В Новосибирском крематории горе лечат с помощью жар-птиц, верблюдов и светящихся крестов
“О смерти следует думать каждый день и относиться к ней легко” — так считает основатель Новосибирского крематория Сергей Якушин, в свое время построивший на свои деньги это заведение. Это далеко не обычный крематорий — в колумбарном парке здесь живут верблюд и белки, скорбящие выпускают голубей и бьют в колокол, а по кладбищенским дорожкам колесит похоронная карета с упряжкой из четырех лошадей! Основатель крематория рассказал “МК” о создаваемом Музее смерти, траурной моде и необычных похоронах. Многое из того, что он рассказывает, выглядит странно, даже дико. С другой стороны — может, так и надо относиться к смерти?
Справка "МК"
Сергей Якушин в свое время работал преподавателем иностранного языка, переводчиком “Интуриста”, журналистом Новосибирского телевидения, корреспондентом советского агентства печати “Новости”. В 1993 году провел первую похоронную выставку, а после стал заниматься похоронным делом.
— Сергей Борисович, слышала, что вы справились с тяжелым онкозаболеванием. Наверно, после этого произошло некое переосмысление жизни, вы стали творчески подходить к скорбной процедуре?
— Можно сказать и так. В детстве я очень боялся похорон, всегда убегал в дальнюю комнату. Любопытно, что моя планета — Плутон, отвечает за то, что находится под землей. Я был обречен прийти в похоронное дело рано или поздно. Когда у меня диагностировали рак, доктора порекомендовали писать завещание. Я был на грани, и это, похоже, подтолкнуло к созданию крематория и открытию частного хосписа в Новосибирске.
— Животные в крематории, установленный на горе поклонный православный крест со светодиодной подсветкой, Музей смерти. Чьи это задумки, с какими целями это все делается?
— Идеи в основном мои. Всем, что я создал, управляют мои дети, мое дело — творчество. Зачем все это? Скажу так: помочь людям отвлечься от горя и примириться со смертью близких. В ближайшее время планируем завершить строительство здания первого в России Музея смерти, у которого, кстати, появился свой микроблог в Твиттере. У нас самая большая коллекция экспонатов на тему смерти — только одних гравюр на тему погребения и памятования около 5000. Я объехал много стран, некоторые довольно ценные произведения покупал в антикварных лавках, другие по нашей просьбе создавали художники разных континентов. У нас много плакатов, живописных полотен, лаковых миниатюр — все эти экспонаты, разумеется, посвящены теме смерти. На них изображены проводы усопших на кладбище, сцены похорон, кладбищенские ограды. Есть у нас и шкатулки с изображениями из разных произведений, например, из “Сказки о мертвой царевне”, а также изделия, по форме напоминающие гробы, маленькие машинки-катафалки.
— А люди, которые приходят прощаться с родными, как к этому относятся?
— Большинству нравится. Так, одна посетительница написала в книге отзывов о своей усопшей маме: “Всю жизнь она батрачила, а похоронили как царицу — в Музее”. Мы заметили, что экспонаты отвлекают людей из траурной процессии от горя. Скорбящие демонстрируют свои лучшие качества — например, за все время существования крематория у нас ни разу не было случаев воровства.
— Не шокируют ли людей конные похороны, которые вы устраиваете?
— Нет. Мы же не по городу возим, а по дорожкам кладбища. У нас есть четыре коня — два орловских и два тяжеловеса. Карету мы заказывали в Европе. Мастера создавали ее по изображениям старых гравюр, для этого из архивов поднимались эскизы. Наша карета стоит больше, чем любое авто премиум-класса. Желающие оформить такую услугу всегда есть — людям важно ходить за гробом. После траурного шествия у них складывается впечатление, что они сделали все, что должны были исполнить на похоронах. Людям важно ударять в колокол, выпускать голубей. В крематории своя голубятня — сами разводим птиц. Этим заниматься стали после того, как несколько лет назад возникли небольшие трения со свадебными фирмами, когда крематорий скупил всех белых голубей. А было это так: хоронили молодую девушку-наркоманку, на похороны собрались 200 ее друзей. Кстати, во время тех похорон произошел мистический случай: когда близкие выпустили голубей, одна птица села в колумбарную ячейку, но не ту, которую они заказали. Посчитав, что голубь указал на место упокоения подруги, ребята попросили перенести урну с прахом в ячейку, отмеченную пернатым.
