что до сорока дней нельзя трогать вещи новопреставленного, является предрассудком, который, к сожалению, часто мешает людям творить добрые дела. Вещи надо раздавать как можно раньше, чтобы за усопшего совершалась молитва сразу же после кончины, когда его душе предстоит пройти посмертные испытания. И здесь очень важны не только наши молитвы, но и добрые дела в память умершего с просьбой помолиться о нем. Накормить голодного, одеть неимущего человека – всегда благое дело и большая помощь нашим почившим родным и близким.
Нет строгих правил о том, когда убирать или стирать вещи умершего родственника. Минуло 40 дней или нет – вещи можно и нужно раздавать с просьбой молитвенно помянуть усопшего.
Сороковины, сорок дней – это особенное время не только для тех, кто переступает порог вечности, но и для их родственников. Не зря это время совпадает с числом дней, проведенным Спасителем в пустыне в посте и молитве. Это как бы напоминание и нам, что придет и наша посмертная встреча с Отцом, встреча с Тем, перед Кем умолкает всякое знание и обнажается суета века сего. Это время спросить себя честно: а каким я предстану перед Тем, Кто есть сама Любовь? И поэтому хорошо в это время позаботиться и о наших потрепанных мирской суетой душах, поисповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин. Это укрепит нас и для молитвы о тех, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.
Куда отдать хорошие вещи умершего?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Вещи наших усопших родных можно отдать нуждающимся семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, погорельцам, беженцам, малоимущим, бездомным. Эти люди будут рады таким вещам, если они чистые и могут быть использованы по назначению. Одновременно это будет вашей заботой об умершем родственнике: одеть неимущего человека, сделать доброе дело ради него – это всегда большая помощь душе усопшего.
Если вы не знаете нуждающихся лично, то можно передать вещи в благотворительный пункт сбора вещей. В наше время в большинстве православных храмов, несмотря на нехватку помещений, принимают вещи с тем, чтобы раздавать их нуждающимся прихожанами или тем, кто обращается за помощью.
Но перед тем, как паковать эти вещи для стариков или сирот в глубинке, благотворительного магазина или государственного пункта помощи бездомным, стоит внимательно ответить на вопрос о том, действительно ли одежда хороша настолько, что ее можно сразу надеть, или все-таки нужно сначала немного починить или молнию вставить? Потому что у тех людей и даже организаций, профессионально занимающимся помощью нуждающимся в вещах, вряд ли будет возможность отстирывать или оплачивать химчистку.
Нет строгих правил о том, как поступать с хорошими вещами умерших, что и куда нужно отдать. Какие-то вещи напоминают нам о наших почивших близких, были им в свое время дороги или даже были завещаны нам, их потомкам. Поэтому не стоит пренебрегать, брезговать ими. Ведь абсурдным будет высказывание: так как на этой земле жил покойный, я не буду по ней ходить… Вещи эти можно стирать, ремонтировать, обновлять. В русских семьях всегда почитали за честь хранить бабушкино подвенечное платье, награды прадеда, а некоторые вещи становились семейными реликвиями, не давая нам забыть, что Бог наш – “не есть Бог мертвых, но живых” ( Евангелие от Матфея, 22:32).
Можно ли продать вещи умершего до 40 дней?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Вещи умершего, с точки зрения верующего человека, ничем не отличаются от обычных. Можно их носить, дарить, продавать и делать все то, что делается с обычными вещами.
Однако для умершего будет очень хорошо, если эти вещи будут пожертвованы нуждающимся людям с просьбой помолиться о нем. Дар всегда выше продажи, так как через дар мы обретаем нетленное сокровище добродетели. Продажа же приносит нам лишь земное сокровище.
Сорок дней со дня смерти – это особенное время не только для умершего, но и для его родных. Этот период напоминает нам, живым, о нашей посмертной встрече с Отцом – с Тем, перед Кем умолкает всякое знание и обнажается суета века сего. Смерть близкого человека ставит острый вопрос: а каким я явлюсь перед Тем, Кто есть сама Любовь? Поэтому очень важно в течение этих 40 дней позаботиться и о собственной душе: подготовиться к исповеди и причаститься Святых Христовых Таин. Такой духовный подвиг укрепит нас и для молитвы о том, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.
Можно ли сжечь вещи умершего после 40 дней?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Сжигать вещи умершего можно. Случается, что это обосновано санитарной необходимостью или же ветхостью вещей. Лучше сжечь вещи, оставшиеся после умершего, если он занимался магией и колдовством.
Просто же сжигать вещи, потому что человек умер, – это языческий пережиток, суеверное стремление избавиться от всего, что связано с напоминанием о смерти человека. Христианские святые, наоборот, не боялись умереть и часто оставляли себе для постоянной памяти прижизненный гроб или изречения о смерти.
