Пожалуй, это самое жуткое место, где мне доводилось бывать за последнее время. На заброшенном кладбище на северной окраине Дрездена похоронены дети офицеров советского гарнизона. Очень много детей. Десятки одинаковых надгробных плиточек, почти вросших в землю и едва различимых среди травы...
Нигде больше я не видел так много детских могилок в одном месте. Кладбище стоит заброшенным уже больше двадцати лет, то есть с момента вывода советских войск из Германии. Российские чиновники предпочитают делать вид, что этого кладбища не существует в природе. Тем временем немецкие власти готовятся уже в ближайшее время сравнять могилы советских детей с землей.
Официально это место называется северный сектор советского гарнизонного кладбища Дрезденского гарнизона Западной группы войск. Первые могилы появились здесь в 1949 году, когда закончилось место на основном гарнизонном кладбище по соседству. Последнее захоронение было сделано в сентябре 1987 года. Не совсем понятно, правда, почему погибших в мирное время советских граждан нельзя было отправить на Родину. Всего за годы существования северного сектора здесь похоронили более 650 человек, в том числе 350 военнослужащих срочной службы и 250 гражданских лиц.
На отдельном участке северного сектора кладбища похоронены 160 детей. Как правило, это совсем младенцы в возрасте от нескольких недель до одного года. Теперь детские могилки на заброшенном кладбище выглядят так:
На этой фотографии самые внимательные найдут сразу шесть заброшенных детских могилок:
Детские могилы стали появляться на гарнизонном кладбище сразу после войны. Поначалу умерших детей хоронили на небольшом участке, примыкающем к территории основного кладбища. Когда места там больше не осталось, под детские захоронения выделили новый участок в севером секторе кладбища:
Могилы военнослужащих Западной группы войск сегодня выглядят примерно такими же заброшенными. Это относительно ухоженный участок кладбища с захоронениями 1950-х годов:
А это снова детские могилы:
Попробуем разобраться, как получилось, что советское гарнизонное кладбище в Дрездене доведено до такого плачевного состояния. Существует межправительственное соглашение об уходе за воинскими захоронениями в России и Германии, подписанное в декабре 1992 года тогдашним министром иностранных дел России Андреем Козыревым во время визита в Москву канцлера ФРГ Гельмута Коля. По этому соглашению, немецкая сторона приняла на себя все расходы по содержанию захоронений советских солдат кладбищ на территории Германии. Проблема, однако, в том, что захоронениями военного времени по немецким законам считаются только могилы лиц, умерших до 31 марта 1952 года.
Откуда взялась эта дата сложно сказать. Впервые она была упомянута еще в законе ФРГ от 1965 года об уходе за военными захоронениями. Теперь этот закон носит название Закон о сохранении могил жертв войны и господства насилия. Эта же дата позднее перекочевала в упомянутое межправительственное соглашение, поскольку его текст готовила немецкая сторона. Сегодня принято считать, что подписание соглашения в таком виде было ошибкой российских властей, поскольку оно совершенно не учитывает судьбу послевоенных советских захоронений. Однако задним числом эту ошибку теперь довольно проблематично исправить.
Таким образом, под защитой российско-немецкого соглашения оказалась только основанная часть гарнизонного кладбища в Дрездене, где похоронены советские солдаты, погибшие в последние дни Второй мировой войны или умершие от ран в первые послевоенные годы. Все умершие или погибшие после 31 марта 1952 года считаются скончавшимися в мирное время и, соответственно, под действие соглашения не попадают. Логично было бы предположить, что в таком случае заботу об этих захоронениях примет на себя российская сторона. Как ни крути — это наши солдаты. Однако российские власти предпочли забыть о существовании кладбища.
Коле Порфиреву, можно сказать, чертовски повезло. Он умер через год после окончания войны и был похоронен среди могил советских солдат на основной территории гарнизонного кладбища. Содержание этой части кладбища оплачивается из немецкого бюджета:
После вывода советских войск из Германии советское гарнизонное кладбище в Дрездене перешло на баланс города. С этого момента проводились только самые необходимые работы по благоустройству. Кладбище постепенно приходило в запустение. С 1996 года новым номинальным владельцем кладбища стало Управление недвижимости и строительства Федеральной земли Саксония. По-немецки это заведение называется Sächsisches Immobilien- und Baumanagement, сокращенно SIB.
Новый хозяин кладбища вышел с неожиданным предложением... снести все могилы северного сектора кладбища. Таким образом планируется сократить расходы по уходу за кладбищем до минимума. Грубо говоря, надгробия предлагается ликвидировать, чтобы об них не спотыкались газонокосилки. Первоначальные планы саксонских властей предполагали ликвидацию всех надгробий, всех элементов благоустройства и большинства деревьев в северном секторе. Сами покойники при этом оставались в земле на своих прежним местах. Имена похороненных на кладбище планировалось написать на трех или пяти стелах около входа на кладбище. Такая реконструкция кладбища обошлась бы в 250 тысяч евро. Зато потом содержание кладбища, превращенного в одну большую лужайку, обходилось бы относительно дешево.