— Правда, что в крематории скоро появится павильон с жар-птицами, который станет прообразом рая?
— Проект такой есть. Это будет круглое стеклянное здание. На его создание меня подтолкнул визит в резиденцию архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, у которого живут жар-птицы и олени. Мы не хотим создать зоопарк, речь идет не о развлечениях.
Кстати, верблюда по кличке Фараон завели случайно. По непонятной причине погиб конь, который участвовал в конных похоронах, и я поехал на конезавод, чтобы приобрести нового. А у них в вольере стоял верблюд. Когда я встретился с ним взглядом, меня пронзило умиротворение и некая мистика, которую излучали его глаза. Подумал, верблюд может облегчить боль утраты. Сейчас Фараон живет в колумбарном парке, умиротворяя души скорбящих. У верблюда появились друзья, так, одна женщина всегда привозит ему ведро морковки в день смерти своего мужа. Фараон прямо со всех ног бежит к этой даме, едва завидев ее.
— Читала на новосибирских форумах, что жители недовольны рекламой крематория перед программой “Спокойной ночи, малыши!”. Дети, мол, задают вопросы, когда слышат из телевизора, что “только в этом месяце бесплатная кремация”. Как вы это объясните?
— Время для наших анонсов — это исключительно выбор телекомпании. Мы трепетно и учтиво относимся к людям.
- Клиентов мы всегда предупреждаем — не следует давать похоронной бригаде водку или деньги! У нас был такой случай, когда один пожилой человек попросил снять дверь в квартире, чтобы положить на нее усопшую супругу. Ребята это исполнили, и дед от всей души отблагодарил их деньгами. Когда мы об этом узнали, то сразу уволили этих работников. Так что всякое мздоимство мы искоренили еще лет 7 назад.
— А вот экскурсии в крематорий — зачем это?
— Экскурсиями их назвать нельзя — это ознакомительные поездки. Когда в 2003 году крематорий открылся, новосибирцы имели слабое представление о кремации. По городу поползли небылицы: мол, трупам вырывают золотые зубы, кремируют без гроба. Чтобы просветить людей, было время, когда поездки организовывали каждый день. Сейчас предоставляем автобус по субботам. Интерес у людей есть. Примечательно, что в крематорий ездят и школьные группы. Обычно люди задают вопросы о самой процедуре кремации, о хранении праха, бальзамировании тел. Многие не знают, что от мертвого тела могут передаться 43 тяжелых заболевания, а через 15 минут после смерти тело покрывается миллиардами опасных бактерий. Мы убеждаем людей не прощаться с умершим дома, из-за теплого воздуха квартир тело разлагается быстрее, из него может вытечь до 9 литров опасной трупной жидкости. Хочу особо отметить — в крематории есть просмотровая комната, из которой люди могут видеть зал печей и наблюдать загрузку гроба в печь. Большинство заказывают эту услугу, полагая, что они, как и на кладбище, должны сопроводить своего любимого усопшего до конца. Это мы предусмотрели, в том числе и для того, чтобы не было домыслов.
— Слышала, что у вас человека можно похоронить по сценарию. Так ли это?
