Прощание с телом в открытом гробу. Роберт Фет, Германия

26.06.2009

ПОЛЕМИКА ПО ПОВОДУ ЗАКОННЫХ ПРАВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОРОН

Время до похорон – погребения или кремации – это особенное время, так как умерший человек находится еще среди живущих. Например, и поныне в африканских ритуалах с телом доходят до того, что для него накрывают стол или ставят стул, чтобы покойник мог присутствовать на ритуальных танцах и обрядах. Только с похоронами исчезает все осязаемое, живое. Усиливается печаль, горестное состояние родственников. Растет сознание необходимости торжественной и одновременно личностной формы этого процесса, которая помогает родственникам, поддерживает их и сопровождает при последних шагах рядом с усопшим. Это не делает утрату легче, напротив: прощание – это признание суровой, окончательной реальности. Со смертью нельзя торговаться, смерть неотвратима, для нее нет альтернативы. Как сформулировал один представитель зарубежной ритуальной организации:  «Если нам – захоронителям – удается устроить вместе со скорбящими удачное прощание с покойным, то мы имеем позднее меньше проблем с непреодоленной скорбью». Очевидно, что организаторов похорон с таким сознанием в России сегодня еще недостаточно, но число их растет.
Сегодняшняя публикация адресована прежде всего похоронным директорам. Редакция в форме полемики использует опыт и мнения зарубежных специалистов, их советы и рекомендации, которые важно использовать в ритуалах прощания с усопшими.
Открытый доступ к гробу с телом умершего

За рубежом, в Европе, США становится редкостью прощаться с усопшим у открытого гроба, еще раз прикоснуться к нему, поцеловать его в лоб. Только 5-10 процентов умерших открыты для всеобщего обозрения в гробу, и этот процент уменьшается. Во все более разобщающемся обществе предается забвению обычай еще до похорон открывать гроб для приехавших издалека скорбящих.
Лично я сторонник открытого доступа к гробу с телом покойника. Видеть усопшего важно по целому ряду психологических причин. Закрытый гроб затрудняет прощание и поддерживает бездуховное прозябание в обществе потребления, внешних прелестей ложной красоты. Сокрытие умершего – это часть всеобщего вытеснения понятия «смерть» из нашего общества.
Люди, выбравшие открытый доступ к гробу с телом умершего, рассказывают, что часы, проведенные рядом с усопшим, – это часы большой близости с умершим, дающие силу для прощания с ним. У открытого гроба они разговаривали с умершим, обменивались воспоминаниями, высказывали недовольство, признавались в своей вине перед ним, короче говоря, наступало полное примирение с мертвым. Может быть важным и полезным еще раз взглянуть на лик умершего, так как лик смерти делает смерть понятной, а это первый шаг к прощанию.
Профессиональные работники ритуальных служб часто советуют близким и друзьям посетить лежащего в гробу покойного и лично с ним попрощаться. Социальные работники, психологи и душеприказчики часто становятся свидетелями того, как каменеют люди в горе, не могут понять неотвратимость происходящего и раскаиваются, что не смогли еще раз взглянуть на усопшего. «Я была рядом с отцом, когда он умирал, и еще полчаса после смерти была я около него. Я чувствовала, как постепенно уходила жизнь от него. Потом я вышла, чтобы кое-что сделать, а когда через два часа вернулась к отцу, он полностью преобразился. Он был по-настоящему мертв, ни одного остатка жизни не было в нем».
В первые часы и дни после смерти умерший резко изменяется. Кто был свидетелем этого, не может себя успокаивать ложью. Правда горька, но эта боль неизбежна.
При открытом доступе к гробу с телом речь идет не только о визуальной стороне, усопшего нужно и почувствовать. Прикосновение к холодному телу делает понятной неотвратимую истину. Запах трупа – важный момент, который позволяет окончательно осознать и принять смерть. 
Косметика тела умершего
В Америке зачастую умерших так преображают, что они выглядят «красиво» и на все время доступа к гробу не изменяются. Родственники недоумевают, что доходит до полной неузнаваемости –  80-летние вдруг становятся, как их внуки.
Разрешение на бальзамирование по последнему слову науки и косметики дает ближайший родственник, если об этом не распорядился сам умерший, этот родственник и определяет вид захоронения и траурной церемонии. Это входит в компетенцию патологоанатомов или танатопрактиков. Они отвечают за «красивый» облик умершего, не меняющийся одну-две недели. Танатология практически еще нигде не признана.  В мире всего несколько специализированных учреждений:  в США, в Англии, Германии. Поэтому стандарты, предъявляемые к облику мертвого тела, целиком зависят от традиций, которые отличаются в разных странах.
Простейшей формой косметики трупа является наложение грима работниками ритуального хозяйства. За рубежом запрещено использовать бытовую косметику, так как она не содержит дезинфицирующих веществ и  антибиотиков. В мире принято каждое мертвое тело считать условно опасным и потому  в качестве главной задачи, которую общество ставит перед похоронщиками, принято считать обеспечение безопасных похорон. Неудивительно, что в Англии, Германии, США большая часть тел, представляемая перед родственниками в открытом гробу в обязательном порядке, бальзамируется методом танатопраксии, когда откачивается кровь и замещается специальными бальзамирующими жидкостями, по цвету напоминающими цвет крови. После такой обработки тела считаются безопасными для прощания, до них можно дотрагиваться, целовать, длительно находиться в одном помещении. Для обработки тел погибших от несчастного случая с сильными повреждениями лица рекомендуется помощь танатопрактиков, обладающих навыками реконструции лица.  Даже если умерший выглядит «некрасиво», например, при самоубийстве или при рождении мертвым, родственники должны еще раз взглянуть на покойного. Для этого  необходимо иметь специальное помещение для установки гроба. В Европе такое помещение называют похоронной комнатой.
Помещение для установки гроба и прощания
Кладбище, как правило, не является подходящим местом для открытого доступа к гробу с телом покойника и для прощания с ним. Часто там имеются только маленькие помещения, редко встречаются большие закрытые помещения, где может собраться  семья. Кроме того, подобные помещения доступны только несколько часов в день. Ночью, как правило, они повсюду закрыты.
«Холодным» помещениям из стали, бетона вы сможете придать определенную теплоту и индивидуальную ноту – нужно украсить помещение цветами, стены завесить тканью или соорудить над гробом балдахин.
Но где же найти подходящие помещения для установки гроба с телом? Место для установки гроба с телом умершего часто бывает в помещении, приспособленном для организации траурных церемоний.
Бавария – единственная федеральная земля Германии, которая не разрешает захоронителям устанавливать гроб с телом на тележку-катафалк вне кладбища. Зато Бавария не устанавливает срок, до которого умерший должен быть доставлен в морг. Так что содержание тела усопшего в гробу в домашних условиях может длиться несколько дней.
Прощание с  умершим  в домашних условиях
Известно, что в большинстве земель Германии разрешено держать умерших дома до 36 часов, даже если смерть наступила в клинике или специальном учреждении. В Австрии держать дома умершего в гробу разрешено лишь в некоторых регионах, и это стало редким явлением. В Швейцарии это довольно широко распространено, и в некоторых кантонах разрешено хоронить покойника прямо из дома, как это до сих пор распространено в России.

