Неосведомленный человек, который по той или иной причине попадет на Петропавловское кладбище в Елабуге, может сильно удивиться, увидев большую памятную плиту с японскими иероглифами. Пройдя чуть дальше, можно увидеть надгробия с многочисленными австрийскими и венгерскими надписями. Ничего удивительного в этом нет. По сути эти три захоронения являются важными достопримечательностями города Елабуга и туристы должны обязательно их посетить.
По архивным данным на первом кладбище были похоронены 140 человек 12 национальностей. Все они – солдаты австрийско-венгерской армии, попавшие в плен в ходе Первой мировой войны. Список пленных солдат, умерших в Елабуге в период с 1914 по 1918 года и захороненных на этом кладбище, удалось получить благодаря военному архиву австрийской республики.
В сентябре 1914 года в Елабуге появились первые военнопленные. Через пару лет их насчитывалось более 4,5 тысячи человек, и жили они в городе до июня 1918 года. Местные жители их охотно брали на работу – портными, сапожниками, фотографами, приказчиками. Привлекали военнопленных и к строительным работам. Так, силами австрийских военнопленных была отремонтирована дорога на пристани длиной почти в 3 километра.
Благоустройство территории захоронения военнопленных началось в прошлом году. В порядок были приведены два надгробных камня с именами военнопленных, которые были установлены почти сто лет назад, а именно – в 1918 году. В этом году здесь поставили новые мраморные плиты с именами похороненных солдат, сделали лестницу и ограждение.
Работы были проведены при финансовой поддержке австрийского мемориального общества «Черный крест».
Во время Второй Отечественной войны в 1942-1943 годах началось массовое строительство лагерей для военнопленных. Один из них Лагерь НКВД № 97 появился в Елабуге в конце 1942 года. Особый наплыв военнопленных был в 1943 году после поражения немцев в битве под Сталинградом. Сюда отправляли пленных немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, румынов и хорватов, а с 1945 года – и японцев. Тяжелые ранения для многих из них стали смертельными.
Японское кладбище появилось в Елабуге в 1946 году, после разгрома японской Квантунской армии. Кладбище насчитывало 85 захоронений. В сентябре 2000 года в соответствии с международным соглашением на японском кладбище в Елабуге проводился сбор останков японских военнопленных и их кремация. Вскоре прах тех, кто был захоронен в Елабуге, отправили в Японию, а на этом месте был воздвигнут памятник из белого мрамора. В 2002 году на кладбище установлен памятник, надпись на котором гласит: «С мыслями о мире в память о тех, кто, возлагая надежды на возвращение на родину, умер на этой земле после второй мировой войны в 1945-1956 годах, воздвигнут этот памятник. 30 октября 2000 года от правительства Японии». Трафарет для этой надписи на японском языке выполнил бывший елабужский пленник Аидзава Хидеюки.
Бывшие военнопленные часто приезжают на елабужскую землю. Японцы, совершая обряд поминовения, оставляют у памятника рисовые пирожные и свечи. В 1998 году патронат над кладбищами взял на себя Елабужский государственный музей-заповедник. Несколько раз в год здесь проводятся работы по уходу за могилами, благоустройству территории, вывозу мусора.
Недалеко от этих захоронений находится женский монастырь, именно в его кельях держали немецких военнопленных. Бывшие пленные, которым удалось выжить, годы, прожитые в Елабуге вспоминают хорошим словом. В монашеских кельях было достаточно комфортно, а кормили их гораздо лучше, чем обычных тружеников тыла. Того же хлеба пленным выделяли на несколько сотен грамм больше, нежели обычным людям. История говорит, что и качество хлеба было выше. Один из пленных даже написал книгу «Исцеление в Елабуге».
Ухаживать за немецким кладбищем начали сами елабужане 15 лет назад, постепенно приводя его в порядок. Не так давно на немецком кладбище были установлены мраморные плиты с именами и датами рождения и смерти всех умерших на елабужской земле немцев. За время существования лагеря для военнопленных в нем от различных болезней умерло 623 немца, только двое были убиты при попытке к бегству. В целом относились к ним не как к фашистам, а как к людям, воевавшим не по своей воле, старались перевоспитать за счет доброты и добродушия.