— Да. Похороны по сценарию позволяют уйти от механической процедуры прощания, принятой в советские годы. Ведь как раньше считалось — кладбище — склад трупов, у всех одинаковые гробы, надгробия. Мы стремимся организовать достойные похороны со всеми возможными почестями ко всем усопшим. Ведь это наши современники, сограждане, которые трудились, созидали, старались сделать нашу жизнь лучше. Сценарии позволяют полнее раскрыть историю жизни усопших. Каждая жизнь несет свои полезные уроки. К примеру, недавно хоронили начальника цеха закрытого предприятия. Его супруга сказала, что ей все надо по минимуму, я ей на это возразил. Наши сотрудники переговорили с коллегами усопшего, и они все пришли на прощание. Люди выстроились около гроба, начали вспоминать о нем. Кому-то усопший помог в оформлении путевки, другому еще что-то хорошее сделал. А жена этого всего не знала! После окончания процедуры она бросилась мне на шею и промолвила: “Спасибо, вы открыли для меня моего мужа, с которым я прожила 30 лет. Оказывается, я плохо его знала!”.
— Какие необычные похороны и церемонии прощания проходили в последнее время?
— Не так давно состоялись ночные похороны с факелами. Хоронили полярника, который по семь месяцев в году не видел солнца. Вместе с родными составили сценарий. Траурное шествие было с 10 факелами. Кстати, на Руси это уже было — ночью хоронили, а днем люди торговали на кладбищах. Другой пример — хоронили молодого человека, который погиб за два дня до свадьбы. Его родные выкупили у нас сосну (некоторое время назад вдоль аллей мы высадили 1000 сосен). Люди могут выкупать деревья и вешать на них таблички с именем усопшего — таким образом, у семьи появляется место памятования. Так вот, у этой сосны играл инструментальный ансамбль, это организовали друзья умершего. Было трогательно! Такие ритуалы, как увековечение памяти усопшего в живом, всегда были свойственны людям. Сосна — вечно зеленое дерево. На Руси считалось, что душа усопшего от корней через крону улетает на небеса. Вот почему у нас кладбища в лесу. Людям необходимо присутствие живого рядом. Сосны, белки, верблюд — все направленно на то, чтобы облегчить боль утраты. Вот 1 июня помянули безвременно умерших детей фейерверком и лазерным представлением с концертом печальных песен и траурной музыки. Этот вечер собрал почти тысячу человек.
— Пользуется ли спросом услуга отправка праха в космос? Наверно, дорого это стоит?
— Эта услуга недорогая — обходится в 1000 долларов. За все это время прах в космос отправляли два раза. В 2004 году на околоземную орбиту полетел прах моего отца. Папа всегда мечтал побывать в космосе. А в сентябре 2010 года в космос отправился прах инженера Виктора Федорова, скончавшегося в Новосибирске. Мужчина всю жизнь проработал на Байконуре и принимал участие в сотне запусков ракет. Капсулу с 1 граммом праха прикрепили к ракетоносителю, и когда последняя ступень отделилась от корабля, капсула осталась в открытом космосе, а после сгорела в плотных слоях атмосферы, оставив светящийся след за собой.
— Расскажите о ваших необычных выставках — коллекции траурных платьев XVIII — XIX веков. Откуда брали наряды?
— Шили, конечно. А за основу брали изображения гравюр. Сейчас у нас около 180 платьев XVII — XIX веков и 120 нарядов XX века. Некоторые платья пошила художник-модельер Любовь Аксенова. Любопытно, что она была первым костюмером Аллы Пугачевой. Именно Аксенова сшила платье Примадонны, в котором она исполняла песню “Арлекино”. Кстати, многие мастера до этого не знали ничего про траурную моду. Раньше, к примеру, было принято швы закрывать, а работницы этого не знали. Кстати, в феврале 2012 года советские траурные платья будем выставлять в Лас-Вегасе, там огромный интерес к этой теме у русскоязычных мигрантов.
— Какие планы на будущее?
— Хочу построить в Новосибирске 16-этажный колумбарий. Он выглядит как обычное здание. Такие я видел в Китае в центре города. Людей это абсолютно не смущает. В таких колумбариях есть лифты, туалеты. Там всегда чисто и играет печальная музыка.
— Вы верующий человек?
— Могу сказать так: регулярно вношу пожертвования для церкви, создал библиотеку духовной литературы, собираю и реставрирую старинные иконы. Уверен, за гробовой доской существует иной мир.
Московский Комсомолец № 25681 от 1 июля 2011 г.
Беседовала Екатерина Свешникова