Нужно ли детям присутствовать на похоронах

02.11.2007

До недавнего времени детей старались оградить от похоронного обряда, вероятно, в стремлении защитить их от суровой реальности смерти и морально тяжелой ситуации, полагая, что дети, особенно совсем маленькие, не смогут понять, что происходит и почему все вокруг плачут. Меня поразило число пришедших на мои семинары специалистов, которые были обижены и возмущены тем, что им не разрешили присутствовать на похоронах близкого человека, когда они были детьми.
Представленное исследование показывает, что дети тоже страдают и оценят ваш выбор, если им позволят участвовать в церемонии прощания. В данной статье основное внимание уделяется нуждам детей, столкнувшихся с проблемой смерти и рассмотрению вариантов наиболее мягкого введения ребенка в происходящее, помощи и поддержки.

КАК ДЕТИ ВОСПРИНИМАЮТ СМЕРТЬ?
Для начала важно разобраться в детском понимании и детских представлениях о смерти. Как и другие взгляды, представления о смерти постепенно развиваются с возрастом. Примерно до 10 лет дети не могут понять необратимости и безысходности смерти, согласно данным Кениона (2001 г.). В своем комплексном исследовании она делает заключение: дети начинают осознавать, что смерть есть переход в другое состояние, годам к 3-м. Где-то к 5-6-ти годам они начинают понимать, что все мы смертны, но понимание, в результате чего происходитсмерть, приходит позже. И, тем не менее, это лишь общие законы восприятия, возникающие в том случае, если на представление детей оказывают влияние следующие факторы:
    
Дети младше 2-х лет не способны воспринимать смерть, но на них оказывает влияние любое изменение в поведении и состоянии их опекуна. Хотя в речи детей от 2-х до 5-и лет может и встречаться слово «смерть», значение его они практически не понимают. Они воспринимают смерть как сон или отъезд, и им необходимо тысячу раз повторять, что их близкий уже не вернется.
Это возраст «магического мышления», когда ребенок может думать, что смерть наступила из-за его мыслей. Развитое воображение в данном случае может обозначать, что в том случае, если ребенок не видит тела и не присутствует на похоронах, то в его воображении могут возникнуть картины куда более страшные, чем в реальности. Детей старшего возраста могут увлекать ритуалы, связанные со смертью, поэтому честное и простое объяснение необходимо, если у ребенка возникают вопросы.

ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ ВИЗУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ СМЕРТИ
Опять же с целью защитить своего ребенка родители могут стремиться к тому, чтобы ребенок не увидел тело умершего, особенно в тех случаях, когда оно повреждено или очень сильно отличается от того, как выглядел человек при жизни. При серьезных повреждениях части тела, которые оказались незатронутыми, могут быть видны, например, руки или ноги. Но ребенок все же должен иметь возможность выбирать, хочет ли он это видеть, при условии осторожной подготовки, подробных объяснений и поддержки до и после просмотра. У детей, не достигших пятилетнего возраста, могут появиться дополнительные поведенческие проблемы, но достоинствами подобного подхода может стать:
   

ПОХОРОНЫ 
Значение и важность похоронных ритуалов вне всяких сомнений. Проведение похорон дает возможность:
     
Исключение детей из процесса подготовки или посещения похорон лишает их возможности попрощаться с покойным и стать частью семейного ритуала. 
После подробного объяснения ребенку нужно позволить самому выбирать, хочет ли он присутствовать на похоронах. Крайст в своем исследовании (2000 г.) отмечает, что дети в возрасте 3-х лет присутствовали на похоронах своих родителей без каких-либо видимых последствий для психики. Присутствие способствовало формированию более четкого представления о смерти.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПРИСУТСТВИЮ НА ПОХОРОНАХ Здесь перечислены вопросы, которые ребенок может задать:
- Как будут проходить похороны?
      
Я хотел присутствовать на похоронах, но я не знал, как себя вести. Моя мама плакала, и все вокруг плакали. А я не знал, смогу ли я заплакать. Люди говорили со мной, а я не знал, как реагировать (Дэвис, 1999:121).

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ПОХОРОНАХ
По воспоминаниям одной девочки
Я не хотела идти на похороны. Я, правда, не знаю почему,  просто мне было страшно, и я осталась в доме соседей. Потом, когда все собрались у нас дома, я чувствовала себя не в своей тарелке, как будто они о чем-то знали, а я нет. Даже сейчас (по прошествии 6-ти лет), я все еще помню об этом. Мне жаль, что я не пошла (18 лет, Дэвис, 1999:121).
Для детей, которые решили не идти на похороны, важно, чтобы вы их выслушали и разделили с ними беспокоящие их проблемы. Этот шаг может помочь родителям:
    
Нельзя заставлять ребенка идти на похороны, если он этого не хочет. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя неуютно, можно сделать следующее:
   

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ
- Написать стихи;
    

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Смерть, даже когда ее ожидаешь, является тяжело переносимым событием. Взрослым приходится многое организовывать после смерти близкого, когда совсем не до этого и нет ни моральных, ни физических сил. При этом у представителей похоронной службы появляется шанс направить их и объяснить важность участия детей. 
  
Смерть - это часть жизни, но все равно мы, британцы, продолжаем бояться смерти. Страхи взрослых, молчание и отсутствие необходимой информации может привести к тому, что дети остаются без участия и поддержки. Наш долг - сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя забытым, а его пожелания невыполненными. Вовлечение ребенка в похоронные ритуалы может помочь ему узнать больше о смерти, потерях и страдании, дать ребенку возможность почувствовать себя частью семьи, а это очень важно.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Крайст Дж. (2000) Исцеление детских страданий: Как пережить смерть родителей от рака, Оксфорд, Оксфорд Юниверсити Пресс. 
Дэвис Б. (1999) Тени на солнце; Опыт потери родных в детстве, Филадельфия, Бруннер/Мазэл.
Джонсон М. (1996) Устав умерших граждан. Стамфорд: Национальный похоронный колледж.
Кенион Б. (2001) Современное исследование детских представлений о смерти: критический обзор. Журнал Омега о смерти и умирании, 43:63-91.
Силверман Пр. (2000) Узнать никогда ни рано. Нью-Йорк, Оксфорд Юниверсити Пресс.

Энн ДЕНТ, председатель Бристольского Форума по проблемам смерти, руководитель Фонда Помощи и Сострадания, Бристоль

ОБ АВТОРЕ, ДОКТОРЕ ЭНН ДЕНТ
Энн Дент работала в сфере помощи взрослым и детям, пережившим утрату, в течение 30 лет, в области предоставления услуг, образования и научных исследований. В 1990/91 годах она принимала участие с двумя другими добровольцами в организации первого хосписа для взрослых в Санкт-Петербурге, Россия. Энн возглавляла Детский Реабилитационный Центр и Национальный Форум по исследованию проблем смерти. Энн - автор большого количества статей о смерти и детях, столкнувшихся с утратой, она выступила в качестве соавтора нескольких книг о внезапной смерти детей.


#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика