Много ли в Краснодаре было кладбищ в прошлом? Все знают про Всесвятский погост, некоторые слышали про Дубинское кладбище в районе улицы Таманской, а об остальных широкому кругу не известно практически ничего. А между тем кладбищ в дореволюционном Екатеринодаре хватало, некоторые из них находились в неожиданных местах. С помощью историка Виталия Бондаря мы заглянули в глубь веков.
Предупреждаем: из этого материала вы можете узнать, что ваш дом находится на месте старинного кладбища.
Всесвятское кладбище, расположенное в квартале, ограниченном улицами Рашпилевской, Северной, Аэродромной и Бабушкина, было основано в начале 30-х годов XIX века. Площадь погоста около 18,5 га, там захоронено не менее 1,2 млн человек. На Всесвятском кладбище похоронены военные, государственные и общественные деятели XIX и первой половины XX века, герои Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Некоторые могилы являются памятниками истории и архитектуры. С января 1965 года кладбище закрыто для захоронения.
На территории Всесвятского погоста помимо казачьих и русских, а также украинских мещанских и купеческих могил располагались армянские, греческие захоронения. Также там был отдельный сектор, который называли католическим, или польским. Сейчас его нет — раньше расстояние между могилами на кладбище было 1,5–2 м, позже это расстояние использовали, «уплотнив» могилы на всей территории.
В 1920–1940-е годы на значительной части кладбища, в основном с западной и северо-западной стороны, были снесены могилы и памятники. Были уничтожены Караимская, Лютеранская, Магометанская, Военная части Всесвятского и большая часть Еврейского кладбища.
Еврейское кладбище было открыто, предположительно, в начале 1880-х годов и занимало гораздо большую территорию, чем нынешний участок по улице Бабушкина. В советские годы территория кладбища была сильно уменьшена за счет строительства жилых кварталов. 26 декабря 1964 года кладбище было закрыто.
Ликвидировать захоронения и строить дома на их месте было преждевременно, но тогда все решалось командными методами. Значительная часть дореволюционных надмогильных сооружений была экспроприирована. Стелы, обелиски, памятники использовались вторично. Снимали с могилы, как тогда говорили, буржуев, перебивали текст и ставили на могилы борцов за революцию.
Пространство перед зданием переговорного пункта на Красной (перекресток с Пашковской) было выложено мраморной плиткой. На ней иногда встречались буквы и даты. Это уже в 1970-е годы снимали плиты со старых могил, сбивали надписи и мостили улицу.
Согласно архивным данным, Дубинское кладбище на улице Таманской было основано в 1884–1885 годах, но в настоящее время дореволюционные надгробия не сохранились и самые старые захоронения датируются 1920-ми годами. По распоряжению горисполкома 26 декабря 1964 года кладбище было закрыто.
Согласно карте генштаба РККА 1942 года, Дубинское кладбище было минимум в два раза больше и занимало практически весь квартал...
Конечно, оно раньше занимало весь квартал между Ставропольской, Таманской, Полины Осипенко и Ким. Я помню это кладбище таким, каким оно было в 1970-е годы. Во-первых, оно было больше, во-вторых, там ближе к улице Ким были интересные старинные склепы, а сейчас на их месте жилые дома.
Дореволюционных погребений не осталось. Осталась центральная часть, уже советская. По большому счету историко-культурной ценности оно уже не представляет. Кстати, раньше это место в Краснодаре называли «родись-живи-учись и помирай». На Таманской были роддом, школа, жилые дома и кладбище.
Фоминское кладбище Екатеринодара было основано в конце XVIII в. Оно располагалось на территории нынешней Первой городской больницы, Сенного рынка, гостиницы «Интурист». В 1816 году там была построена деревянная церковь во имя апостола Фомы, она и дала название всему погосту. Изначально Фоминское кладбище имело размер сто на сто сажен, но затем оно сильно разрослось. Отдельные захоронения находили на обширной территории от нынешней улицы Кирова до Янковского. В 1879 году на одном из участков кладбища возник Сенной базар.
Расскажите про кладбище, которое раньше находилось в центре города, а сейчас даже не все о нем знают?
Ядром старейшего в нашем городе Фоминского кладбища была территория Первой горбольницы, но по сути оно разрослось до территории между улицами Красной, Длинной, Кирова и Калинина. По словам Виталия Петровича Бардадыма, могилы доходили чуть ли не до улицы Северной. По рассказам очевидцев, в советские годы при возведении гостиницы «Интурист» строители раскапывали человеческие кости.
Когда в первой половине 1970-х годов застраивали территорию между флигелем и ныненшним забором больницы на улице Красной, наткнулись на могилы. Моя бабушка тогда была главным санитарным врачом Краснодара и потом мне рассказывала о тех находках. Что с ними сделали? Насколько мне известно, закопали поглубже, пересыпали хлоркой и засыпали землей.