Первые 40 дней после смерти человека – бесконечно важное время не только для умершего, но и для его родных и близких. Не случайно этот срок совпадает с числом дней, проведенным Спасителем в пустыне в посте и молитве. В эти дни мы невольно думаем и о нашей собственной посмертной встрече с Отцом. Смерть близкого человека поднимает сущностный вопрос: а каким я явлюсь перед Творцом, Кто есть сама Любовь?
Бытовые вопросы так или иначе решаются, но важнее всего в течение этих 40 дней найти сил и возможность позаботиться о собственной душе, подготовиться к участию в Таинствах: исповедаться и причаститься. Принятие Святых Христовых Таин укрепит нашу молитву об упокоении души того, с кем мы недавно расстались и по ком скорбит наше сердце.
Почему нельзя носить вещи умерших?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Носить вещи умершего МОЖНО. Ответственность за вещи, оставшиеся после умершего, напрямую лежит на наследниках, которые вольны поступать, как им вздумается. Например, часть памятных и дорогих сердцу предметов они могут оставить себе. Часть приличных вещей можно раздать нуждающимся, причем лучше это сделать до 40 дней: в этот период решается предварительная посмертная участь умершего.
Пока мы живы, мы учимся любить Бога и ближних своих. В чем смысл нашей жизни? В соединении Богом. А Бог есть Любовь. Поэтому смысл человеческой жизни в приобретении, росте этой любви внутри сердца. И пока наш путь не завершился, мы все идем покаянным крестным путем ко Христу.
Когда человек умер, он сам уже ничего не может изменить в своей посмертной участи. Помочь ушедшим можем мы, оставшиеся в живых. Своей любовью делиться с ними.
Каким образом это осуществить?
В первую очередь мы призваны молиться, как дома, так и в Церкви: заказывать обедни и панихиды. Можем кормить людей в воспоминание этого человека, чтобы о нем помолились. Подавать нищим или нуждающимся милостыню. Вещи, оставшиеся после умершего, могут послужить милостыней.
Можно ли трогать вещи умершего до 40 дней?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Можно трогать вещи умершего. Если они настолько ветхие и непригодные для дальнейшего использования, их можно выбросить. Вещи умершего могут послужить милостыней, поводом для молитвы о душе новопреставленного: их можно раздать нуждающимся, причем лучше это сделать до 40 дней, поскольку в этот период решается предварительная посмертная участь умершего.
Пока человек жив, он идет покаянным крестным путем ко Христу. Когда он умирает, он не может ничего изменить, но мы можем помочь ушедшим – своей любовью поделиться с ними.
В первую очередь мы должны молиться о упокоении их душ, на что мы имеем прямое указание из Священного Предания Церкви. Мы можем молиться келейно (дома), можем приходить в храм для молитвы церковной, заказывать обедни, панихиды. Милостыней будет и угощение людей в воспоминание этого человека, чтобы они помолились о нем.
Особенно памятные вещи наследники могут оставить себе. У меня, например, сохранились вещи после смерти моего папы, раба Божьего Георгия, Царствие ему Небесное, которые я с удовольствием ношу и вспоминаю часто о нем.
Важно помнить и понимать, что смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель нашего существования – в стяжании этой любви внутри собственного сердца. И вся наша жизнь до смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.
Можно ли сжигать вещи умершего?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Можно сжигать вещи умершего. Если очевидно, что вещи настолько ветхие и непригодные, их можно сжечь.
После смерти близкого важнее другое: его покаянный крестный путь ко Христу закончился, он не может ничего изменить, но мы можем помочь ушедшему, своей любовью поделиться с ним. Смысл нашей с вами жизни в соединении с Богом, который есть Любовь. Поэтому и цель земного существования заключается в стяжании этой любви внутри своего сердца. И вся наша жизнь до самой смерти – это школа, в которой мы учимся любить Бога и ближних своих.
Вещи умершего могут послужить милостыней, поводом для молитвы о душе новопреставленного – их можно раздать нуждающимся. Но в первую очередь Священное Предание Церкви призывает нас молиться о упокоении его души. Можно молиться келейно (дома), можно приходить в храм для молитвы церковной, заказывать обедни, панихиды.
Можно ли продать вещи умершего после 40 дней?
Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы
Никогда не встречался с тем, что кто-то хочет продать вещи умершего. Наверное, речь идет о наследстве – квартира, машина, дача. Конечно, можно продавать. С вещами родственники поступают так, как считают нужным. Чаще, конечно, оставляют в семье или раздают как милостыню с просьбой о молитве.
Конечно, будешь поминать больше тех людей, от которых тебе что-то осталось на память. Вещи, причем любые, не только связанные с нашей верой, но и вполне утилитарные, могут служить таким молчаливым напоминанием. Когда скончался мой отец, мама раздала нам, его детям, иконы, которые он всю жизнь собирал, спасал с русского севера, где в 60е годы они погибали, ими заколачивали окна, выбрасывали. Папа привозил эти иконы в Москву, реставрировал. И после его смерти эти иконы оказались в семьях его детей, мы молимся перед ними и поминаем папу.