Вроде как, эти первоначальные планы не встретили понимания первого секретаря посольства России в Берлине Владимира Кукина, который курирует в посольстве военно-мемориальную работу, поэтому в проект были внесены некоторые изменения. Общая концепция сохранилась, но теперь планируется установить уже 20 обелисков со списками похороненных. То есть родственники смогут хотя бы примерно предположить, где похоронены их близкие. Индивидуальные могилы, однако, все равно будут уничтожены. При этом цена реконструкции выросла сначала до 300 тысяч евро, а потом до 350 тысяч евро. Эти деньги планируется выделить из бюджета Федеральной земли Саксония.
Вот для наглядности карта советского гарнизонного кладбища до и после предполагаемой реконструкции:
Попытки сохранить гарнизонное кладбище в нынешнем пока предпринимаются только отдельными немецкими активистами. Образована инициативная группа по защите советского воинского мемориала в Дрездене. Ее возглавляет дрезденская журналистка Яне Яннке. Она считает, что кладбище является одним из последних свидетельств почти полувекового пребывания в городе гарнизона советских войск и поэтому должно быть сохранено для истории. Деятельность по спасению захоронений ведет так же председатель правления Немецко-Русского института культуры в Дрездене Вольфганг Шелике.
Активисты предлагали помощь в уходе за могилами, предлагали дважды в год проводить уборку кладбища силами русских эмигрантов и школьников обеих стран. Эти предложения остались без ответа со стороны саксонских властей. Одновременно активисты писали Путину, обращались к бывшим советским военнослужащим, которые когда-то служили в Дрездене. Писали они и в российское посольство Владимиру Кукину. Тоже ни слова в ответ. Причем Яне Яннке уверена, что российские власти вообще не в курсе планов по уничтожению кладбища.
Больше всего активисты возмущены тем обстоятельством, что деньги немецких налогоплательщиков в сумме в 350 тысяч евро фактически планируется потратить на уничтожение исторического памятника. Со своей стороны Управление SIB утверждает, что приведение кладбища в порядок с сохранением исторических надгробий будет стоить порядка одного миллиона евро. «Это очень похоже на вымышленную цифру, призванную шокировать общественное мнение», — говорит госпожа Яннке.
Определенных успехов активисты все-таки добились. В 2010 федеральные власти Германии включили северный сектор гарнизонного кладбища в реестр памятников культуры. Раньше в этом реестре числились только захоронения времен Второй мировой войны. Теперь проект реконструкции кладбища необходимо согласовать с Берлином. В итоге реконструкция, которую планировалось завершить еще в 2011 году, пока так и не началась. Однако пока нельзя исключать, что работы на кладбище не начнутся ближайшей весной. Полное безразличие российской стороны к судьбе советских могил в этой ситуации играет на руку сторонникам сноса надгробий.
Нужно добавить, что на территории северного сектора кладбища тоже есть могилы советских солдат, погибших в годы Второй мировой войны. Таких могил там около сотни. Одна большая братская могила, в которой похоронен 71 человек, и еще 25 индивидуальных могил. Как правило, речь идет о неизвестных солдатах, останки которых были обнаружены через сколько-то лет после окончания войны. Эти 25 могил разбросаны среди могил военнослужащих Западной группы войск. Первоначальные планы саксонских властей предполагали сохранение одной только братской могилы. Отдельные же могилы предполагалось уничтожить, что в общем-то противоречит немецким законам и упомянутому российско-германскому соглашению. Теперь эти планы, вроде как, пересматриваются. Не исключено, что это одна из причин задержки реконструкции. Вот одна из этих могил:
Основное гарнизонное кладбище, где похоронены советские солдаты, погибшие в последние дни Второй мировой войны, тоже являет собой довольно скорбное зрелище, несмотря на проводившуюся семь лет назад реконструкцию:
Могила подполковника Ивана Щелкова:
Сразу за территорией советского гарнизонного кладбища находятся какие-то объекты Бундесвера. Утраченные участки кованой кладбищенской ограды военные заменяют незатейливым забором из труб и сетки:
Цветы на советском гарнизонном кладбище на 23 февраля:
Для сравнения так выглядят сейчас могилы советских детей на кладбище Керепеши в Будапеште. Недавно я подробно рассказывал о реконструкции этого кладбища:
Как говорится, почувствуйте разницу:
Полезно вспомнить, что пока в Дрездене не могут найти деньги, необходимые для спасения могил советских детей, посольство России в Праге транжирит миллионы долларов на крайне спорные реконструкции советских и российских военных захоронений на территории Чехии. Напомню, что только скандальная реконструкция советского мемориала на Ольшанском кладбище Праги обошлась российским налогоплательщикам примерно в полтора миллиона долларов. При этом новые обелиски устанавливались по цене, как минимум, в пять раз превышающей их реальную стоимость. Достаточно было бы заказать всего несколько обелисков на Ольшанском кладбище по их реальной цене, и в бюджете образовалась бы сумма, достаточная для ухода за детскими могилками в Дрездене на протяжение нескольких десятилетий.
Проблема еще и в том, что подобных гарнизонных кладбищ на территории Восточной Германии не одно и не два. Все они имеют такой же неопределенный статус. Реконструкция дрезденского кладбища путем сноса всех могил может создать очень опасный прецедент на будущее.
Брошенные и забытые
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023