Сейчас на территории больницы стоит поклонный крест. Когда мы устанавливали его лет 7–8 назад, то нарвались на кирпичную кладку, датированную серединой XIX века. Судя по всему, это фрагмент фундамента часовни, располагавшейся на могиле атамана Завадовского. Известно, что там же, рядом, была построена часовенка на могиле героя Отечественной войны 1812 года атамана Бескровного. Они находились рядом, на территории между забором и храмом, и были утеряны еще в конце XIX века. По большому счету вся территория Первой городской больницы, в том числе и тротуар по улице Красной около нее, расположены на могилах.
Когда в 2007–2008 году на месте Сенного рынка проводились земляные работы, строители обнесли участок забором, потому что у них было предписание, что в случае обнаружения исторических артефактов они должны сообщить в госорган по охране наследия. Они якобы ничего не нашли. Но нам позвонили люди, которые увидели из окон открытые могилы. Я приехал на место, но на территорию объекта пропускать меня отказывались. Мне пришлось вызвать милицию, представителей управления по охране наследия — и вместе с ними удалось зайти. Я увидел несколько разрытых могил, которые я датировал серединой XIX века. Откуда такая точность? Очень просто. Форма подков на сапогах указывала, что это были могилы казаков Черноморского казачьего войска. Я видел фрагменты одежды, нагазырник, кованые гвозди, которые использовались до 1860-х годов. Я видел остатки гробов, следы погребений, части скелетов, лежавших ногами на восток, — не было сомнений, что это часть Фоминского некрополя. Строители вызвали представителей управления внутренних дел и отдали криминалисту эти кости. Хотя тот же криминалист должен был прекрасно знать, что пока не пришли археологи и историки, они не имели права трогать останки. Куда делись эти кости, я не знаю. Когда я пришел в следующий раз, мне сказали, что криминалист сложил их в полиэтиленовый пакет и куда-то увез.
Что нужно было сделать в той ситуации?
Надо было вызвать специалистов — историков, археологов, которые бы провели раскопки, определили бы границы захоронений. Вот что сейчас хорошего в том, что целый жилой комплекс стоит на могилах? Ничего хорошего. Я не призываю отказаться, хотя жилой комплекс в районе Сенного рынка просто ужасен с точки зрения архитектуры — нужно было выбрать место на Славянском или Всесвятском кладбище и сделать братское захоронение, костницу. Понятно, мы не знаем имен этих людей, но их останки надо было собрать и по-человечески перезахоронить в другом месте. А на месте их захоронения поставить стелу и написать, что там покоится прах людей, похороненных на Фоминском кладбище в конце XVIII — первой половине XIX века. Все можно было сделать по-человечески и потратив не очень большие деньги.
О Крепостном кладбище
На территории города был еще один, очень небольшой, но старый некрополь. Крепостное кладбище находилось на территории Екатеринодарской крепости, расположенной приблизительно на месте нынешней детской краевой больницы на участке, ограниченном улицами Захарова и Кондратенко. В центральной части крепости находился Воскресенский храм, а вокруг него и распологался некрополь. Здесь было несколько захоронений в конце XVIII — начале XIX века. А когда в 1879 году этот собор разобрали и в 1892 году освятили новую церковь, здесь опять начали хоронить. Причем это было почетное кладбище, для выдающихся людей. Здесь нашли свой покой такие исторические личности, как жена Антона Головатого Ульяна Головатая, кошевой атаман Захарий Чепега, считающийся основателем нашего города. Когда рыли фундамент для Воскресенской церкви, останки Чепеги перезахоронили. Точное место сейчас неизвестно, но найти его можно, было бы желание. Для того чтобы найти, больших затрат не нужно. Этот поиск можно провести за несколько дней.
Почему это до сих пор не было сделано?
Нужно понимать, с какой целью это делать. Перезахоранивать смысла никакого нет, но отметить надо обязательно. Конечно, и там, и на Фоминском кладбище надо было провести раскопки. За один полевой сезон одно кладбище, за второй сезон — другое. Необходимость этих вещей очевидна. Нужна политическая воля.
Высотки и торговые центры на месте кладбищ — это характерно не только для нашего города?
Нет, Краснодар в этом плане не особенный. Это общая тенденция в нашем отечестве. Вот поставили памятник Екатерине, а большинство даже не знает, что развернут он был не на запад, а на север и композиционное построение у этого сквера было другое. Воссоздали Александро-Невский собор, но не в том месте, где он изначально был. Триумфальную арку воссоздали также не в историческом месте. Еще мне не нравится, что открывая с помпой памятники-новоделы на Красной, власть забывает о том, что в двух-трех кварталах погибают настоящие памятники архитектуры. Город и его пространственная среда по сути дела убиты. Нужно не лепить новые памятники, а цепляться за то, что пока еще остается.