Кто хочет открыть доступ к гробу с телом умершего, должен посоветоваться с ритуальными службами, но не давайте им себя уговорить, так как некоторые ритуальные службы боятся лишних расходов.
Дома нужно иметь отдельное помещение, где устанавливается открытый гроб с телом. По возможности не проветривайте комнату, не протапливайте ее, летом содержите ее в прохладном состоянии, чтобы задержать разложение трупа.
Андреа НАГЛЬ, Германия

До середины XX века тело в гробу, как правило, находилось дома. Бесценное преимущество: родные и друзья могут в интимной обстановке дать волю своей печали и своим чувствам. Они постепенно понимают непостижимое, могут уйти и вернуться соответственно своим чувствам, могут приблизиться к усопшему, видеть его, чувствовать его, его запах. Дома у каждого есть время, необходимое для сознания смерти.
Придать телам должный вид
Когда я только начал заниматься похоронным делом, я не считал важным для живых видеть мертвые тела усопших перед погребением.  И только позднее я начал осознавать, как важно для родственников усопшего «наблюдать» за происходящим, «увидеть» истинное лицо смерти. И потом я понял,  насколько важно для друзей и родственников запечатлеть этот финальный образ смерти, чтобы справиться с утратой.
В ходе недавних судебных дел, когда владельцы похоронных бюро оказались либо слишком ленивыми, либо некомпетентными, чтобы придать телам должный вид, прежде чем показывать их родственникам. Все эти случаи закончились судебным разбирательством.

