Практически при каждом приходском храме были свои погосты, причиной же основания этого кладбища стала охватившая первопрестольный град эпидемия. Отправленный императрицей Екатериной II на борьбу с чумой в Москве граф Григорий Орлов не только озаботился организацией карантинных и санитарных мероприятий, но и приказал обустроить место для погребения тысяч оставшихся безымянными москвичей, умерших от чумы.
Пасха осенью
Это произошло 1771 году. На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют небогатые люди разных сословий и найденные на улицах умершие бродяги. Их отпевали в стоявшем прежде на кладбище деревянном храме святителя Иоанна Милостивого.
Нынешний храм был построен из камня в 1819-1824 годах по проекту архитектора А.Г. Григорьева. Он был освящен в честь особенного праздника, в который совершается воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Иное название праздника – Воскресение Словущее (то есть «слывущее», так называемое Воскресение). Таким образом, в отличие от самого события Воскресения Христова – Пасхи, это определение относится к храму Воскресения, построенному в Иерусалиме на месте, связанном с Евангельскими событиями, и освященному 26 сентября 325 года.
Именно 26 сентября отмечает свой престольный праздник ваганьковский храм Воскресения Словущего – в этот день здесь положено совершать Пасхальное богослужение. Для прихожан это особое переживание – Пасха осенью!
Храм на Ваганьковском кладбище, один из немногих в Москве, никогда не закрывался, хотя довольно продолжительное время – до 1944 года – он был в руках обновленцев. Однако затем кладбищенская церковь становится по-настоящему приходским храмом – здесь собирается община из разоренных большевиками московских приходов.
Особое послушание
Церковь на кладбище – это специальное послушание, особая миссия. Правда, в наше время на Ваганьково почти никого не хоронят, тем не менее, само нахождение здесь храма диктует направление работы духовенства и приходской «молодежки». Их силами уже почти полностью составлены списки упокоенных в этом некрополе христиан, и они поминаются на ежедневных панихидах, совершаемых после богослужения.
Особые поминальные службы совершаются в дни рождения и кончины этих людей. На приходе постоянно ведут исследовательскую работу: находят имена погребенных на кладбище, анализируют их биографии. Тех, кто служит/работает в тех же учреждениях или организациях, где работали/учились/состояли погребенные на Ваганьково умершие, приглашают помолиться о них. Родственникам и коллегам усопших настоятель храма игумен Петр (Еремеев) рассылает письма с приглашением на панихиды по близким им людям, которые служатся в церкви или на месте захоронения.
Если в тот или иной день выпадает память нескольких погребенных, то служится общая панихида в храме, а по желанию родственников совершается также лития на могиле каждого отдельного человека.
Этим не заканчивается забота о людях, которых пригласили вместе помолиться об усопших: диакон Владимир Правдолюбов и приходской «актив» после панихиды беседуют с ними, напоминая, например, о том, что главное – не забывать молиться об ушедшем человеке и суметь сохранить его светлый образ в своей памяти.
Память Ваганьково
Начиная с XIX века, на Ваганьковском кладбище стали появляться захоронения людей, оставивших значимый след в истории страны, известных ученых, деятелей искусства, священнослужителей.
Здесь нашли упокоение почитаемый московский пастырь протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908), великий архидиакон Константин Розов, блаженный Митрофан и блаженный Николай, схимонахиня Игнатия (Пузик) – ученый и член тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. У стены храма находится могила многолетнего его настоятеля протоиерея Валентина Парамонова, скончавшегося в 1994 году.
На Ваганьково похоронены знаменитый церковный композитор и хоровой дирижер Павел Григорьевич Чесноков, великий русский художник Василий Иванович Суриков.
Узнать об этих и других людях помогут экскурсионные маршруты по Ваганьковскому кладбищу, разработанные приходом. Подав предварительно заявку, можно побывать на экскурсиях, посвященных темам: «XIX век и монастырские некрополи», «Подвижники благочестия начала ХХ века. Мученики и исповедники Ваганьковские», «Ваганьковские светильники – подвижники ХХ века». А по праздникам, когда в храм приходит много прихожан и захожан, проводятся бесплатные экскурсии для всех желающих.
Практически готов к запуску еще один экскурсионный маршрут – «Православные ученые Ваганьково», ведь здесь, например, похоронены Иван Николаевич Цветаев, Сергей Николаевич Блажко, Витольд Карлович Цесарский и другие известные деятели науки.
Ведется разработка еще нескольких экскурсий, которые будут рассказывать об известных людях, погребенных на Ваганьковском кладбище. Отец Сергий вместе с молодёжным активом храма взялся за архивную работу, чтобы точно установить место массового захоронения первых жертв Лубянки, находящегося на территории некрополя.
Ваганьковское кладбище занимает порядка пятидесяти гектаров, и даже при большом желании среди тысяч захоронений здесь едва ли кому-то удастся найти нужную могилку. Поэтому по просьбе прихожан при храме создается экскурсионно-паломническая служба.
Дни памяти людей отмечаются не только поминальными службами. Когда в годовщину преставления протоиерея Валентина Амфитеатрова на Ваганьковское кладбище пришло несколько сотен москвичей, после панихиды на могилке отца Валентина для всех желающих провели экскурсию на тему «Праведники Ваганьково», а в храмовых помещения была открыта фотовыставка, посвященная жизни и служению протоиерея Валентина.
Планируется также проводить творческие вечера, встречи, беседы, приуроченные к памятным датам таких людей, как, например, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Абдулов, Михаил Пуговкин, Виталий Соломин, Владислав Листьев и многие другие, кто нашел упокоение в Ваганьковском некрополе.
*
На эту «ваганьковскую» специфику накладывается и вполне обычная жизнь общины, в которую вовлечены духовенство и прихожане: воскресная школа, катехизационные встречи, дискуссионный приходской клуб, попечение о нуждающихся, ремонты... Это привело к тому, что молодежь начала по-другому реагировать на кладбищенскую церковь, а многочисленные паломники, приходящие к отцу Валентину Амфитеатрову, теперь обращаются за молитвенной помощью и поддержкой к другим праведникам Ваганьково. Если можно так сказать, кладбище начинает «оживать».