Если мы говорим по 40м дне, об особом к нему отношении нашего народа, то здесь важно совсем другое. С девятого до сорокового дня, по учению Церкви, душе показывается ад. На 40-й день человек предстает перед Богом и определяется место его пребывания до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об умершем. В нашей традиции поминки – это молитва родственников и друзей о упокоении души усопшего. Основной смысл поминок – сделать доброе дело в память об умершем. Если продать вещи умершего с тем, чтобы сотворить милостыню в память о нем и просить молитв тех людей, которым вы можете помочь, то, наверное, эти хлопоты могут быть оправданы и до 40 дня.
Можно ли пользоваться вещами умершего?
Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы
С вещами умершего родственника можно поступать так, как считаете нужным. Кто-то их раздает нуждающимся, кто-то оставляет на молитвенную память себе. В наше время, когда вещи бывают виртуальными – странички в соц.сетях, переписка посредством различных гаджетов – руководствуются тем же правилом, которое действует в отношении писем: если человек умер, то письма читать можно. Дневники, переписку известных людей даже публикуют, но так, чтобы не навредить тем живым людям, кто в них упомянут, в крайнем случае заменяют их на N, чтобы без имен.
Мне кажется, что вполне можно пользоваться вещами умершего человека, который был вам дорог. Хорошо иметь на память что-то, чтобы поминать человека в молитвах. За годы служения мне пришлось хоронить и отпевать очень многих людей, и по своему опыту могу сказать, что чаще поминаю именно тех, от кого мне осталось что-то, например, икона или подсвечник: смотришь на эту вещи и сразу вспоминаешь умершего Иоанна, Феодосию, которые были благочестивыми людьми. Но предметы могут быть и вполне утилитарного характера: от красивых картин, ваз до чего угодно. И пользоваться ими можно.
Как поступать с вещами умершего?
Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы
Самый плохой вариант – собрать все подряд и кого-то “осчастливить” тем, что стоило бы вынести на помойку. Если вещи пристойные, то их вполне можно раздать. Только важно помнить, что судьба таких вещей – это тоже особый труд, большая работа, даже специализированная. Если вы знаете тех, кто этим занимается, нужно понимать, какие требования есть к вещам: на всех благотворительным порталах, например, сайт православной службы “Милосердие”, есть подробное описание того, что нужно приносить, а что лучше не надо. Такие условия приема – не капризы, а результат многолетнего опыта работы с нуждающимися людьми. Те вещи, которые уже никому не нужны, можно выбрасывать со спокойной совестью.
Родственники, наследники умершего обычно сами решают, как поступать с его вещами. Не существует каких-то особых церковных правил. Думаю, будешь поминать больше тех людей, от которых тебе что-то осталось на молитвенную память. Когда скончался мой отец, мама раздала нам, его детям, иконы, которые он всю жизнь собирал, спасал с русского севера, где в 60е годы они погибали, ими заколачивали окна, выбрасывали. Папа привозил эти иконы в Москву, реставрировал. Теперь, после его смерти, эти иконы хранятся в семьях его детей, мы молимся перед ними и поминаем папу.
Можно ли выбросить вещи умершего после 40 дней?
Протоиерей Иоанн Емельянов, председатель приходского совета храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы
Выбросить вещи можно как до, так и после 40 дней. Это чистое суеверие и не имеет никакого отношения к православному вероучению. Единственное благочестивое объяснение этому правилу в том, что до 40 дней стоит меньше суетиться по бытовым вопросам, отвлекаться на материальные проблемы, а больше молиться об усопшем. На 40-й день умерший предстает перед Богом и определяется место его пребывания до Страшного Суда. В нашей традиции поминки – это молитва родственников и друзей о упокоении души усопшего. Основной смысл поминок – сделать доброе дело в память о близком человеке: можно накормить людей с просьбой о молитве, можно раздать на память его вещи,пожертвовать свои средства или время на дела милосердия.
Помню случай у нас на даче. Мимо наших с братом участков проходили приличного вида тетушки и увидев, что у нас много детей, спросили, не нужны ли нам вещи. Целая история была с тем, чтобы найти машину, а когда мы приехали к какому-то разваливающемуся дому, нам вынесли допотопный диван и два баула. Но как только мы открыли эти мешки, на нас пахнуло “ароматом”, который не поддается описанию. Сразу стало понятно, что все вещи вполне можно было бы отнести на помойку, но этим людям, очевидно, было жалко так поступить и они решили “помочь” многодетным. Вещи в таком плачевном состоянии – неважно, от живых они людей или от умерших, – конечно, никому не будут нужны и их можно смело выбросить.
Смотрите также: 11 вопросов о поминовении усопших
Автор: ГАДЖИНСКАЯ Светлана