После  автомобильной аварии, случившейся в Нью-Йорке, владелец похоронного агентства заявил 50-летней жене погибшего, что лицо ее мужа настолько обезображено, что несмотря на все попытки восстановить облик ушедшего, гроб лучше не открывать. Несмотря на это, вдова была так тронута проявленным сочувствием директора, что пригласила его на поминальный обед. Несколько недель спустя она случайно встретила окружного коронера и поделилась с ним, как трудно ей было не увидеть в последний раз лицо мужа. Коронер очень удивился и сказал: «Я видел тело вашего мужа, и на его лице не было никаких повреждений».
Женщина наняла адвоката, добившегося эксгумации. Патологоанатом определил,  что лицо усопшего не было  повреждено, и что тело даже  не доставали из специального коронерского мешка для перевозки трупов. (Директор похоронного бюро  взял у вдовы  деньги за бальзамирование и прочую подготовку тела к погребению).  Учитывая все эти обстоятельства,  вдова получила значительную компенсацию – в основном по иску об обмане. 
Дело Джилл
Семнадцатилетняя Джилл скончалась от многочисленных травм в результате автомобильной катастрофы в Техасе. Одним из повреждений была «большая рваная рана, шедшая от правого виска до уголка правой глазницы» (отчет о вскрытии). Однако пожарный, два сотрудника «скорой помощи» и коронер показали на суде, что тело не было серьезно обезображено.
Директор похоронного бюро заявил отцу Джилл, что несмотря на все их усилия восстановить внешность Джилл, ее невозможно показывать родственникам. Мать умоляла о том, чтобы увидеть дочь, но директор сказал ей, что якобы «это незаконно» и «эксперт приказал не показывать тело родственникам». По утверждению директора, он говорил о том, что «это будет неправильно с моральной и этической точки зрения», что «на самом деле, я не запрещал ей смотреть на дочь», и «Нет, мадам. Это не следует делать в самом похоронном доме».
Затем мать Джилл попросила о том, чтобы хотя бы коснуться руки или ноги Джилл, но и в этом ей было отказано.
Через несколько месяцев мать, так и не оправившаяся от потрясения, настояла на проведении эксгумации для того, чтобы взглянуть в последний раз на дочь. Затем она подала в суд на похоронный дом за причиненный моральный ущерб  из-за отказа увидеть тело Джилл.
В Нью-Мексико было возбуждено дело после того, как тело мужчины эксгумировали через две недели после похорон для проведения аутопсии для страховой компании. На кладбище присутствовали двое сыновей усопшего, описавшие затем на суде ужасное зловоние, которое шло от вскрытого гроба. Позднее патологоанатом написал в отчете, что забальзамирована была только верхняя часть тела. Родственники подали в суд на похоронный дом за «нарушения обязательств по контракту на оказание услуг». Судья обязал ответчика выплатить значительную компенсацию, но похоронное бюро опротестовало решение суда. Вышестоящий суд утвердил размеры первоначальной компенсации, указав на то, что похоронный дом взял оплату за бальзамирование, но не выполнил его. «Частичное бальзамирование не является бальзамированием». Суд далее отметил, что семью ввели в заблуждение, надеясь, что они никогда не узнают об обмане, а это подпадает под статью о мошенничестве. 
Несколько лет назад в Миннесоте одинокий мужчина засунул себе в рот дробовик и нажал на курок. Его голова была обезображена, но директор похоронного бюро забальзамировал его и одел для церемонии прощания, прикрыв голову покрывалом. Бывшая жена и 13-летняя дочь покойного, год не видевшиеся с ним, провели около часа рядом с телом и сказали, что для них это было настоящим утешением.  
Наконец, дело Паулины и Чарльза из Мэна, поженившихся в 1970 году. Паулина начала встречаться с Джеймсом в 1986 году, а через год подала на развод. Вскоре Паулина и Чарльз восстановили отношения и стали жить снова вместе. Однако бывший любовник Джеймс не смирился с этим и пришел вместе со своей женой домой к Паулине и Чарльзу, где застрелил Чарльза на глазах обеих женщин.
Тело Чарльза отправили в местный похоронный дом, но после аутопсии и бальзамирования было принято решение не показывать его тело родственникам. Сыновья покойного, вопреки совету директора похоронного бюро, настояли на том, чтобы увидеть тело отца. После этого они подали в суд на Паулину за то, что она не предупредила их о том, в каком состоянии находится тело. Они также подали жалобу о том, что вдова не захоронила прах их отца в месте, где они могли бы посещать его, обвиняя ее в нанесении морального ущерба. Верховный суд штата Мэн вынес решение о том, что Паулина не обязана была предупреждать сыновей о состоянии тела, особенно учитывая тот факт, что директор похоронного бюро не советовал им делать этого, и как мачеха, она не несет ответственности перед взрослыми сыновьями мужа. Суд также решил, что Паулина, как вдова, может распоряжаться прахом покойного по своему усмотрению, независимо от пожеланий сыновей усопшего.
Дик ГРЕЙСОН, адвокат, преподаватель университета Миннесоты, США

Безусловно, смотреть на усопших ни в коем случае не является противозаконным действием, но как далеко может зайти директор похоронного бюро, запрещая увидеть тело? Как бы вы поступили в такой ситуации?
Директора похоронных бюро прекрасно осознают значимость прощания с телом и должны делать все, что в их силах, чтобы предоставить эту возможность родственникам. Иногда это действительно невозможно в случаях, когда умерший имеет выраженные гнилостные изменения, рак лицевых костей, при отсутствии кожных покровов в результате термических травм и иных случаях внешних невосстановимых деформаций тела и лица умершего. В случаях, когда причиной смерти являлись опасные заболевания: туберкулез, СПИД, вирусные пневмонии и другие, передающиеся контактными путями, похоронный директор может посоветовать семье усопшего хоронить его в закрытом гробу, особенно когда речь идет о публичных похоронах. В таких случаях можно полагаться лишь на собственную культуру гигиены и санитарии, познания в области инфекционной и бактериологической опасности трупного материала,  потому что в законодательстве России отсутствуют нормативные гигиенические правила организации похорон.

Роберт ФЕТ, директор Немецкого института танатопраксии, Франкфурт, Германия

Статья проиллюстрирована гравюрами из коллекции Новосибирского музея смерти

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика